Консультация для педагогов "Стрессоустойчивость педагогов"
консультация по психологии
Стрессоустойчивость – это жизненно необходимая составляющая личности. Высокий уровень стрессоустойчивости является важнейшим качеством для современного человека. Именно оно позволяет переносить различные стрессы без негативных последствий для ежедневной деятельности и нервной системы. К одной из наиболее напряженных профессий на сегодняшний день можно отнести профессию педагога. Профессия педагога требует от личности огромных интеллектуальных, физических и психологических затрат. Такие стресс-факторы как длительность рабочего дня, коммуникативные нагрузки, чувство ответственности, необходимость самосовершенствования и самообразования, постоянное общение с родителями, администрацией, коллегами могут оказывать негативное влияние на профессиональную деятельность педагога. Как педагог может восполнить свои личностные ресурсы и противостоять стресс-факторам рассказывается в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stressoustoychivost_pedagogov.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов
«Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор здорового образа жизни».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема стрессоустойчивости человека занимает одну из ведущих проблем современного, интенсивно развивающегося общества.
Стрессоустойчивость – это жизненно необходимая составляющая личности. Высокий уровень стрессоустойчивости является важнейшим качеством для современного человека. Именно оно позволяет переносить различные стрессы без негативных последствий для ежедневной деятельности и нервной системы.
К одной из наиболее напряженных профессий на сегодняшний день можно отнести профессию педагога. Профессия педагога требует от личности огромных интеллектуальных, физических и психологических затрат. Такие стресс-факторы как длительность рабочего дня, коммуникативные нагрузки, чувство ответственности, необходимость самосовершенствования и самообразования, постоянное общение с родителями, администрацией, коллегами могут оказывать негативное влияние на профессиональную деятельность педагога.
Стресс-факторы вызывают эмоциональное перенапряжение и истощение, влияют на психофизическое здоровье, а также могут развивать профессиональную деформацию личности.
В данной ситуации необходимо помнить, что важным психологическим фактором, способным противостоять эмоциональным перегрузкам является такое интегративное качество личности как стрессоустойчивость.
В психологии существует много определений понятия «стрессоустойчивость».
В педагогической деятельности стрессоустойчивость можно определить как интегративное свойство человека, компонентом которого является эмоциональная устойчивость, которая в деятельности педагога помогает преодолевать сложные эмоциональные ситуации.
А. А. Баранов показал, что особенности стрессоустойчивости влияют на степень профессионального мастерства и педагогической деятельности, а С. В. Субботин выявил, что уровень стрессоустойчивости педагога могут оказывать влияние на личностные особенности воспитанников.
Тест “Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом?” ( по А.И. Тащевой)
“Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Самое время узнать, как состоит дело со стрессоустойчивостью у вас.
Ответьте “да” или “нет” на десять вопросов:
1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли Вы головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?
Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у Вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами.
По уровню стрессоустойчивости выделяют 4 типа людей.
К первому типу относятся стрессоустойчивые люди, которые легко адаптируются в трудных и кризисных ситуациях, восприимчивы к переменам. Ко второму типу, относятся стрессонеустойчивые лица, которые тяжело и кризисно воспринимают любые изменения в жизни, они ригидны в поведении, а их установки и взгляды непоколебимы. Также люди способны в любой ситуации приходить в состояние напряжения. Третий тип людей условно можно назвать стрессотренируемыми. Они склонны принимать любые изменения, но адаптироваться к ним они будут постепенно. К четвёртому типу относятся стрессотормозные люди, которые стремятся не изменять своего мировоззрения, но в качестве исключения способны однократно внести изменения в жизни.
Стрессоустойчивость можно сформировать, так как данная способность является приобретенным свойством личности. Для того чтобы выработать или повысить данное качество, необходимо искать ресурсы, которые смогут помочь личности преодолевать отрицательные последствия эмоционально негативных ситуаций.
