проектная работа: "Путешествие по сказам Бажова
проект (подготовительная группа)
проектная работа подготовительная группа "Путешествие по сказам Бажова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_skazy_p.p._bazhova.docx | 736.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»
Творческий проект:
«Знакомство с творчеством П.П. Бажова»
(подготовительная группа №1)
Составил: Федорова Л.Н.
воспитатель, 1 кв.к.
Красноуфимск, 2023 г
Творческий проект:
«Знакомство с творчеством П.П. Бажова» (подготовительная группа №1)
Актуальность проекта:
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Проблема:
В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П.П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос.
Вид, тип проекта: среднесрочный (2 недели), творческий, информационно-исследовательский.
Цель: познакомить детей с творчеством Уральского писателя П.П. Бажова.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя Бажова П.П.
Расширять информацию детей об истории Урала;
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);
Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Формирование представлений о многообразии сказов Бажова П.Г., воспитывать положительное отношение к его сказам;
Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;
Создать условия для поисковой деятельности.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Для детей:
Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П.П. Бажова
чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;
создание макета «Серебряное копытце»;
расширение кругозора детей;
сплочение детского коллектива;
оформление выставки «Малахитовая шкатулка»;
у детей развиваются коммуникативные навыки;
развивается творческое мышление и воображение;
развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
самореализация, повышение творческого потенциала;
повышение компетентности по использованию;
в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
- повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
- родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный. Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II – этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая).
III – этап рефлексия (итоговый). Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям:
дети
родители
педагог
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
Книги писателя П.Бажова;
Картинки и иллюстрации к произведениям П.Бажова;
Видео и аудиозаписи;
Магнитофон;
Компьютер;
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 | Подбор библиотеки | Развивать у детей интерес к произведениям П.Бажова |
2 | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова | Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя |
3 | Знакомство с творчеством писателя | Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. |
4 | Изготовление макета по сказу П.Бажова, «Серебряное копытце» | Совершенствовать творческие умения и навыки в создании макета. |
5 | Оформление выставки «Малахитовая шкатулка» | Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений |
6 | Чтение произведений П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Золотой волос» | Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности |
7 | Просмотр видеофильма «Серебряное копытце», «Каменный цветок» | Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес |
8 | Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова» Лепка «Олененок», Пластилинография «Каменный цветок» Рисование иллюстраций к сказам «Каменный цветок», «Серебряное копытце», аппликация: «Гора самоцветов» | Учить отображать свои впечатления в рисунках, в аппликации. |
9 | Проведение викторины по «Сказам Бажова» | Развивать творческую активность детей в творчестве, в процессе придумывания вариантов сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникативные навыки |
III – этап рефлексия (итоговый) | ||
11 | Обработка и оформление материалов проекта | Воспитатели, родители, дети |
Анализ:
В результате работы над проектом «Сказы Бажова»
в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;
отмечается рост творческой активности детей;
отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;
дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;
дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Игровая
Совместная
Познавательная
Поисково-исследовательская
Художественно-речевая
Трудовая
Взаимодействие с
родителями
Творческая
Викторина по произведениям П.П. Бажова (с презентацией)
Вопросы викторины «Знатоки творчества П.П. Бажова» предусмотрены для детей и родителей. Ответы можно найти непосредственно в сказах или воспользоваться дополнительной литературой.
Что Вы знаете о детстве П.П. Бажова?
Где учился П.П. Бажов?
Назовите географию сказов Бажова (места на Урале, связанные со сказами).
Где находится Медная гора, и что Вы о ней знаете?
Серебряное копытце – это косуля, олень или козёл?
Из какого сказа Данилушка – Недокормыш?
Как называлась большая змея у кладоискателей, неизменная хранительница золота? В каких сказах она упоминается?
Что дарит Танюшке Медной горы Хозяйка в сказе «Малахитовая шкатулка»?
Назовите родину сказов Бажова
Как звали доброго молодца в сказе «Золотой волос»?
Почему сказку назвали «Золотой волос»?
В каких сказах Бажов встречается Хазяйка Медной горы, Малахитница?
Из какого сказа этот отрывок? «Ну, Данила-мастер, выбирай, как быть? С ней пойдешь все моё забудешь, здесь останешься её и людей забыть надо».
По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер?
Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений «Малахитовая шкатулка» и «Хрупкая веточка».
Какое наследство осталось после смерти Степана? Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается?
Из чего был сделан Каменный Цветок, который Даниле так хотелось увидеть?
Почему Хозяйка отпустила Данила на свободу и что она пожелала ему в сказе «Горный мастер»?
За что Митюха ударил барина в сказке «Хрупкая веточка»?
Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказе «Огневушка-Поскакушка»?
В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая, дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы». Что она имела в виду?
Как звали кошку и внучку деда Коковани в сказе «Серебряное копытце»?
Какие сказы или сказ нравятся Вам больше и почему?
Биография. (презентация)
Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.
Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.
Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.
У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.
Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.
По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.
А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.
В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) в Свердловске выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка» - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. За которую писатель получает Государственную премию.
Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939 Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике). На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!
В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках – южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.
Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.
Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой. В доме тепло пахло деревом, потому что стены были бревенчатые, неоштукатуренные, пол – дощатый. Богатства, да и маломальского достатка, не водилось, зато подрастали дети и внуки.
Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там, на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
В Копейске есть поселок его имени.
По Волге ходит пароход «Павел Бажов».
В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»).
По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.
Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
Приложение:
Выставка: «Малахитовая шкатулка»
Макет по сказу:
«Серебряное копытце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Сказы Бажова»
Конспект НОД...
Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».
Проект для подготовительной группы...
Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».
Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необыч...
Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста
Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста Цели:1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.2...
Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».
Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказ...
Литературная викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗЫ БАЖОВА»
для детей старшего дошкольного возраста...
Проект Сказы Бажова
Проект для детей подготовительной группы детского сада, углубление знаний о культуре и традициях Уральского народа с помощью сказов Бажова...