картотека подвижных игр
картотека (младшая группа)
Картотека подвижных игр для детей
раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 77.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр для детей
раннего возраста
Разработал:
Воспитатель
Зуева А.О.
2020
Змейка
Цель. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия.
Материал. Деревянная (пластмассовая) разборная змейка.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям извивающуюся змейку. Обращает внимание, что «змейка» шипит: ш-ш-ш! Она ползет и извивается. Воспитатель читает четверостишие из сказки П. Бажова:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Дети сначала рассматривают змейку, и потом начинают играть с ней. Затем воспитатель предлагает всем детям вместе изобразить её. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперед за воспитателем, который следит за детьми, чтобы они не шаркали ногами, а шли маленькими шажками, причем прямо и легко поднимая ноги. Воспитатель напоминает детям, что «Змейка» шипит: «Ш-ш-ш-ш». Потом воспитатель перед детьми ставит небольшие преграды (кубы, дуги и т. п.), которые «змейка» (дети) должны обойти, и не опрокинув их. Дети двигаясь цепочкой («змейкой»), перешагивают осторожно через веревочку (рейку). Воспитатель следит, чтобы все дети не опускали руки и не снимали их с плеч впереди идущего, одновременно чтобы они произносили «Ш-ш-ш» или повторяли вместе с воспитателем стихи. По желанию детей игра повторяется.
Солнышко и дождик
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе по кругу.
Подготовка: дети встают по кругу. На одной стороне площадки отмечается «линия дома».
Ход игры: дети с педагогом идут по кругу, произносят слова и выполняют движения.
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату, (идут по кругу)
Мы хлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку, (хлопают стоя на месте)
Топ-топ, топ-топ!
Топ-топ, топ-топ! (ритмично притопывают на месте)
Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп!
Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп! (ритмично хлопают в ладоши)
На сигнал «Дождь идет, скорей домой» дети убегают.
Правила: идти ритмично по кругу, не сужая его. Убегать в отведенное место – за «линию дома»
По дорожке (тропинке)
Материал. При проведении игры в помещении: несколько флажков или игрушек.
Ход игры. Воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20–30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.
Эту игру хорошо проводить на улице. Лучше одновременно привлекать к игре 5–6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга.
Осенью на участке можно направить дорожку к дереву, предложив детям пройти по ней и принести 2–3 листочка. Это оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или какие-либо игрушки, чтобы дети их приносили.
Правила. Двигаясь по тропинке, не заходить за черту. Передвигаться туда и обратно в одном и том же порядке, не толкаться.
Догонялки
Цель: развивать двигательное умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдать правила игры.
Описание: играющие строятся около воспитателя. Воспитатель назначает догонялку (первое время роль догонялки воспитатель берет на себя, затем назначает из числа более активных детей). Все вместе дети говорят слова:
Мы веселые ребята
Любим бегать и играть
Ну, попробуй (имя ребенка) нас догнать!
После слов, дети разбегаются врассыпную, догонялка догоняет, задевая их рукой. Пойманный, выходит из игры.
Вариант: 2-3 догонялки.
Воробушки и автомобиль
Ход игры. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробьи, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжает автомобиль или когда приближаются люди.
Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков. Он очерчивает площадку, где воробушки могут летать и прыгать, – ставит по краям площадки скамеечки или стулья, говоря:
– Сюда полетят воробушки, когда приедет автомобиль. На дереве и на крыше воробьи не боятся, что их автомобиль раздавит. Они сидят и смотрят. Как уедет автомобиль – воробьи опять полетят искать зернышки и крошки.
Тут же воспитатель договаривается с детьми, что он будет автомобилем, показывает детям, как проедет и загудит автомобиль.
– Тихо на дворе, никого нет. Летите, воробушки!
Дети выбегают на середину и изображают, как летают и прыгают воробьи. Вдруг раздается «гудок», и «автомобиль» проезжает по площадке. «Воробьи» быстро бегут и усаживаются на скамеечках. Чтобы дать детям небольшую передышку, воспитатель несколько «проезжает» из конца в конец или кругом по площадке и отходит в сторону. Дети снова бегут на середину. Так повторяется несколько раз.
Правила игры. Бежать к скамейкам, когда появляется автомобиль, возвращаться на середину площадки, когда он исчезает.
Указания к игре. Чтобы дети не устали, можно внести в игру ряд спокойных действий – например, воробьи сидят, чистят перышки (отряхиваются), чирикают, сидя на ветках (на скамеечках), и т. п.
Лохматый пес
Ход игры. Воспитатель изображает лохматого пса. Дети «живут» в одном доме (очерченный прямоугольник или огороженное скамейками место) или в разных домах (сидят на стульчиках).
«Лохматый пес» грызет косточку, потом садится в свою конуру (на стульчик) или ложится на ковер и засыпает (закрывает глаза).
Тогда дети, взявшись за руки и образовав одну цепочку, подкрадываются к нему, произнося следующие слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
«Пес» в это время не должен шевелиться, даже когда его легонько трогают, погладить его можно лишь тогда, когда кончили говорить стишок.
Неожиданно для детей «пес» открывает глаза и лает, а малыши убегают и прячутся в своем доме. Пес побегает, полает и снова ложится. Малыши опять выходят из своего дома, и игра начинается сначала.
Правила игры. Дети не трогают пса до тех пор, пока не кончают говорить текст. Пес не шевелится до тех пор, пока его не тронут.
Указания к игре. Важно так рассчитать расстояние между «домом» детей и «конурой», чтобы дети не подошли к ней раньше, чем закончится текст. В противном случае им трудно будет удержаться и не трогать пса раньше времени. Тогда не будет порядка в игре.
Следует постепенно приучать малышей не убегать раньше времени, т. е. воспитывать смелость и выдержку. При проведении этой игры с более старшими детьми можно уменьшить расстояние до конуры, ввести ловлю (пес ловит детей), остальные правила сохраняются.
Роль пса постепенно передается детям.
Не наступи на линии (игры с ползанием и лазанием)
Инструктор проводит на полу две параллельные линии длиной 3-4 м на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать, поднять обе руки вверх, потянуться или хлопнуть в ладоши над головой, затем вернуться на свое место. Рекомендации. Для упражнения можно использовать доску шириной 40-50 см, положенную на пол.
Кто как ходит
Цель: знакомство с окружающим миром.
Учащиеся идут по залу в колонну по одному. Учитель называет животных, птиц, учащиеся изображают, кто как ходит. Например: “идем, как гуси”, “прыгаем, как зайцы”, “идем, как медведи”, “полетели, как журавли”, ежи (в полном приседе, обхватив колени и приговаривая «пых-пых»).
У медведя во бору
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге. Подготовка: играющие располагаются по одной стороне площадке, на другой стороне – медведь (ребенок). Ход игры: дети идут к медведю и говорят:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь рычит,
Он на нас сердит!
Медведь бежит за детьми, а те убегают от него в дом.
Правила: доходят до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.
Бегите ко мне
Ход игры. Дети усаживаются в ряд на стульчиках у одной из стен комнаты или на краю площадки. Воспитатель отходит подальше от детей и говорит:
– Бегите ко мне!
При этом он манит их руками:
– Бегите, бегите, бегите!
Дети бегут, а воспитатель охватывает их распростертыми руками и говорит:
– Прибежали?! Ну, теперь бегите назад.
Дети бегут к стульчикам и садятся на них.
Когда все успокоятся и отдохнут, воспитатель снова зовет:
– Отдохнули? Ну, бегите опять ко мне!
Игра повторяется.
Правила игры. Бежать только тогда, когда позовет воспитательница. Когда она скажет бежать назад, надо добежать до стульчиков и сесть.
