Путешествие в музей народных промыслов
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый
Открытое педагогическое занятие
по теме музейная педагогика:
«Путешествие в музей народного творчества»
Выполнила: воспитатель
Кулиш М.В.
п. Светлый
Программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие
Тема: Путешествие в музей народных промыслов
Форма организации занятия: экскурсия
Цель: ознакомление с русским народным творчеством, декоративное рисование хохломских ложек
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления детей о музее;
- познакомить детей с понятием «реставрационная мастерская»;
- продолжать учить создавать узоры на посуде (ложки);
- закрепить технику рисования элементов, характерных для хохломской росписи
( листья, ягодки, завитки);
- добиваться разнообразия используемых элементов;
- учить передавать цветовую гамму хохломских изделий.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, внимание, воображение.
Развивающая:
- продолжать воспитывать интерес к русскому народно- декоративному искусству.
3. Воспитательные:
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации детских видов деятельности: игры с правилами, дидактические игры, рассматривание предметов, экскурсия, рисование в мастерской.
Технологии: здоровье-сберегающие технологии; технологии проектной деятельности, игровая технология.
Предварительная работа:
- беседа на тему: « Народные промыслы», рассматривание иллюстраций, изделий хохломских; заучивание стихотворений, русских хороводных игр.
Оборудование:
- заготовки форм народных изделий; карточки для игры.
- гуашь, палитра, кисточки, ватные палочки, подставка для кисти, салфетка
- стакан для воды;
- образцы рисования элементов хохломской росписи;
- изделия хохломских мастеров.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Воспитатель.
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки...
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в ... (музей).
Воспитатель. Ребята! Приглашаю Вас посетить музей. А что такое музей?
Примерные ответы детей: Музей – это красивое, учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов
2. Содержательный этап
Воспитатель.
- Как называются предметы в музее? (экспонаты)
- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)
А в какой музей мы отправляемся, мы сейчас узнаем. Выберите по одной карточке и посмотрите к какой картинке она относится.
Воспитатель.Что у тебя изображено на карточке?
Примерные ответы детей: На карточке изображены дымковские игрушки
Воспитатель. Как ты догадался, что это дымковские игрушки?
Примерные ответы детей: Я догадался по узорам.
Воспитатель. Какие узоры украшают дымковскую игрушку?
Примерные ответы детей: Дымковскую игрушку украшают красные, синие, жёлтые, зелёные кружёчки, точки, полоски, волнистые линии.
Воспитатель.А что у тебя изображено на карточке?
Примерные ответы детей: Изображены изделия из Гжели.
Воспитатель. Объясни, как выглядят работы гжельских мастеров?
Примерные ответы детей: Они красивые. На белом фоне синие цветы, травка, птицы.
Воспитатель.Назови народный промысел, изделия которого изображены у тебя на карточках?
Примерные ответы детей:У меня на карточках изображена хохлома.
Воспитатель.Какие изделия делают хохломские мастера?
Примерные ответы детей: Хохломские мастера делают посуду.
Воспитатель.Как ты понимаешь выражение «огненная хохлома»?
Примерные ответы детей:Хохломская роспись яркая, используются красные, жёлтые, золотистые краски, как огнь.
Догадались, в какой музей нас приглашают?
Примерные ответы детей: Да! Нас приглашают в музей народных промыслов.
Хотите отправиться в музей? Да! Тогда мы отправляемся. Но сначала мы должны вспомнить правила поведения в музее.(Показ карточек)
Воспитатель. Какой народный промысел находится в этом зале?
Примерные ответы детей:Дымковские игрушки.
Воспитатель. Кто желает быть экскурсоводом этого выставочного зала? Ребёнок-экскурсовод :
Примерные ответы детей: «Дымковские игрушки удивляют необычными по яркости узорами. По белому фону рассыпаны они цветными кружочками – большими и маленькими, кольцами, точками, линиями – прямыми и волнистыми. Все изделия дымковских мастеров жизнерадостные. Используются красный, синий, оранжевый, жёлтый цвета и остаётся много белого пространства. Узор кажется лёгким, светлым, нарядным. Элементы росписи несут символическое содержание - синяя волнистая полоса- вода, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг с серединкой - солнце. Такие игрушки украсят любой дом».