Чаще всего стрессоустойчивость будет завесить от того, как сформированы навыки саморегуляции, под которой понимается процесс психологического воздействия человека на себя, на свое поведение с целью достижения и поддержания оптимальных, желательных для него психологических состояний.
Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости педагогов:
1) найти для себя занятие, с помощью которого появится возможность переключаться от повседневных трудностей на радостные моменты;
2) следовать приёмам позитивной терапии: опора на положительное в жизни, развитие оптимистичности, положительные «фантазии о будущем»;
3) мотивировать себя на достижение успеха: необходимо ставить перед собой цели и разрабатывать шаги к их достижению;
4) необходимо стремиться видеть вокруг, в окружающих людях, только хорошее и позитивное, т.к. уровень устойчивости к стрессам будет во многом зависеть от внутреннего настроя;
5) негативные эмоции можно разрядить чувством юмора;
6) заниматься спортом, йогой;
7) применять технику успокаивающего дыхания – стабилизировав свое дыхание можно снять напряжение всего организма;
8) постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, это поможет отвлечься от стрессовой ситуации.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц тела.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными. А нежный свет течёт дальше по груди, по животу… Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Дыхательные приёмы для снятия напряжения.
- Сначала необходимо глубоко вдохнуть. Затем нужно задержать дыхание, мысленно представить круг и медленно выдохнуть вообразимую фигуру. Несколько раз повторить, и затем представить любую геометрическую фигуру и проделать тоже самое.
- Упражнение, которое можно выполнять перед любой психологически напряженной ситуацией. Представьте внутри себя на уровне груди мощный пресс. Делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как будто выталкивает негативные переживания.
Релаксация с элементами визуализации.
Представьте, что вы только что спустились по длинной череде деревянных ступеней и очутились на берегу самого чистого и красивого пляжа. Вы садитесь на песок и замечаете, какой он белый и гладкий, теплый и мягкий. Вы зачерпываете его ладонями, он сыплется сквозь пальцы и кажется текучим, как вода. Вы ложитесь на живот, чувствуя, как теплый песок тотчас же принимает форму вашего тела. Легкий бриз обдувает ваше лицо. Рокочет прибой, вздымаясь белыми гребнями, которые, набегая на кромку песка, разбиваются у ваших ног. Пахнет солью и морем, и вы вдыхаете глубоко-глубоко. Вам спокойно, вы чувствуете себя в безопасности.
В завершении я хочу Вам рассказать небольшую сказку. (включаю релаксационную музыку).
Сядьте как Вам удобно, расслабьтесь. Итак, высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили – были звёзды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленые звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно...белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?” – спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.
Я хочу пожелать Вам светиться всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю Вас иметь свой призыв по жизни”.
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.
Литература
- https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruElsZJRB5cZ4mFS_HMxPa8p7yFbJrvnQ7Pxi01wS1kprFH97w4sucNBv_MUEhgb17xuzsmD8W8F2EoW6YhW0Nfnh8n6a6ezm8ZfeaOL5iOggtoybyl3xRX7FL1sjfsfm_w%3D%3D%3Fsign%3D6dwv_PJvY2TZvVNrQedpJLmaiDdvrcoFruFDTG4k2bc%3D&name=stressoustoychivost_pedagogov.docx&nosw=1
- https://urok.1sept.ru/articles/660097
Педагог-психолог Полева Г.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - дискуссия для педагогов: «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»
Данная консультация была проведена с воспитателями ДОУ в рамках годовой задачи "Нравственно-патриотичекое воспитание дошкольников".Главная задача психолога подвести педагогов к осознанию первостепенно...
Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"
У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Консультация «Персональный сайт педагога- средство формирования и повышения уровня ИКТ компетентности педагога»
Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было – делай то, чего никогда не делал! Современный мир невозможно представить без интернета. Его активными пользователями...
Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"
Продолжить работу по повышению эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать соверше...
Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"
Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....