Указания к игре. Эта игра очень примитивна по своим движениям и правилам. В то же время она хорошо организует малышей и доставляет им удовольствие. Такая игра может проводиться с самыми маленькими детьми, впервые поступившими в детский сад.
В дальнейшем в нее можно вносить разные дополнения, которые послужат отдыхом после бега и внесут в нее разнообразие. Например, когда дети усядутся на стульчиках, воспитатель идет к ним в гости. Предлагает детям:
– Покажите ваши ручки.
Дети протягивают руки, а воспитатель каждому «кладет конфетку» (легонько хлопает по ладошке). В другой раз он просит показать ножки и, дотрагиваясь кулаком до их коленок, произносит «тук, тук!». В остальном игра проводится, как описано выше.
Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель отходит подальше и зовет:
– Бегите ко мне, лошадки!
Дети бегут к воспитателю, поднимая ноги повыше. Второй раз воспитатель зовет зайчиков, и дети вприпрыжку на двух ногах скачут к ней (надо подойти к ним ближе). В третий раз воспитатель зовет котят, и дети на четвереньках прибегают к нему.
Такой вариант более сложен по движениям и проводится с более старшими детьми. В игре с младшими детьми некоторые движения можно заменить, если они покажутся трудными. Например, вместо лошадок могут прилететь птички, вместо зайчиков – прибежать курочки и т. п.
По ровненькой дорожке
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку. Все идут друг за другом, приговаривая:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По камешкам,
По камешкам, (Прыгают на двух ногах.)
По камешкам,
В яму – бух… (Присаживаются на корточки.)
Ух-у-ух! (Выпрямляются.)
Этот текст и соответствующие движения повторяются 2 раза. Затем дети произносят следующие слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке, (Идут один за другим, немного расслабив тело, будто устали.)
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом – (Бегут к стульчикам
в противоположный конец и садятся.)
Там мы живем!
Указания к игре. Вначале воспитатель может сам выполнять движения с детьми, являясь для них примером. Когда дети освоятся с правилами и движениями, воспитатель может не выполнять движений, а лишь произносить текст, наблюдая за детьми и давая им нужные указания.
Наседки и цыплята
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
– Вышла курочка-наседка с цыплятами гулять. Цыплята маленькие, желтенькие, бегают около курочки, зернышки клюют. «Пить, пить, воды попить! Пить, пить, воды попить!» – пищат цыплята и разбегаются в разные стороны. А курочка боится, что цыплята потеряются. Как они отойдут немного, она их зовет: «Кле, кле – все ко мне! Кле, кле – все ко мне!»
Воспитатель изображает курочку, а малыши – цыплят. Курочка сидит на стульчике или на ковре, цыплята вокруг нее плотной группкой. Курочка дремлет, а цыплята потихоньку разбегаются в разные стороны, ходят, клюют и приговаривают: «Пить, пить, воды попить!» Надо дать малышам походить, побегать немного по всей комнате или площадке.
Проснулась курочка, а цыплят нет. Она их созывает: «Кле, кле – все ко мне!» Цыплята сбегаются на зов.
Затем игра повторяется.
Правила игры. Цыплята ходят или бегают по всей комнате или площадке. На зов курочки должны прибежать все цыплята.
Указания к игре. Эта игра доступна самым маленьким детям. Если она проводится во дворе, надо очертить границы площадки, где цыплятам можно ходить и бегать. Нарисованные линии будут изображать забор. Если малыши будут толпиться возле воспитателя, им надо объяснить, что цыплята больше всего любят искать червячков и мошек под забором, – это побудит детей к движению по всей площади.
При повторении игры для развития большей самостоятельности роль курочки поручается одному из детей. Но при этом воспитатель должен найти удобный способ подсказать курочке, когда позвать цыплят. Например, он может взять на себя роль кошки, которая разбудит курочку своим мяуканьем, или щенка, который прибежит и залает, и т. п.
Раздувайся мой шар (Пузырь)
Ход игры. Дети стоят тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову, дуют в кулачки, составленные один под другим – трубочкой. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а потом, снова наклоняясь, произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою трубку (действие повторяют всего 2–3 раза). При каждом раздувании дети делают шаг назад, будто пузырь немного надулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Пока дети произносят текст, образуется большой растянутый круг. Воспитатель говорит, что пузырь получился красивый, большой, и отправляется проверять, хорошо ли надут пузырь, прочный ли он (он соединяет при этом руки своих ближайших соседей и заходит в круг). Воспитатель дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Воздух, выходи». Все дети, не отпуская рук, сбегаются к центру, произнося «тс…тс…». Затем пузырь снова надувают, и игра повторяется сначала.
При повторении можно заканчивать игру иначе. Можно сказать: «Лопнул пузырь». Тогда дети разрывают сцепленные руки и присаживаются на корточки, произносят «хлоп!» и делают хлопок руками. Воспитатель отправляется чинить пузырь: он обходит детей и дотрагивается до каждого, ребенок, до которого дотронулся воспитатель, встает и подходит к центру. Постепенно снова образуется маленький круг, и можно начинать игру сначала.
Указания к игре. Эта игра особенно хорошо проходит в смешанной группе, где имеются более старшие дети, или в тех случаях, когда к малышам приходят в гости дети старшей группы и играют вместе.
Можно играть и с одними малышами, но это не та игра, с которой следует начинать первые коллективные игры с правилами.
Лучше познакомить малышей с игрой, начиная ее с маленькой группой во время прогулки и затем постепенно охватывая остальных детей (движение назад в круге малышей обычно затрудняет – они рвут круг, и стройность игры нарушается).
Автобус
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.
Подготовка: дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус». Дети встают друг за другом, берутся за шнур, в другой руке держат ленточку.
Ход игры: заработал мотор.
Воспитатель: «Автобус едет и сигналит».
Дети: «Би-би-би-би!»
Воспитатель: «Автобус едет и колеса шуршат»
Дети: «Ш-ш-ш-ш-ш»
Воспитатель: «автобус едет, а мотор его ворчит».
Дети: «Р-р-р-р».
Воспитатель: «Автобус приехал».
Правила: дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажиры машут ленточками.
Карусель
Цель: развивать умение ходить и бегать по кругу не расцепляя рук и врассыпную, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг, идут по кругу и говорят слова:
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели!
А потом, а потом все кругом,
Все бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, потом бегут, затем снова медленно. После слов «кончилась игра» разбегаются врассыпную. По сигналу «Раз-два, раз-два, начинается игра!» играющие снова образуют круг и игра повторяется. Вариант: детям предложить взяться за шнур (концы шнура связаны) правой рукой. По команде «Поворот!», играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону.
Воробушки и кот
Цель: развивать умение бегать врассыпную по всей площади зала, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать на сигнал.
Описание: дети стоят вдоль стены на одной стороне площадки. Это воробушки. Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет ребенок. «Воробушки полетели» - говорит воспитатель. Воробушки, расправив крылья (вытянутые в стороны руки) вылетают из гнезда (бегают по площадке врассыпную. Кошка спит. На сигнал «Мяу!» - кошка бежит догонять воробушков, которые должны занять свои места в гнездышке. Пойманных воробушков, кошка отводит к себе.
Примечание: вначале роль кошки берет на себя взрослый.
Вариант: дети могут стоять на скамейках или кубах, в обручах – это гнезда, 2-3 кошки.
Автомобили
Материал. Стульчики, кружки от серсо (небольшие обручи, фанерные круги).
При усложнении игры: красный и зеленый флажки.