Воспитатель. Мы переходим в новый зал. Как называется этот промысел?
Примерные ответы детей:Это - Гжель!
Кто нам расскажет об этой выставке?
Ребенок-экскурсовод :
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
«Недалеко от Москвы есть деревня Гжель. Там изготовляют фарфоровую посуду, часы, фигурки людей и животных. Изделия гжельских мастеров отличаются формой и своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.
Воспитатель.Мы пройдем ещё в один выставочный зал.
Городецкая роспись. Кто нам расскажет об этом удивительном народном промысле?
Примерные ответы детей: «Городецкая роспись в городе Городец. Это фантастические цветы, птицы, кони. Украшают эти узоры детскую мебель, посуду, кухонные доски. Все элементы выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными, чёрными красками на ярко-жёлтом фоне.
Городецкая роспись яркая. Она отличается обводкой чёрной и белой. Предметы с городецкой росписью очень красивые».
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
Воспитатель.- Чем вас привлекает городецкая роспись?
А мы переходим в следующий зал. Как называется этот народный промысел? Кто желает рассказать про Хохлому?
Примерные ответы детей: «Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов. Название промысла произошло от названия села Хохлома. Выточенная из дерева посуда расписывалась растительным узором. Затем покрывалась лаком и закалялась в печи. Для изделий хохломы характерно сочетание красного, чёрного и золотистого цвета. Золотая хохлома – это огненные краски, которые складываются из завитков трав, цветов и ягод. Восхищают красотой, богатством фантазии. Хохлома роскошна, наполнена радостным светом, красочна». Спасибо ребята! Молодцы! Вы были хорошими экскурсоводами.
Воспитатель.Ребята! А если изделие состарилось, краска стёрлась или изделие разбилось. Что делать? (Ответы детей.) Чтобы отремонтировать изделие при музее создают реставрационные мастерские. А люди в этих мастерских –реставраторы обновляют изделия: восстанавливают узор. И я предлагаю вам на некоторое время стать реставраторами и собрать изделия из отдельных частей. (Дети объединяются парами и восстанавливают картинку из отдельных частей.)
Воспитатель. Изделие какого народного промысла вы отреставрировали?
Молодцы, ребята! Вы успешно собрали картинки и правильно определили, к какому промыслу принадлежит изделие.
Воспитатель. Чтобы пополнить музей новыми изделиями, их можно делать самим. Ребята представьте, что вы хохломские мастера, и чтобы ваша посуда была красивая, интересная будем с вами расписывать! Но сначала поиграем.
Физминутка:
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам передавала.
Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
Воспитатель.Ребята давайте вспомним, с чего вы будите начинать. ( Стебель – ведущая линия, возьмите кисточку тремя пальцами и в воздухе покажем как будем рисовать кончиком кисти стебель. )
Воспитатель.Какие ягоды изображают в хохломской росписи? ( Ягоды смородины - растут кистью, мы будем рисовать их ватными палочками. Клубнику и крыжовник, они растут по одной) мы будем рисовать их кончиком кисточки.
Воспитатель.Что еще нужно нарисовать? ( листочки, цветы) простой или сложный трилистник. Весь узор дополняем травкой.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы по мере необходимости воспитатель оказывает помощь. Звучит русская народная мелодия.
3. Заключительная часть. Рефлексивный этап.
Воспитатель.Вот и закончили свою роспись юные «хохломские мастера»
Воспитатель.Давайте полюбуемся нашими работами. Какие интересные узоры получились. Все такие красивы, разные. Словно настоящие хохломские мастера расписывали.
Воспитатель. Ребята, в каком музее мы с вами побывали? - Музей народных промыслов.
Воспитатель.В каких мастерских мы побывали?Зачем при музеях реставрационные мастерские?( Ответы детей) А вам понравилось наше путешествие в музей? Что вам больше понравилось и запомнилось? Было ли сегодня задание, с которым было трудно справиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"
Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка
Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...
Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"
Данный материал предназначен для организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ в подготовительной группе с совместным участием педагогов иродителей....
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....
Музей в группах дошкольного образования. "Музей народных промыслов"
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
"Путешествие в музей народных промыслов России"
План - конспект по окружающему миру....