ПРОЕКТ Опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. «Юные исследователи»
проект (младшая группа)
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей среды, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать первые основы личности, проявляющей активное исследовательское и творческое отношение к миру.
Малыш - прирожденный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через переживание его личных чувств, действий. Удовлетворяя свое любопытство в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая естественным образом проявляется в форме детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой стороны, начинает осваивать основополагающие культурные формы упорядочивания опыта: причинно-следственные, пространственные и временные связи, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_issledovateli_2.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальной деятельности
детей младшего дошкольного возраста.
«Юные исследователи»
Срок реализации: 1 год (2022-2023уч.год)
Автор: воспитатель, Гуцуленко А.О.
Наставник: Воспитатель 1 категории, Корсакова Н.В.
Корсаков, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Технологическая карта | 2 |
2. | Этапы реализации проекта | 4 |
3. | Организационно-диагностический этап проекта | 5 |
3.1 | Диагностика уровня развития исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста | 5 |
3.2 | Формирующий этап проекта | 6 |
3.2.1 | Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы | 6 |
3.2.2 | Модель обучения детей организации экспериментирования | 6 |
3.2.3 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 7 |
3.2.4 | Перспективный план работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности | 8 |
4. | Работа с родителями | 10 |
5. | Заключительный этап проекта | |
6. | Список используемой литературы | 10 |
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№ п/п | Параметры | Содержание |
Тема | Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста. | |
Исполнители | Воспитатели, дети, родители | |
Срок реализации | Сентябрь 2022г. – май 2023г. | |
Тип проекты | Исследовательский. | |
Актуальность | В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей среды, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать первые основы личности, проявляющей активное исследовательское и творческое отношение к миру. Малыш - прирожденный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через переживание его личных чувств, действий. Удовлетворяя свое любопытство в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая естественным образом проявляется в форме детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой стороны, начинает осваивать основополагающие культурные формы упорядочивания опыта: причинно-следственные, пространственные и временные связи, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира. Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. Эксперименты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. С каждым днем дети изучают все больше и больше новых предметов, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются о простейших причинах наблюдаемых явлений. Поэтому для детей этого возраста очень важно организовывать исследовательскую деятельность. | |
Проблема | В реальной действительности в дошкольных образовательных организациях метод экспериментирования применяется неоправданно редко. Несмотря на многие положительные аспекты, он еще не получил широкого распространения. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и многие аспекты воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление познавать мир, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создавать творческую личность. | |
Цель | Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. | |
Задачи | 1. Создать благоприятные условия для детского экспериментирования. 2. Расширять представление детей о значении окружающего мира. 3. Развивать любознательность детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами. 4. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания естественной картины мира, способствующей развитию речи. 5. Формировать умение выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. 6. Стимулировать развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 7. Привлечь родителей к совместной деятельности в организации исследовательской деятельности. | |
Методы и подходы | Методы: анализ научной и методической литературы. Подходы: комплексный, системный. | |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно-диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный. | |
Ожидаемые результаты (достижения ребенка четырех лет) |
1. Сформировано умение понимать задачу опыта, предвидеть некоторые последствия своих действий, выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу, самостоятельно наблюдать простые опыты. 2. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях. 3. Проявляет устойчивый познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности. 4. Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. 5. С помощью взрослого использует действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. 6. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач. 7. Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. 8. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы. 9. Сформирована уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
| |
Практическая значимость | Методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ. | |
Презентация проекта | Презентация для педагогов ДОУ. |
- МЕТОДИКА ПРОЕКТА
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопления фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Проанализировав уровень исследовательской активности второй младшей группы, разработала проект на тему «Юные исследователи» Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь методикой Л.В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования».
Главное достоинство методики в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Форма работы | Содержание деятельности | Срок реализации |
1.Организационно-диагностический | 1.Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. 2.Мониторинг на начало учебного года. 3.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. | 1.1.Определение актуальности, проблемы, цели. 1.2.Составление плана реализации проекта. 2.1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты вводного мониторинга. | Сентябрь |
2.Формирующий | 1.Организация развивающей предметно-пространственной среды. 2.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. | 1.1Создание условий для детского экспериментальной деятельности (центр экспериментирования – мини-лаборатория «Почемучки»). 2.1.Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, малоподвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 2.2.Работа с родителями: анкетирование, консультации, беседы, домашние задания, мастер-класс, презентация проекта. | Сентябрь - май |
3.Заключительный | 1.Мониторинг на конец учебного года. 2.Сравнительный анализ результатов. 3. Перспективы | 1.1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года. | Май |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА
3.1 Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.
Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:
1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке?
3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи).
4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, и т. д.) - покажи.
6. Расскажи о свойствах магнита.
- ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ПРОЕКТА
3.2.1 Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы
Образовательная область | Интеграция с другими образовательными областями | Содержание образовательной области |
Познавательное развитие. Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; развитие сенсорной культуры. Формирование познавательных действий, формирование сознания. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. | Социально-коммуникативное развитие | Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующей лексики (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводы). Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в плане представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнении трудовых действий. |
Развитие речи | Расширять представления об объектах и предметах средствами художественной литературы. | |
Физическое развитие | Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни. | |
Художественно-эстетическое развитие | Расширять кругозор в области изобразительного искусства, фиксация результатов экспериментов и опытов. |
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В мини-лаборатории выделено: место для постоянной выставки, для приборов, для выращивания растений, для хранения природного и бросового материалов, для проведения опытов, для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Лупы, зеркала, весы, пипетки, фонарики, венчики, воронки, полиэтиленовые пакетики; вата, щетки, губки, одноразовые шприцы (без иглы), пищевые красители, песочные часы, ножницы, бумага разных сортов. лоскутки ткани, соль, клей, мыло, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые емкости разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (глина, песок, камни, вода, желуди, шишки, семена, косточки, скорлупа орехов, спилы дерева, опилки, листья и т.д.).
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
-Консультации для родительского уголка.
- Совместные досуги.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Перспективное планирование проекта «Юные исследователи»
Месяц, тема |
|
|
|
|
Сентябрь, Тема «Вода» | Беседа «Удивительные свойства воды» (Приложение 1) | Опыты: «Вода жидкая может течь»; «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду». | Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». (Приложение 10) | Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей). Картотека «Опыты с воздухом». |
Октябрь, Тема «Бумага» | Беседа «Путешествие в бумажную страну» (Приложение 2) | Эксперимент: «Волшебная бумага», «Шуршащая или поющая бумага», «Летающая бумага», «Вода и бумага». | Опыты: «Свойства бумаги». | Выставка «Поделок из бумаги (оригами)». |
Ноябрь, Тема «Краски» | Беседа «Радуга цветов» (Приложение 5) | Фокусы «Волшебная банка» (Приложение 14) | Опыт «Смешивание акварели» (Приложение 14) | Опыт с молоком «Радуга на молоке» картотека «Опыты с красками» |
Декабрь, Тема «Снег» | Беседа «Свойства снега и льда» (Приложение 4) | Опыт «Разноцветные снежки» (Приложение 13) | Эксперимент. «Таяние снега» Приложение 13) | Эксперимент. «Сколько в снеге воды?» картотека «Опыты со снегом» |
Январь, Тема «Воздух» | Игра «Воздух –невидимка» (Приложение 3) | Эксперимент: «Ветер», «Пузырьки воздуха», «Волны», «Летающие семена». (Приложение 12) | Эксперимент: «Где спрятался воздух? », «Как увидеть воздух», «Имеет ли воздух вес? ». (Приложение 12) | Беседа «Почему воздушный шарик называется — воздушным?», картотека «Опыты с воздухом» |
Февраль, Тема «Магнит» | Беседа «Удивительный магнит» (Приложение 6) | Игры-опыты: «Магнитная регата», «Рыбалка» (Приложение 15) | Опыт: «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Фокус со скрепкой и листом картона», «Можно ли найти метал предметы в песке? ». (Приложение 15) | Коллекция «Магнит и компания». Картотека опытов с магнитом |
Март, Тема «Растения» | Беседа «Растения – наши друзья». (Приложение 7) | Эксперимент: «Посадка лука» | Наблюдаем за ростом лука. | «Огород на подоконнике» |
Апрель, Тема «Недра земли» | Беседа «Эти удивительные камни». (Приложение 8) | Занятие «Подземные богатства земли» Изучение свойств песка, глины. | Коллекция «Какие разные камни». | Пополнение мини-лаборатории новыми материалами и предметами. |
Май Тема «Узнай на вкус и запах» | Путешествие «В гостях у бабушки Арины» (Приложение 9) | Опыт с запахом «Для чего нужен нос?» | Опыт «Какой на вкус?» Д/и «Волшебные картинки» (разложить на группы кислый, сладкий» | Изготовление Д/и «Волшебные картинки» (разложить на группы кислый, сладкий» Итоговое мероприятие Досуг «Шоу с воздушными шарами» (Приложение 16) |
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагоги современного образовательного процесса призваны особенно внимательно относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса и раскрывать эффективность этих методов обучения. Считаю, что единственный способ научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире – создать условия для полноценного развития его собственных способностей, не указывать проторенный путь познания, а помочь ему найти свой, пусть и трудный путь. Именно этому способствует исследовательская деятельность дошкольников.
В процессе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Перспективы: совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения; пополнять развивающую предметно-пространственную среду; систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
2. Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10.
3. Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
4. Иванова А.И., Аверина Г.А. К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников // Методист дошкольного образовательного учреждения. - 2016. – В. 18. – С. 30 – 41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...
Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ldquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающеммире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочекжизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобыребенку за...
Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...