Ход игры. С одной стороны площадки, где проводится игра, устраивают гараж (ставят стульчики и кладут на них кружки от серсо, или небольшие обручи, или фанерные круги, которые могли бы послужить в качестве руля). С другой стороны на земле очерчивается небольшое пространство – это дом, где живут «шоферы» (дети).
Игра начинается со сборов на работу. «Шоферы» умываются, пьют чай (движения свободные) и идут в гараж (обходят 1–2 раза площадку). Каждый «шофер» становится перед машиной (возле кружка). «Заведующий гаражом» (воспитатель) проверяет, все ли в порядке, и дает сигнал: «Заводи мотор!» Слегка наклонив корпус и опираясь о скамейку, дети делают вращательные движения рукой, произнося «тр-тр-р». «Поехали!» – объявляет воспитатель. Дети берут в руки рули и разбегаются по площадке (площадь, где можно ездить машинам, заранее очерчена или обозначена шнуром, флажками и т. п.). Шоферы могут ездить в различном направлении и порядке, не выезжая за пределы улицы (обозначенной площадки). «Заведующий» остается на месте и следит за ездой. Если случается «авария» или какой-нибудь непорядок, «заведующий» может выехать сам и все уладить или послать помощника – одного из ребят. «Машины, в гараж!» – зовет заведующий, считая, что дети уже достаточно побегали. Все шоферы должны сейчас же вернуться и поставить машину на место, т. е. сесть на стульчик. Затем «заведующий» обходит машины, проверяет, все ли исправно, и указывает, какой ремонт нужен. (Это делается для отдыха после бега.) Ремонт желательно производить, используя различные движения. Например, можно накачать воздух в шины (сидя на месте, дети соединяют свои кулачки, слегка поднимают их и опускают, произнося «пш… пш…» или «с… с… с…»); можно проверить задний ход (дети вертят, сидя на месте, свой руль, произнося «тр… тр…»); можно помыть машину (отряхивают платьица, поглаживают по очереди руки, ноги и т. д.); можно починить колеса (завязать развязавшийся шнурок, подтянуть носочки и т. п.) Когда дети немного отдохнут после бега, воспитатель объявляет, что «гараж закрывается». Шоферы уходят домой. Игра может начаться снова.
Правила игры. Вовремя по команде выезжать из гаража и возвращаться в него. Выполнять движения дружно. При усложнении вводится третье правило: следить за сменой флажков и останавливаться при поднятии красного (вводится, когда дети достаточно освоились в игре).
Указания к игре. Разнообразные движения во время отдыха помогают заинтересовать детей и привлечь их к своевременному возвращению на место.
Позднее в игру можно ввести роль милиционеров – их расставляют по краям площадки. Получив красный и зеленый флажки, «милиционеры» поднимают их по примеру воспитателя, у которой такие же флажки. При поднятии красного флажка, машины останавливаются; при поднятии зеленого – едут. Шофер, нарушивший правила движения, платит штраф – хлопает ладошкой по ладони милиционера.
Поймай – прокати (катим мяч)
Цель: упражнять в ловле и прокатывании мяча в прямом направлении, развивать фиксацию взора.
Подготовка: дети стоят полукругом, педагог – напротив.
Ход игры: педагог бросает детям мяч. Поймав мяч, ребенок приседает или наклоняется и катит мяч обратно педагогу. Если не поймал, бежит за мячом.
Правила: ловить мяч, пальцами рук, стараясь не прижимать его к груди; отталкивать энергично в нужном направлении.
Самолеты
Материал. Гирлянда с флажками; зеленый и красный флажки.
Ход игры. На одной стороне площадки (комнаты) поставлены скамейки или стульчики. Впереди протянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Малыши – летчики. Они сидят на стульчиках, ожидая сигнала к началу полета. «Летчики, к полету готовы?» – спрашивает «начальник аэродрома» (воспитатель). Дети встают и отвечают: «Готовы!» «Заводи мотор!» – приказывает «начальник». Дети вертят правой рукой, будто заводят мотор, произнося «тр-тр-р». «Начальник» поднимает зеленый флажок – можно лететь. «Летчики» на самолетах летают по всей площадке в разных направлениях до тех пор, пока «начальник» не показывает красный флажок. «Летчики, летите назад!» – зовет воспитатель, напоминая, что означает красный флажок. Все возвращаются на аэродром и усаживаются на стульчики.
Начальник обходит самолеты, осматривает их и указывает, какой нужен ремонт (см. игру «Автомобили»).
Затем снова дается сигнал к полету, и игра повторяется.
Правила игры. Помнить сигналы: при поднятии зеленого флажка вылетать, при поднятии красного – возвращаться на аэродром.
Указания к игре. Для облегчения игры можно сразу давать сигнал к полету, не изображая, как заводят моторы. Или заменить сигналы флажком сообщением «по радио» («Слушайте, слушайте! Летчики, возвращайтесь!»).
Через некоторое время воспитатель выбирает одного из детей себе в помощники, он также получает флажки и вместе с воспитателем дает сигналы. Это – повод для проявления самостоятельности детей, чтобы в дальнейшем они могли играть без участия воспитателя.
Если игра проводится на воздухе, необходимо ограничить площадку, где разрешается летать, иначе малышам трудно будет следить за сигналами.
Медведь и пчелы
Материал. Шестигранный заборчик.
Ход игры. Заборчик, стоящий на участке, изображает улей, в котором живут «пчелы» (дети). Воспитатель в роли медведя прячется за дерево или куст.
«Пчелы» вылетают из улья собирать мед. Они летают по участку и жужжат. Вдруг появляется «медведь». Он ходит, переваливаясь с ноги на ногу, принюхивается к меду. «Пчелы» при его появлении залетают в улей (в шестигранник), а «медведь» подходит к улью и пытается зачерпнуть лапой мед. «Пчелы» жужжат, жалят медведя (стараются дотронуться до руки воспитателя, когда он просовывает ее между перекладин). Воспитатель делает вид, что пчелы его ужалили, трясет «лапой» и убегает. Пчелы снова вылетают за медом, и игра повторяется.
Правила игры. При появлении медведя улетать в улей (бежать к заборчику-шестиграннику), а когда он уходит, вылетать за медом. Летать по всей площадке и не толпиться возле заборчика.
Указания к игре. «Медведь» должен прятаться подальше от улья, чтобы малыши не боялись бегать по всей площадке. Чтобы приучать их быть смелее и бегать подальше от улья, можно в противоположной от шестигранника стороне площадки (приблизительно в 25–30 шагах) нарисовать на земле сад (прямоугольник), куда «пчелы» прилетают за медом.
Медведь должен дать пчелам возможность спрятаться в улье – его движения неторопливые, спокойные, ярко рисующие образ косолапого мишки-лакомки.
Серый волк
Ход игры. Одного из играющих назначают волком и отводят в логово (для этого очерчивают часть площадки), остальные дети изображают козочек, которые пасутся на лугу, пощипывают травку и приговаривают:
Щиплем, щиплем травку,
Волка не боимся,
Съедим всю муравку,
Скорей разбежимся.
После того как сказано последнее слово, «волк» выскакивает из логова и ловит козочек. Когда волк поймает двух козочек, назначают нового волка и начинают играть сначала.
Правила игры. Бежать и ловить следует только после того, как расскажут стишок до конца.
Указания к игре. В эту игру следует играть весной или летом, когда малышей не стесняет лишняя одежда и когда они уже спокойно могут прыгать и бегать в коллективе. Игра требует большей выдержки и самостоятельности, чем предыдущие, так как здесь вводится ловля. Кроме того, дети сами должны помнить правила игры и последовательность действий, в предыдущих же играх о предстоящих действиях им напоминал воспитатель.
