Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)
материал (младшая группа) на тему
Цель мероприятия:
Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».
Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_sentyabr_2013.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»
Структурное подразделение семейный детский сад «Соловушка»
Родительское собрание
организационное
(вторая младшая группа)
Форма: коллективные формы работы с родителями
Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ!
(Родительское собрание № I, сентябрь)
Подготовила воспитатель Iкв. категория, Шобонова А.Ф.
п. Сосновское, 2013г.
Цель мероприятия:
Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».
Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Материалы и оборудование:
наглядное пособие для родителей «Вопросы воспитания в картинках» (рисунки 1, 2);
рисунок-схема (рисунок 3), стенд, фломастер, игрушечная мишень со стрелой;
таблица (Приложение 1), конфеты для игры «В яблочко», рисунок ребенка;
кружочки из самоклеющейся бумаги желтого, синего и зеленого цвета;
объявление для родительского собрания (Приложение 2).
Организация помещения: стулья расставлены в форме круга, на стенде размещена таблица и закреплена мишень.
Ход мероприятия
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей.
- Оформление памятки для родителей.
- Оформление фотовыставки в уголке для родителей «Я умею делать сам!».
- Разработка проекта решения родительского собрания.
План собрания.
1. часть. Выступление воспитателя группы Шобоноваой А.Ф.
1.О задачах воспитания и обучения детей во второй младшей группе.
Воспитатель поздравляет родителей с началом учебного года, знакомит с программами, по которым педагоги будут заниматься с детьми в течение учебного года, с примерным объемом знаний и навыков, которыми дети овладеют за год.
2. часть. Взаимодействие с детьми и родителями.
2.Просмотр фотовыставки «Я умею делать сам!» (совместно с детьми).
Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, что умеют делать самостоятельно. Воспитатели комментируют ответы детей, приводят примеры из жизни группы.
3. часть. Выступление родителей Осипова Ю.Н. ,педагог-психолог
(домашнее задание).
3.Психологические особенности возраста. О кризисе трехлеток.
Педагог-психолог знакомит родителей с особенностями возраста, неожиданно возникающим упрямством, желанием все делать самостоятельно. Объясняет, что эти особенности поведения обусловлены кризисом трехлетнего возраста под условным названием «Я сам!».
Выступление родителей Зрячева О.М.(педагог-психолог).
Как преодолеть детское упрямство.
Педагог – психолог дает рекомендации по выработке единого подхода к воспитанию детей в детском саду и дома. Предлагает родителям поделиться положительным опытом семейного воспитания.
4 часть. Практическая деятельность с родителями.
Игра «В яблочко», ведущий воспитатель Шобонова А.Ф.
5. часть. Выступление логопеда, Зайцевой О.И.
Раз, два, три - повтори!
Логопед рассказывает об особенностях речевого развития детей трех лет. Обращает внимание родителей на то, что речь - это одна из высших психических функций, предлагает варианты домашних игр для речевого развития ребенка.
6 часть. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания, выработка решения родительского собрания.
Ход собрания.
- часть. Выступление воспитателя группы Шобоноваой А.Ф.
Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
1.О задачах воспитания и обучения детей во второй младшей группе.
Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:
Негативизм – неподчинение определенным требованиям;
Упрямство – настаивание на своем решении;
Строптивость – протест против порядков;
Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;
Обесценивание взрослых;
Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями
Я веду своих детей с первой младшей группы. В младшей группе я столкнулась с такой проблемой в воспитании детей, как кризис трех лет. Она стала для меня актуальной и поэтому, пришлось искать пути правильного преодоления кризиса.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более глубокие отношения.
Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:
Негативизм – неподчинение определенным требованиям;
Упрямство – настаивание на своем решении;
Строптивость – протест против порядков;
Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;
Обесценивание взрослых;
Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями.
А сейчас я хочу предложить способы коррекции симптоматики кризиса трех лет.
- Во-первых – нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.
Например, научили детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды. В сюжетно-ролевой игре “Дом” ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем мы предлагаем ему: “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д.
- Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии.
На роль отрицательного героя выбираю ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаю “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).
Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.
Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.
Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов
Г. Остера “Вредные советы”.
Никогда не мойте уши,
Шею, руки и лицо.
Это глупое занятье Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература:
И. Демьянов “Дразнилки”.
«Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет –
Будет целый огород».
М. Зощенко “Глупая история”;
Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;
Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.
Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка я включаю в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх
Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родители, которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, могу посоветовать самостоятельно почитать литературу, предложенную мною. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис, не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием, нужно проводить индивидуальные беседы.
Я показываю работу, которую провожу с детьми в группе, советую почитать литературу. Обращаю внимание на ребенка, на его внутренний мир, стараюсь сблизить ребенка и родителей.
Хочу сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.
- часть. Просмотр фотовыставки дети, родители, педагоги: «Я умею делать сам!».
Мини-концерт
(дети читают стихи для родителей по вышеуказанной тематике).
3. часть. Выступление Осиповой Ю.Н.
Мини-консультация «Кризис трех лет – что это?»
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
- уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
- новые способы познания окружающего мира;
- позитивные модели поведения.
Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества), возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы).
Задачи родителей:
*Понять психологические причины поведения малыша и его чувства.
*Изменить приемы взаимодействия с ребенком.
*Создать в семье специальные условия для развития детской самостоятельности, творческой активности.
Выступление Зрячевой О.М.
Диалог-размышление
«Детская самостоятельность: как ее развивать правильно?».
Используется пособия «Вопросы воспитания в картинках»
[5, с. 27], рисунка-схемы [4, с.29].
Самостоятельность малыша – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.
Показ родителям двух рисунков по воспитательной теме «Обучение самостоятельности» (пособие «Вопросы воспитания в картинках»).
Рисунок 1. «Мама кормит ребенка с ложки».
Рисунок 2. «Ребенок ест самостоятельно».
Вопросы к родителям:
- Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?
- Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 1. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?
- Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 2)?
(Терпения, выдержки, времени, любви).
Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.
Показ родителям рисунка-схемы 3.
Вопросы к родителям:
- Как Вы думаете, что обозначает этот рисунок?
- Как можно помогать ребенку:
а) сделать за ребенка;
б) показать, подсказать, ободрить, похвалить?
Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.
Различают несколько видов самостоятельности [1, с.61-62]:
- познавательная;
- бытовая;
- коммуникативная;
- поведенческая.
Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.
4 часть. Практическая деятельность с родителями.
Игра «В яблочко», ведущий воспитатель Шобонова А.Ф.
Цель: обучение родителей определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.
Ход игры
Воспитатель читает ситуацию (см. примеры).
Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Верный ответ отмечается плюсом в таблице (Приложение 1) и стрелой в центре яблочка на мишени, а так же дополняется комментарием психолога. В конце игры участникам, кто заработал больше баллов, раздаются конфеты в качестве приза.
Примеры.
1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей.
Комментарий. В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.
2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.
Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия.. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.
3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.
Комментарий. Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».
4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.
Комментарий. Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».
5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Комментарий. При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.
6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.
Комментарий. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).
7. Получение обратной связи от родителей.
На стенде помещен рисунок ребенка, рядом в красивой коробочке нарезаны кружочки желтого, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – зеленого цвета».
- часть. Выступление логопеда Зайцевой О.И.
6 часть. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания, выработка
решения родительского собрания.
Используемая и рекомендуемая литература:
Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С. 52-63.
Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2001.
Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 26-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"
Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"...
Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"
Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"...
"Такие взрослые трехлетки"
Презентация к родительскому собранию....
Родительское собрание во второй младшей группе «Игра – КВН между родителями. Задачи воспитания и обучения в детском саду. Такие взрослые трехлетки».
Игра - КВН между родителями .Психологические особенности возраста. Кризис трех лет. Задачи воспитания и обучения в детском саду в соответствии с ФГОС....
Родительское собрание в младшей разновозрастной группе «Задачи воспитания и обучения в детском саду. Такие взрослые трехлетки».
Повестка дня:1. Вступительная часть. Знакомство с родителями. Адаптационный период в детском саду.2. Психологические особенности возраста. Кризис трех лет. Задачи воспитания иобучения в детском саду в...
Родительское собрание во второй младшей группе Тема собрания: «Задачи воспитания и обучения в детском саду. Работаем по ФГОС. Такие взрослые трехлетки».
Родительское собрание во второй младшей группе Тема собрания: «Задачи воспитания и обучения в детском саду. Работаем по ФГОС. Такие взрослые трехлетки»....