Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО
материал на тему
Круглый стол: "Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyystol.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Тема: «Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО»
Состав участников: Жилкина Л.В., Лагуткина М.А., Абрамова М.А., Кусакина А.С.
Цель: Раскрыть широкий спектр мнений по вопросу профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС ДО с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой и достигнуть консенсуса.
Задачи:
1.Мобилизация и активизация участников круглого стола на решение конкретных проблем.
2.Придоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон.
3.Выработка приемлемых для всех участников решений по вопросу профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС ДО.
Komnetense- подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий. Компетентность –наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Ведущий:
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на качественно новый уровень образования. Новые ФГОСы предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагога. (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544Н « Об утверждении профессионального стандарта « Педагог» ).
В качестве основных требований к педагогу предъявляются не только хорошее знание своего направления, но и мотивация к профессиональному развитию, самосовершенствованию. Как сказал Александр Григорьевич Асмолов на втором всероссийском съезде дошкольных работников: «Кадры решают всё» и «При подготовке педагогических кадров необходимо учитывать три основных направления: ИГРА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ. Основная цель нового стандарта – не только научить педагога учить детей, но и учиться самому. Стандарт обеспечивает объективную оценку – от умения преподнести учебный материал до личностного отношения к направлению работы.
Ведущий: А теперь давайте предоставим слово участникам круглого стола.
1.Выступающий
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А.С.Белкин и В.В.Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция- совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.
Компетенция применительно к профессиональному образованию- способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
-воспитательно-образовательной;
-учебно-методической;
-социально-педагогической.
Ведущий: Охарактеризуйте пожалуйста эти направления.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающий среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знания образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс, владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, компетентный воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержания каждого направления деятельности.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями.
Ведущий: Теперь давайте предоставим возможность высказать свою точку зрения следующему участнику нашего круглого стола.
2 Выступающий.
Я поддерживаю мнение предыдущего коллеги. Действительно современное общество предъявляет более высокие требования к современным педагогам. После принятия нового закона об образовании были приняты новые ФГОСы ДО – федеральные государственные стандарты дошкольного образования. У педагогических работников, реализующих ФГОСы, должны быть сформированы основные компетенции. Данные компетенции предполагают:
1)обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:
- создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
-непосредственного общения с каждым ребёнком.
2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которые должно обеспечить:
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;
- уважение индивидуальности каждого ребёнка, его права быть непохожим на других;
- недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельность в разных видах деятельности;
- широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство, используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предмето- образовательной среды;
- условия для овладения средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
- организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
4)открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:
- непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- взаимодействие с семьёй по вопросам обучения и воспитания ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказание консультативной помощи.
Ведущий : здесь говорилось много правильных слов, но хотелось бы услышать как конкретно этот вопрос освещается в профессиональном стандарте.
3 Выступающий.
Правильно говорят , что новое- это хорошо забытое старое. Говоря о профессиональной компетенции мы подразумеваем профессионализм педагога, а говоря о компетенциях- знания, умения и навыки педагога. В ФГОСах в разделе «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» выделены три ключевые компетенции: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.
Трудовые действия:
- участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
- организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
- участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и /или дошкольного возраста.
- реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и д.р.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
-развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
- формирование психологической готовности к школьному обучению.
- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными( в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
- организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
-организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участков совместной деятельности, материалов.
-активное использование недирективной помощи и поддержка детской инновации и самостоятельности в разных видах деятельности.
-организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Необходимые умения:
- организовать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно- исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей. В том числе обеспечения игрового времени и пространства.
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств. Необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
-владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями( законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
- владеть ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
- современные тенденции развития дошкольного образования.
Другие характеристики:
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Ведущий.
Участники круглого стола высказали свое мнение о педагогической компетентности педагогов. В процессе дискуссии удалось определить основные направления содержания образовательной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях. Развитие общества не стоит на месте, совершенствуются методы и технологии работы, выдвигаются все новые требования к процессу работы и личности педагога. Именно поэтому одна из основных и первоначальных задач современного педагога – всестороннее и непрерывное развитие. ФГОС – это огромная возможность для творчества! Если раньше для нас девизом было: «УЧИТЬ», то сегодня: «РАЗВИВАТЬ»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...
Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...
Круглый стол: "Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО"
Круглый стол на курсах...
Проект "Развитие профессиональной компетенции педагога ДОУ по ФГОС ДО".
Проект "Развитие профессиональной компетенции педагога ДОУ по ФГОС ДО"....
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....
Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».
Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...