Когда дети будут знакомиться с игрой, важно, чтобы воспитатель вместе с ними был козочкой и произносил текст. Своим примером он поможет малышам уяснить правила игры. В дальнейшем участие воспитателя в этой роли необязательно – он может быть волком или бабушкой, которая выгоняет козочек пастись. Последняя роль дает возможность участвовать в игре лишь для удовольствия детей, которые в основном самостоятельно выполняют все движения, соблюдают правила игры. Они нуждаются в помощи главным образом при выборе того, кто будет волком. Им может стать тот, кого назовет предыдущий волк или все дети, либо тот, кого выберут при помощи считалочки.
Догони мишку
Материал. Большой плюшевый мишка.
Ход игры. У воспитателя в руках мишка. Он подходит к малышам, сидящим на стульчиках, и говорит:
– Сейчас мишка покажет, кто его будет ловить.
Обходит малышей и мишкиной лапкой дотрагивается до 2–3 детей. Следует команда «ловите мишку!», и воспитатель бежит с мишкой на руках, а выбранные дети его догоняют.
Побегав немного, воспитатель дает себя поймать. Поймавшие мишку берут его за лапки и ведут к детям. Мишка опять показывает, кому догонять. Так по очереди мишку ловят все дети. Постепенно количество ловящих увеличивается, чтобы не приходилось долго ждать своей очереди.
Под конец мишку ловят все дети. Воспитатель говорит:
– Теперь мишка отдохнет, он устал бегать.
Игра заканчивается.
Правила игры. Догонять можно только тем, до кого дотронулся мишка. Те, кого мишка не выбрал, должен сидеть на скамеечке спокойно, дожидаясь очереди.
Указания к игре. В эту игру можно играть в помещении, а в теплый день – и во дворе. Бежать воспитатель должен не очень быстро и не особенно далеко. Догонять должны каждый раз новые дети.
Пятнашки с ленточками
Материал. Разноцветные ленточки по числу играющих.
Ход игры. К спине каждого из играющих детей прикрепляется ленточка (к воротнику). Воспитатель становится пятнашкой. Дети разбегаются во все стороны, а пятнашка их ловит. Воспитатель дает детям немного побегать, затем вытаскивает ленточку из-за воротника у кого-нибудь из детей. Лишившийся ленточки становится пятнашкой, а его ленточку воспитатель прикрепляет к своему пояску. Пятнашка выдергивает еще чью-либо ленточку и прикрепляет к себе за воротник, а ловит детей новый пятнашка и т. д.
Правила игры. Дети убегают от пятнашки, не допуская, чтобы он вытащил ленточку. Лишившийся ленточки становится пятнашкой.
Указания к игре. Эта игра приучает малышей убегать от ловящего, в то время как обычно они, наоборот, вертятся подле него, чтобы их скорее поймали. Кроме того, детям нравится бегать с развевающимися разноцветными «хвостиками», придающими игре красочность и особую веселость.
Кто скорее добежит
Материал. Флажок в качестве ориентира (на прогулке можно использовать дерево или куст).
Ход игры. Все малыши становятся в один ряд. Воспитатель показывает им на дерево или флажок, заметный всем, и говорит:
– Кто скорее добежит до елки (березы, флажка и т. п.)?
Дети (вместе с воспитателем) 3 раза хлопают в ладоши и бегут. Затем они возвращаются, и игра повторяется, но место, куда надо добежать, меняется (флажок переносится в другое место, вместо одного дерева намечается другое и т. д.).
Правила игры. Бежать нужно к указанному месту. Прежде чем бежать, надо 3 раза хлопнуть в ладоши.
Указания к игре. Игру можно проводить на воздухе в разное время года. Летом можно бежать к цветам, собранным детьми в букетики и разложенным подряд (с промежутками) на траве или на скамейке.
Можно связать игру с различением деревьев (один раз бежать к елке, другой раз – к березе). Детей надо расставить посвободнее, чтобы они не мешали друг другу во время бега. Добиваться, чтобы дети выполняли второе правило игры и не бежали до тех пор, пока не хлопнут 3 раза, следует постепенно.
Если играющих много, их можно разделить на две группы: одни бегут, другие в это время отдыхают и смотрят. Когда первая группа добежит до нужного места, они могут там посидеть и отдохнуть после бега. При этом они будут следить за тем, кто добежит раньше из детей второй группы.
Расстояние должно быть небольшое, приблизительно 25–30 шагов, чтобы малыши не устали.
Площадка, где бегают дети, должна быть ровной, без пней и ямок. Малышей необходимо предупредить, чтобы они смотрели под ноги, когда бегут. Если дети очень маленькие, в игру вносится изменение: надо сказать не «кто раньше добежит», а «побежим к флажку» (или цветочкам и др.), делая акцент не на быстроте, а на том, куда бежать.
Если игра проводится впервые, воспитатель сначала должен дойти с детьми до того места, куда надо бежать, чтобы каждому было понятно, что от него требуется. Можно попросить 1–2 детей добежать до этого места и посмотреть, куда они побегут.
К куклам в гости
Материал. Куклы (по числу играющих).
Ход игры. На ковре на стульчиках сидят куклы (8–10, по числу играющих). Пригласив детей играть, воспитатель говорит, что сейчас они пойдут к куклам в гости, и показывает, где куклы сидят. Дети вместе с воспитателем спокойно подходят к куклам, здороваются с ними. Педагог предлагает взять кукол и потанцевать с ними. Попрыгав немного с куклами, дети сажают их на место и возвращаются «домой».
При повторении игры дети могут пойти в гости к мишкам, зайцам (педагог предварительно размещает их в другой части комнаты). С этими игрушками дети возвращаются «домой» и играют с ними как хотят.
По дорожке (тропинке)
Материал. При проведении игры в помещении: несколько флажков или игрушек.
Ход игры. Воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20–30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.
Эту игру хорошо проводить на улице. Лучше одновременно привлекать к игре 5–6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга.
Осенью на участке можно направить дорожку к дереву, предложив детям пройти по ней и принести 2–3 листочка. Это оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или какие-либо игрушки, чтобы дети их приносили.
Правила. Двигаясь по тропинке, не заходить за черту. Передвигаться туда и обратно в одном и том же порядке, не толкаться.
Принеси флажок (Перешагни через палку)
Материал. Флажки (по количеству играющих).
Ход игры. Собрав группу детей (4–6 человек), воспитатель показывает им флажки и предлагает поиграть ими. Дети становятся около черты, проведенной на некотором расстоянии от стены. С противоположной стороны площадки (комнаты) воспитатель ставит стул и кладет на него флажки. Между чертой и стулом раскладываются палки (2–3) на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель поочередно называет тех, кто пойдет за флажком, и следит, чтобы каждый аккуратно перешагивал через препятствия. Взяв со стульчика один флажок, ребенок тем же путем возвращается обратно.
Когда все дети вернутся с флажками, воспитатель предлагает поднять их и помаршировать (воспитатель может ритмично ударять в бубен или приговаривать «раз-два, раз-два»).
Затем игра проводится с другой группой детей.
Правила. Идти за флажком должен только тот, кого назвали. Брать со стула только один флажок.
Догони мяч
Материал. Корзина с мячами (количество мячей соответствует количеству участников).
В варианте игры вместо мячей используются разноцветные деревянные или пластмассовые шары.
Ход игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ней вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мячи!» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину.
Игра повторяется.
Вариант игры. Для игры подбираются шары разных цветов. Сложив их в корзину, педагог приглашает детей посмотреть, какие красивые у него есть шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами:
– Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину.
Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры педагог называет, кто какой шар принес: красный, желтый и т. д.
С шарами из пластмассы игру можно проводить и на участке, и на полянке; с деревянными полированными шарами лучше играть в помещении на ковре, чтобы не портить их.
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Указание к игре. Первое время игра проводится с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.
Солнечные зайчики
Материал. Зеркало.
Ход игры. Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает на стену солнечный зайчик и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчика!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
Догони меня
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня!» – звучит команда воспитателя, он бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за ним, стараясь поймать. Снова звучит команда: «Догоните меня!» – и воспитатель бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Указание к игре. Эту игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа играет, другая – смотрит, затем дети меняются ролями.
Кот и мышки
Материал. Гимнастическая лестница или шнур; большой стул или пенек.
Ход игры. Игра проводится с небольшой группой детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.
С помощью гимнастической лестницы, поставленной на ребро, или шнура огораживается место для «мышек» (детей). Один из детей назначается кошкой. Она садится на большой стул или пенек. «Мышки» сидят в норках (за лестницей или шнуром).
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.
«Мышки» вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и начинают бегать. Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите…
Это сигнал кошке: она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Правила. Действовать согласно словам стихотворения. Убегать от «кошки» за гимнастическую лестницу или натянутый шнур.
Указания к игре. Игру можно повторять 3–4 раза, каждый раз выбирая новую кошку. На роль кошки вначале надо выбирать наиболее развитых, подвижных детей, а затем и более робких, всячески поощряя их.
Курочка-хохлатка
Ход игры. Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок (постарше) – кошка. Она садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель продолжает:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курочка) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом:
– Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!
При повторении игры роль кошки поручается другому ребенку.
Правила. Действовать согласно словам стихотворения. Убегать от «кошки» к «курочке» (воспитателю).
Маленькие и большие ножки
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель садится напротив и просит детей показать, какие у них ножки. Дети выставляют ноги немного вперед, поднимают их. Воспитатель весело говорит:
– Маленькие ножки бежали по дорожке. Посмотрите, как они побежали. Топ, топ, топ!
При этом несколько раз в быстром темпе притопывает ногами. Дети делают то же самое. Затем, замедляя движение, воспитатель медленно произносит:
– Большие ноги шли по дороге. Топ, топ!
Воспитатель несколько раз говорит текст сначала про маленькие ножки, затем про большие ноги. Дети повторяют за ним, чередуя быстрые и медленные движения.
Куры в огороде
Материал. 4 палочки; шнур; подставки-чурбаки.
Если игра проводится в помещении, вместо палочек, шнура и подставок используют строительный материал.
Ход игры. Из палочек и привязанного к ним шнура устраивают огород. В него хотят пролезть «куры» (дети). Палочки следует укрепить на подставках-чурбаках, чтобы они не опрокидывались, когда «куры» будут подлезать под изгородь (под веревку). С одной стороны оставляют место без загородки, чтобы было удобно убегать с огорода.
Воспитатель изображает сторожа. Он сидит в избушке на краю огорода (на стульчике или скамеечке), закрыв глаза, будто спит. «Куры» подлезают под изгородь (под веревку) и начинают клевать, бегать по огороду, кудахтать. Сторож просыпается (выждав немного) и гонит их с огорода: «Кыш, кыш», – и хлопает в ладоши.
«Куры» убегают, а «сторож» обходит огород: нет ли еще где-нибудь курицы, – и возвращается в свой дом.
Игра повторяется.
Правила игры. Когда сторож хлопнет в ладоши и скажет «кыш, кыш», надо бежать с огорода. Подлезать под веревку нужно не задевая ее.
Указания к игре. Вначале огород можно начертить на земле линиями, тогда нужно будет выполнять только первое правило. Затем можно усложнить игру – ввести второе правило. Если игра проводится в помещении, изгородь можно сделать из строительного материала (в один ряд), чтобы малыши перепрыгивали через него (высота 8–10 см). С одной стороны надо устроить выход, откуда будут убегать куры.
Роль сторожа постепенно передается детям: вначале можно привлекать их в качестве помощников сторожа (вместе прогонять кур), затем – передать эту роль полностью.
Доползи до погремушки
Материал. Погремушка (одна или несколько).
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, на расстоянии 2,5–3 м от них лежит погремушка.
Воспитатель поочередно называет детей и предлагает поиграть с погремушкой. Для этого надо доползти до погремушки, взять ее, встать на ноги, погреметь, положить ее обратно и вернуться на свое место.
Правило. Следует выполнять действия, указанные воспитателем в строгом порядке.
Указание к игре. Когда дети научатся ловко ползать, рекомендуется положить 3–4 погремушки: тогда одновременно может действовать соответствующее число детей.
Обезьянки
Материал. Гимнастическая стенка (трехгранный заборчик). Ход игры. Воспитатель говорит:
– Сегодня вы будете учиться лазать, как обезьянки.
И предлагает 2–3 малышам встать лицом к лесенке и забраться на несколько ступенек.
Когда дети поднимутся на 5–6 ступенек, воспитатель говорит:
– Вот как высоко влезли обезьянки на дерево! А теперь слезайте обратно.
Указание к игре. Надо обязательно следить за тем, чтобы, влезая и слезая, дети наступали на каждую ступеньку. Пока одни обезьянки лазают, другие – наблюдают.
Игра с мячом
Материал. Яркий большой мяч.
Варианты игры
1. Дети садятся на пол по кругу и прокатывают мяч друг к другу. Воспитатель показывает детям, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
2. Дети стоят полукругом, а воспитатель бросает им мяч по очереди. Если ребенок поймал мяч, он присаживается на корточки и катит мяч обратно к воспитателю. Если не поймал, он бежит за мячом и приносит его воспитателю.
3. Воспитатель берет мяч и предлагает 2–3 детям поиграть с ним. Дети встают против воспитателя на расстоянии 80–100 см. Воспитатель поочередно бросает мяч, командуя «лови!». Дети ловят мяч и бросают его обратно воспитателю.
Указания к игре. Игра проходит живее с группой из 8–10 человек. Желательно, чтобы мячи были разные. Если это невозможно, вводится правило – догонять любой мячик, не разбирая, кто его бросил.
Катание шаров
Материал. Набор цветных шаров; ящик или корзина.
Ход игры. Воспитатель показывает детям набор цветных шаров, дает детям возможность не только посмотреть, но и потрогать шары, просит назвать их цвета. После этого воспитатель показывает, как скатывать шары, а затем подзывает поочередно детей и предлагает им прокатить по 1–2 шара. Ребенок, скативший шары, сам бежит за ними и кладет их в ящик или корзину.
Указания к игре. При повторении игры воспитатель может фиксировать внимание детей на цвете шаров. Например, сам прокатывает красный шар и предлагает ребенку прокатить такой же. Или дает задание прокатить 2–3 шара в определенной последовательности (красный, желтый, зеленый), каждый раз называя цвета.
Задания можно варьировать.
Прокати в воротца
Материал. Мячи (разноцветные шары); воротца, устроенные из крупного строительного материала (детский стульчик – его ножки будут служить воротцами).
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть с мячами (или разноцветными шарами) и проводит черту, за которой собираются желающие или привлеченные к игре дети. На расстоянии 1–1,5 м от черты устанавливаются воротца. Раздав детям по одному мячу, воспитатель предлагает каждому прокатить его через воротца. Ребенок, прокативший мяч, бежит за ним и возвращается за черту.
В игре принимают участие 5–6 детей. Группы играющих могут сменяться: тем, кто уже прокатил мяч 2–3 раза, воспитатель предлагает отдохнуть, посмотреть, как будут прокатывать другие.
