Формы работы с родителями.
консультация (старшая группа)
«Формы работы с родителями»
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Огромное значение в работе воспитателя с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией воспитателя.
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества воспитателя с родителями.
- Анкетирование;
- Дни открытых дверей;
- Совместные игровые практикумы с родителями и детьми;
- Информирование родителей (уголки, папки-передвижки, стенды);
- Совместная работа по тематическому плану, проектам;
- Маршруты выходного дня;
- Участие родителей в конкурсах, выставках;
- Совместные праздники, развлечения;
- Родительские собрания
Собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т. к. современные родители не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов.
На собраниях мы использовали наглядно-информационные формы. Например, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, «как играть с детьми». В конце собрания подводился итог, и родителям предлагалось выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям давалось задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
На подобных родительских собраниях мы использовали следующие методы активизации родителей:
- «Записки».
При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребёнка слушать книги», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
- Обращение к опыту родителей.
Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста" и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает, привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно-образовательный процесс.
Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков - такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.
Игры для проведения родительских собраний
- Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»
Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.
- «Комплименты».
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
- «Волшебные очки».
Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».
- Упражнение «Настроение».
Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.
- Игра «Подарок по кругу»
По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.
- «Волшебный стул».
Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.
- «Создание рисунка по кругу».
Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.
- «Я такой же, как ты»
В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.
Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные. Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».
На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и элементы тренинга.
Например:
Упражнение «Удовольствие»
Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
В середине каждого мероприятия используем разминки.
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:
Участники в кругу.
- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.
- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.
- Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.
Пантомимическая разминка. Игра «Найди пару»
- Раздаём вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».
- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)
Цель мероприятия: Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...
Информация для родителей "Формы работы с родителями детей, не посещающих ДОО (работа консультационного центра)"
Информация для родителей детей не посещающих ДОО...
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...