Правила. Катить мяч можно стоя за чертой. Забирать мяч должен тот, кто его прокатил.
Забрось мяч в корзину (Целься вернее)
Материал. Маленькие мячи (по числу играющих); ящик (большая корзина).
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке маленький мяч. В центре круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5–2 м). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает мяч с земли (с пола) и тоже встает в круг.
Игра повторяется сначала.
В игре одновременно могут участвовать 8–10 человек.
Лягушки
Материал. При введении добавления: скамейка или доска.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки. (Скачут по площадке.)
«Ква-ква-ква, ква-ква»
Скачут, вытянувши ножки. (Останавливаются, отдыхают, затем скачут, направляясь к доске или бревну для лазанья высотой 10–15 см.)
Вот из лужицы на кочку,
Да за мушкою вприскочку. (Забираются на доску, отдыхают, изображая, как жужжат мухи.)
Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото. (Спрыгивают с доски, будто ловят мушек.)
Игра начинается снова.
Указания к игре. В качестве отдыха можно ввести такое добавление: лягушки усаживаются на «кочку» (на скамейку, доску или на траву) и греются на солнышке. В эту игру лучше играть небольшими группами. Например, можно разделить детей на две группы: одни лягушки отдыхают в своем болоте (кружок, в котором можно посидеть на травке или на скамеечке), другие прыгают и ловят мушек. Затем роли меняются.
Постепенно следует развивать в детях большую самостоятельность при проведении этой игры. Например, воспитатель выбирает одного из детей – он поведет «лягушек» охотиться за мушками, а сам следит за их движениями и говорит текст. Воспитатель может исполнять роль журавля или цапли, при появлении которой лягушки прячутся в болото (бегут в кружок). Ловли в такой игре вводить не требуется, чтобы не утомлять детей, так как игра и без того богата движениями. В данном случае появление цапли, которая ходит вокруг лягушек, но их не ловит, нужно, чтобы продлить отдых от движений (лягушки не вылезают из болота, пока не уйдет цапля) и чтобы побудить детей к самостоятельным действиям: они сами должны сообразить, что делать, куда спрятаться, когда можно вылезти из болота.
Мячик
Ход игры. Игра проводится зимой на улице с отдельными детьми, которые хотят согреться.
Ребенок, изображая мяч, прыгает на месте на двух ногах, а воспитательница, делая над его головой движения ладонью вверх и вниз, приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой…
Не угнаться за тобой…
После этих слов мячик убегает, а воспитатель или тот, кого он назовет, его ловит. Если играют несколько детей, они становятся вокруг мячика и прыгают вместе с ним. Когда мячик убегает, дети его ловят. Кто первый поймает, становится мячиком и идет в середину круга.
Указания к игре. Играть можно и без ловли, тогда воспитатель использует другие слова:
Серый мячик из резинки
Скачет, скачет без запинки.
Низко, низко, низко, низко,
От земли совсем уж близко!
По мостику через ручеек
Материал. Доска длиной 2–3 м, шириной 25–60 см.
Ход игры. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнуры) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску, мостик, и предлагает:
– Поучимся ходить по мостику!
Наблюдая, чтобы дети шли только по доске не наталкиваясь друг на друга, воспитатель напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в реку. Дети проходят по доске в одну и другую сторону 2–3 раза.
Правила. Идти по мостику осторожно, стараясь не упасть «в реку», не толкаться.
Зайка беленький сидит…
Ход игры. На одной стороне площадки отмечаются места для «зайцев» (детей). Каждый ребенок становится на свое место. По сигналу педагога «бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из «зайцев» становится в середину.
Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят стихи, совершая движения, иллюстрирующие текст.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (От слов «вот так» и до конца четверостишия дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. (От слова «хлоп» и до конца четверостишия дети хлопают в ладоши.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. (От слова «скок» и до конца четверостишия дети прыгают на двух ногах на месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал. (Воспитатель
хлопает в ладоши, и дети разбегаются
по своим «домам».)
Затем игра возобновляется с новым зайцем.
Правила. Действовать согласно сигналам воспитателя и словам стиха. Дети, стоящие в круге, совершают нужные движения, «заяц» в кругу повторяет за ними.
Указания к игре. До начала игры воспитатель вместе с детьми готовит места для зайцев. Зимой на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу; в комнате домиками для зайцев могут быть стулья.
Зайка серый умывается…
Ход игры. Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг.
«Зайка» занимает место в середине круга. Дети, образующие круг, говорят вместе с воспитателем:
Зайка серый умывается.
Видно, в гости собирается,
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту: моет носик, хвостик, ухо и все вытирает.
Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь к кому-нибудь из стоящих в кругу (идет в гости). Тот становится на место зайки, и игра повторяется.
Игра оканчивается, когда сменится 5–6 зайцев.
Правило. Дети читают стих, «зайка» выполняет соответствующие движения.
Где звенит?
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети стоят лицом к стене. Помощник воспитателя прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Помощник воспитателя опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.
Поезд
Материал. В более сложном варианте игры: два флажка – красный и зеленый; доска шириной 15–20 см.
Ход игры. Дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображает вагон, а впереди стоящий воспитатель – паровоз. Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться – сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.
Указания к игре. Вначале роль паровоза исполняет воспитатель, в дальнейшем – один из ребят. Поезд лучше устраивать без сцепления, чтобы не затруднять движения детей.
Изображая поезд, каждый ребенок может свободно вращать руками, гудеть, говорить «чух, чух, чух…».
Через некоторое время в эту игру можно ввести ряд добавлений. Например, кто-нибудь может быть семафором, ему даются два флажка – красный и зеленый: при поднятии красного флага поезд останавливается, при поднятии зеленого флага продолжает движение. (Эту роль дети выполняют по очереди.)
Поезд может идти по «мосту» –прочно укрепленной доске (по доске можно вести малышей только летом, зимой они могут поскользнуться и упасть) или между двумя линиями, четко обозначенными на земле или на снегу. Если вагон «сойдет с рельсов» (кто-либо станет ногой за черту), поезд останавливается, вагон отцепляется на «ремонт», затем к нему прицепляют паровоз и пускают по мосту снова. Таким образом, ребенок повторяет движение, которое ему не удалось.
Игру можно закончить следующим образом: поезд прибыл с пассажирами в город, все отправляются в гости в «детский сад» (условное место), где можно посидеть и отдохнуть от движений.
В дальнейшем в игру можно вносить следующие варианты: на поезде можно поехать в лес, в город за игрушками, на дачу и т. п. Вот один из возможных вариантов такой игры. Дети едут на поезде в лес за ягодами или цветами (идут или бегут друг за другом). Через некоторое время поезд останавливается, и все пассажиры собирают ягоды или цветы, т. е. наклоняются, приседают, делают вид, что ищут и т. п. Далее дети возвращаются домой. При таком варианте можно не вводить усложнений в движение поезда, чтобы не утомлять малышей большим количеством правил.
Переезд на дачу
Материал. Шнуры для сцепления «вагонов», устройства машин или выполняющие роль вожжей (вагоны могут изображать стульчики, поставленные друг за другом). Движение поезда (ходьба) может сопровождаться пением песенки «Поезд» Н. Метлова.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа изображает детей, переезжающих на дачу на поезде, вторая изображает автобус, грузовик либо кучеров с лошадками.
Изображать поезд можно различными способами:
а) передвигаться по участку, шагая друг за другом (если игра проводится в середине года, можно дать для сцепления шнуры);
б) сидеть на стульчиках, поставленных друг за другом, или скамейках.
Пока поезд едет, машины ожидают в гараже (очерченный на земле прямоугольник), лошади – на конюшне.
Как только дается сигнал, что поезд приближается к станции (звонок, гудок или слово воспитателя либо ребенка, изображающего начальника станции), машины или лошади выезжают встречать детей.
Когда поезд останавливается, все дети размещаются на машинах или на лошадях (подлезают под шнур, с помощью которого устраиваются машины, или «вожжи»).
При повторении игры роли меняются.
Указания к игре. Эта игра сложнее, чем описанная выше. В ней требуется большая самостоятельность и умение выждать. Для маленьких детей, только принятых в детский сад, эта игра была бы слишком трудной.
Если игра проводится в смешанной группе, более старшие дети могут изображать кучеров с лошадками и машины, приехавшие за детьми, а самые маленькие поедут с воспитателем на поезде.
В процессе посадки в машины воспитатель должна принять самое деятельное участие, избегая тесноты и неудобства, которые будут стеснять движения детей. Чтобы облегчить игру, можно перевозить всех детей с вокзала в два-три приема на одной машине.
Заинька, выходи…
Ход игры. Группка детей вместе с воспитателем встает в кружок. Воспитатель говорит, кто будет заинькой. Все идут по кругу и поют:
Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так-этак выходи!
Вот так-этак выходи!
Ребенок, названный заинькой, выходит в круг. Пропев следующий куплет, все играющие выполняют соответствующие движения, как бы показывая зайчику, что надо делать, и он повторяет за детьми каждое движение.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот так-этак топни ножкой!
Вот так-этак топни ножкой!
Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот так-этак, попляши,
Вот так-этак попляши!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот так-этак поскачи
Вот так-этак поскачи
Заинька, выбирай,
Серенький, выбирай!
Вот так-этак выбирай,
Вот так-этак выбирай!
После этих слов заинька подходит к кому-либо из детей. Остальные, стоя на месте, поют:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись!
Тот, кому он поклонился, становится заинькой, и игра начинается сначала.
Указание к игре. После каждого куплета следует менять направление движения.
Солнышко, солнышко…
Ход игры. Дети стоят вокруг воспитателя, который читает стихи и показывает движения. Дети повторяют за ним:
Солнышко, солнышко, (Ритмично хлопают в ладоши, пружинно полуприседают на ударении.)
Выгляни в окошко! (Продолжая хлопать в ладоши, подпрыгивают на месте.)
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Васька кот
Цель: упражнять в беге врассыпную, развивать координацию, умение ориентироваться в пространстве и соблюдать правила.
Описание: дети стоят в кругу или на одной стороне площадки около линии – мышки. Один ребенок изображает кота,он прогуливается перед мышками, имитируя движения кота – идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает. В это время произносятся слова:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит стрелой,
А бежит стрелой!
Кот бежит в указанное место (обруч) становится в него – засыпает. В это время воспитатель произносит: глазки закрываются, спит иль притворяется? Зубы у кота – острая игла. Воспитатель говорит, что она пойдет, посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по полу около кота. Воспитатель говорит: только мышки заскребут серый Васька тут как тут. Всех поймает он! Кот догоняет мышек. Мышки бегут в дом или врассыпную.
Правила: мышки убегают после слов «Всех поймает он!»
Обезьянки
Цель: упражнять в лазанье по гимнастической стенке; развивать координацию, согласованность движений рук и ног, умение быстро и непринужденно подниматься и спускаться.
Описание: в игре используется гимнастическая стенка. Воспитатель говорит, что сегодня дети будут обезьянками – будет лазать по дереву и доставать банан. Воспитатель предлагает 2-3 детям встать лицом к лестнице и забраться и достать банан. Когда дети поднимутся на 5-6 ступенек и заденут привязанную погремушку, воспитатель говорит «Вот как высоко влезли обезьянки на дерево! или Кто достал банан? А теперь слезайте обратно!»
Правила: держаться правильно – большой палец внизу, четыре вверху; рейки не пропускать.
Кот и мыши
Цель: упражнять в беге врассыпную не наталкиваясь друг на друга.
Описание: с помощью лестницы, поставленной на ребро, шнура или дуг огораживается место для мышек. Выбирается кот, он стоит на кубе или в обруче и засыпает. Мышки сидят в норках. По сигналу «Кот спит!» мышки вылезают из норок и разбегаются по площадке. По сигналу «Кот проснулся!» мышки убегают в норки. Игра повторяется.
Вариант: 2-5 кошек
По ровненькой дорожке
Цель: развивать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание: дети строятся стайкой (в колонну, врассыпную). Воспитатель в определенном темпе произносит текст:
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Ну-ка веселее, вот как мы умеем!
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам… В яму – бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит «По камешкам…» прыгают на двух ногах с продвижением вперед. На слова «В яму – бух» присаживаются на корточки.
Текст можно удлинять или укорачивать, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.
Вариант: в текст можно добавлять названия разнообразных видов ходьбы и бега «Бегут наши ножки, на носочках идут наши ножки, как лошадки идут наши ножки, как собачки ползут наши ножки…». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Бегите ко мне
Цель: упражнять в беге, в ходьбе врассыпную, развивать умение быстро реагировать на сигнал и ориентироваться в пространстве.
Описание: дети стоят на одной стороне площадки – это дом. Воспитатель отходит к противоположной стороне комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне!» Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает детям погулять (разойтись по площадке в разные стороны). На сигнал: «Бегите домой!» - дети возвращаются в указанное место. Игра повторяется несколько раз.
Вариант: дети стоят в обручах разного цвета группами по несколько человек - это дом. На сигнал «Домой!» - они должны вернуться в свои обучи.
1,2,3 – к флажку беги!
Цель: развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: дети стоят на одной стороне площадки. На противоположной стороне разложены разноцветные флажки по количеству детей. По сигналу: «1,2,3 – к флажку беги!» дети бегут к флажкам на перегонки и поднимают один флажок вверх и машут:
мы поднимем флажок выше всех,
на флажок мы посмотрели,
покружиться захотели
(дети выполняют движения в соответствии с текстом) Затем, положив флажок на место, возвращаются назад. Игра повторяется несколько раз.
Вариант: дети бегут к флажкам определенного цвета (девочки – к красным, мальчики – к синим) и поднимают вверх; 2-3 флажка находятся в разных местах зала, по команде дети бегут к флажкам и становятся около них.
Найди свой домик
Цель: развивать умение действовать на сигнал, быстро ориентироваться в пространстве.
Описание: играющие стоят (сидят) вдоль одной стороны площадки. На сигнал «Пойдемте гулять!» дети расходятся (разбегаются) группами или в одиночку врассыпную. По сигналу «Домой!» дети бегут обратно в свой домик.
Примечание: если дети на первых порах недостаточно ориентируются в пространстве, можно занимать любое место, далее вводить правило занимать только свой домик.
Вариант: детям можно устроить индивидуальные домики (обруч, стул, коллективные домики (4-5 цветных обруча). По сигналу «Домой!» дети бегут в свои домики.
Мой веселый звонкий мяч
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах на месте и в беге, развивать умение соблюдать правила игры и выполнять действия в соответствии с текстом.
Описание: играющие стоят около воспитателя врассыпную. Ребенок, назначенный воспитателем, изображает прыгающий мяч – подпрыгивает на двух ногах на месте. В это время воспитатель вместе с детьми приговаривают:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
После этого мячик убегает, а воспитатель с детьми ловит его. Игра повторяется с новым мячом.
Вариант: все играющие подпрыгивают как мячики.
Воробушки и автомобиль
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях, находить свое место.
Подготовка: дети встают за линию дома. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне.
Ход игры: по сигналу дети – воробушки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнездо» воробушки бегут в дом.
Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; действовать по сигналу.
Попади в ворота
Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.
Ход игры: по сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).
Мяч в кругу
Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.
Ход игры: воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.
На классификацию предметов
(фрукты, овощи, домашние и дикие животные, транспорт, птицы, профессии и т. д.)
Цель: закрепить пройденный материал по выбранной теме, обогащать словарный запас, воспитывать внимание.
Подготовка: построение в круг, педагог в центре круга стоит с фитнес – мячом и согласно выбранной теме, и задаче НОД, выполняет прокатывание мяча от себя к ребенку, и задает вопрос согласно теме.
Ход игры:
-назови овощ или фрукт;
-назови домашних или диких животных;
-назови свойства воды или песка; и т. д.
Правила: стараться не повторяться, быть внимательным.
Ножки
Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение согласно тексту.
Подготовка: дети стоят шеренгой, за линией дома, воспитатель – на расстоянии 15-20 шагов.
Ход игры: педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь.
Выполняют соответствующие движения:
«Ножки, ножки бежали (бегут,
По дорожке (прыгают на двух ногах вперед,
Бежали лесочком (бегут,
Прыгали по кочкам (прыгают,
Прибежали на лужок (прыгают на месте, останавливаются,
Потеряли сапожок (разворачиваются, бегут за линию дома)
Нашли сапожок!»
Правила: выполнять движения соответственно потешке, прыгать легко и ритмично.
Светофор
Цель: развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.
Подготовка: дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый).
Ход игры: поднимает зеленый флажок – дети идут (бегут) (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается.
Угадай, чей голосок
Цель: развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников; воспитание желания активно участвовать в играх.
Подготовка: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.
Ход игры: дети идут по кругу и говорят:
«Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих, тот произносит: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется.
Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет имя ребенка позвавшего его. В это время всем соблюдать тишину.
Зайка беленький сидит
Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге, в подпрыгивании на двух ногах. Способствовать развитию речи.
Подготовка: дети образуют круг. Принимают и. п. – упор присев, кисти рук над головой. На одной стороне площадки отмечена линия дома. У воспитателя игрушка - медведь.
Ход игры: педагог произносит слова и выполняет движения, дети повторяют их, подражая ему.
«Зайка беленький сидит и ушами шевелит
(кистями рук над головой имитируют ушки)
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлопают в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
встают и подпрыгивают на двух ногах)
Скок, сок, скок, скок, надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал (показывают мишку)
Зайка прыг и убежал (убегают за линию дома).
Правила: выполнять движения соответственно тексту. Убегать от медведя за линию дома.
Веселые снежинки
Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами.
Подготовка: построение детей по точкам (ориентиры).
Ход игры: по сигналу воспитателя дети выполняют движения согласно тексту:
«Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Полетели, полетели,
Полетели, тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели».
Правила: дети выполняют движения согласно тексту.
Самолеты
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.
Подготовка: дети стоят врассыпную на точках (взлетная полоса).
Ход игры: по команде «К полету приготовиться. Завести моторы!» дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «Р-Р-Р». После сигнала «Полетели!» - разводят руки в стороны (как крылья самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они летят на свои точки.
Правила: играющие должны вылетать после сигнала «Полетели!». По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны вернуться на свои места. Обращать внимание на легкость бега детей.
Быстрей к своему цвету
Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок.
Ход игры: по сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.
Правила: 1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найди свой цвет!».
Поймай – прокати (катим мяч)
Цель: упражнять в ловле и прокатывании мяча в прямом направлении, развивать фиксацию взора.
Подготовка: дети стоят полукругом, педагог – напротив.
Ход игры: педагог бросает детям мяч. Поймав мяч, ребенок приседает или наклоняется и катит мяч обратно педагогу. Если не поймал, бежит за мячом.
Правила: ловить мяч, пальцами рук, стараясь не прижимать его к груди; отталкивать энергично в нужном направлении.
Зайка серый умывается
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижение вперед. Учить соотносить действия со словами.
Подготовка: все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга.
Ход игры: дети, образующие круг говорят:
«Зайка серый умывается.
Видно в гости собирается,
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!»
Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.
Правила: выполнять движения соответственно тексту. Каждый раз выбирать нового зайку.
Попади в круг
Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в горизонтальную цель.
Подготовка: дети стоят по кругу на r 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга d 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания.
Ход игры: по сигналу дети бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Педагог отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной при повторении другой рукой.
Попади в цель
Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в вертикальную цель.
Подготовка: педагог ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели. Перед целями на r 1,5-2 метра обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами (шишками, мешочки с песком).
Ход игры: 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет педагог; собирать предметы после того, как все произвели метание, не выходя за пределы полосы.
Кто дальше бросит мешочек
Цель: упражнять в метании правой и левой рукой вдаль.
Подготовка: 5-6 детей стоят на одной стороне площадке за начерченной линией. У каждого по 4 мяча или мешочка с песком.
Ход игры: по сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.
Брось и догони
Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.
Подготовка: 5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.
Ход игры: дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают на вторую черту (на r 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.
Правила: бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.
Усложнение: бросать мяч двумя руками из-за головы.
У ребят порядок строгий
Цель: совершенствовать технику ходьбы, умение строиться в колонну.
Подготовка: дети стоят в колонне по росту.
Ход игры: по сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:
«У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра-та-та, тра-та-та!»
На сигнал воспитателя «Становись!» дети снова встают в колонну по росту.
Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.
Поймай комара
Цель: упражнять в прыжках в высоту с места, развивать ловкость, быстроту.
Описание: играющие стоят по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель в середине. В руках держит прут со шнуром на конце картонным комар. Воспитатель обводит прутом немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Игра повторяется.
Примечание: перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1-2 шага назад, т. к. они сужают круг. При вращении прута воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но такую высоту чтобы дети могли достать комара.
Вариант: если группа играющих небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа в руке прут, а дети будут его догонять.
Мыши в норках
Цель: упражнять в подлезании и пролезании, развивать координацию и быстроту.
Описание: На одной стороне площадки на полу лежат обручи- норка (обручи по количеству детей, в них сидят дети-мыши. Взрослый выполняет роль кошки. По сигналу «Кошка спит» мыши, бегут в кладовую и ищут крошки (бегают, присаживаются). Воспитатель произносит слова:
Мышки вылезли из норки,
Мыши очень хотят есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может в кухне корка есть?
А на кухне чья-то лапа…
Эй, мышата, не зевай быстро в норку убегай.
По сигналу «Мяу» - убегают к себе в норку, занимая свой обруч.
Вариант: роль кошки выполняет ребенок; 2-3 кошки; вместо обручей поставить дуги и лестницу - проползая под дугами, пролезая между перекладинами, бегут в кладовую и ищут крошки.
Пузырь
Цель: упражнять в беге по кругу, держась за руки, развивать координацию и умение соблюдать правила.
Описание: дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел: Ш-ш-ш-ш-ш
Произнося, слова дети постепенно расширяют круг. На слова «Он летел…» сужают круг. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь. Игра повторяется.
Правила: руки не расцеплять.
Колпачок
Цель: упражнять в ходьбе по кругу.
Описание: дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит на корточках ребенок-колпачок (руки подняты вверх и сомкнуты над головой ладонями друг другу). Они идут по кругу. Вместе с воспитателем говорят:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки (останавливаются).
Мы тебя поили, мы тебя кормили (показывают руками,
На ножки поставили (поднимают,
Танцевать заставили (дети хлопают в ладоши, а колпачок танцует)
Правила: Игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....