ПРОЕКТ Опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. «Юные исследователи»
проект (младшая группа)

Гуцуленко Алина Олеговна

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей среды, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать первые основы личности, проявляющей активное исследовательское и творческое отношение к миру.

Малыш - прирожденный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через переживание его личных чувств, действий. Удовлетворяя свое любопытство в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая естественным образом проявляется в форме детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой стороны, начинает осваивать основополагающие культурные формы упорядочивания опыта: причинно-следственные, пространственные и временные связи, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli_2.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

ПРОЕКТ

Опытно-экспериментальной деятельности

детей младшего дошкольного возраста.

«Юные исследователи»

Срок реализации: 1 год (2022-2023уч.год)

Автор: воспитатель, Гуцуленко А.О.

Наставник: Воспитатель 1 категории, Корсакова Н.В.

Корсаков, 2022г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Технологическая карта

2

2.

Этапы реализации проекта

4

3.

Организационно-диагностический этап проекта

5

3.1

Диагностика уровня развития исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

5

3.2

Формирующий этап проекта

6

3.2.1

Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы

6

3.2.2

Модель обучения детей организации экспериментирования

6

3.2.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды

7

3.2.4

Перспективный план работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности

8

4.

Работа с родителями

10

5.

Заключительный этап проекта

6.

Список используемой литературы

10


  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

№ п/п

Параметры

Содержание

Тема

Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Исполнители

Воспитатели, дети, родители

Срок реализации

Сентябрь 2022г. – май 2023г.

Тип проекты

Исследовательский.

Актуальность

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей среды, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать первые основы личности, проявляющей активное исследовательское и творческое отношение к миру.

Малыш - прирожденный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через переживание его личных чувств, действий. Удовлетворяя свое любопытство в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая естественным образом проявляется в форме детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой стороны, начинает осваивать основополагающие культурные формы упорядочивания опыта: причинно-следственные, пространственные и временные связи, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира.

Исследовательская активная деятельность - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать все. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. Эксперименты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. С каждым днем дети изучают все больше и больше новых предметов, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются о простейших причинах наблюдаемых явлений. Поэтому для детей этого возраста очень важно организовывать исследовательскую деятельность.

Проблема

В реальной действительности в дошкольных образовательных организациях метод экспериментирования применяется неоправданно редко. Несмотря на многие положительные аспекты, он еще не получил широкого распространения.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и многие аспекты воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление познавать мир, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи

1.        Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.

2.        Расширять представление детей о значении окружающего мира.

3.        Развивать любознательность детей в процессе наблюдения и практического экспериментирования с объектами.

4.        Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания естественной картины мира, способствующей развитию речи.

5.        Формировать умение выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

6.        Стимулировать развитие инициативы и самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

7.        Привлечь родителей к совместной деятельности в организации исследовательской деятельности.

Методы и подходы

Методы: анализ научной и методической литературы.

Подходы: комплексный, системный.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно-диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемые результаты (достижения ребенка четырех лет)

  • Достижения ребенка трёх лет:

1. Сформировано умение понимать задачу опыта, предвидеть некоторые последствия своих действий, выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу, самостоятельно наблюдать простые опыты.

2.        Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях.

3.        Проявляет устойчивый познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

4.        Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

5.        С помощью взрослого использует действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

6.        Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.

7.        Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

8.        В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

9.        Сформирована уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

  • Обогащение развивающий предметно-пространственной среды группы.

Практическая значимость

Методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ.

Презентация проекта

Презентация для педагогов ДОУ.

  1. МЕТОДИКА ПРОЕКТА

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопления фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Проанализировав уровень исследовательской активности второй младшей группы, разработала проект на тему «Юные исследователи» Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь методикой Л.В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования».

Главное достоинство методики в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Форма работы

Содержание деятельности

Срок реализации

1.Организационно-диагностический

1.Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.

2.Мониторинг на начало учебного года.

3.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

1.1.Определение актуальности, проблемы, цели.

1.2.Составление плана реализации проекта.

2.1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты вводного мониторинга.

Сентябрь

2.Формирующий

1.Организация развивающей предметно-пространственной среды.

2.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

1.1Создание условий для детского экспериментальной деятельности (центр экспериментирования – мини-лаборатория «Почемучки»).

2.1.Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, малоподвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

2.2.Работа с родителями: анкетирование, консультации, беседы, домашние задания, мастер-класс, презентация проекта.

Сентябрь - май

3.Заключительный

1.Мониторинг на конец учебного года.

2.Сравнительный анализ результатов.

3. Перспективы

1.1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

3.1 Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.

По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:

 1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке?

 3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи).

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, и т. д.) - покажи.

6. Расскажи о свойствах магнита.

  1. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

3.2.1 Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы

Образовательная область

Интеграция с другими образовательными областями

Содержание образовательной области

Познавательное развитие.

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей;

развитие сенсорной культуры. Формирование познавательных действий, формирование сознания. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующей лексики (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводы).

Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в плане представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнении трудовых действий.

Развитие речи

Расширять представления об объектах и предметах средствами художественной литературы.

Физическое развитие

Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Художественно-эстетическое развитие

Расширять кругозор в области изобразительного искусства, фиксация результатов экспериментов и опытов.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

В мини-лаборатории выделено: место для постоянной выставки, для приборов, для выращивания растений, для хранения природного и бросового материалов, для проведения опытов, для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1.  Лупы, зеркала, весы, пипетки, фонарики, венчики, воронки, полиэтиленовые пакетики; вата, щетки, губки, одноразовые шприцы (без иглы), пищевые красители, песочные часы, ножницы, бумага разных сортов. лоскутки ткани, соль, клей, мыло, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые емкости разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (глина, песок, камни, вода, желуди, шишки, семена, косточки, скорлупа орехов, спилы дерева, опилки, листья и т.д.).

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.


Перспективное планирование проекта «Юные исследователи»

Месяц, тема

  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя
  1. неделя

Сентябрь,

 Тема «Вода»

Беседа

«Удивительные свойства воды»

(Приложение 1)

Опыты: «Вода жидкая может течь»;

 «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

(Приложение 10)

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Картотека «Опыты с воздухом».

Октябрь,

 Тема «Бумага»

Беседа

«Путешествие в бумажную страну»

(Приложение 2)

Эксперимент: «Волшебная бумага», «Шуршащая или поющая бумага», «Летающая бумага», «Вода и бумага».

Опыты: «Свойства бумаги».

Выставка «Поделок из бумаги (оригами)».

Ноябрь,

Тема «Краски»

Беседа

«Радуга цветов»

(Приложение 5)

Фокусы «Волшебная банка»

(Приложение 14)

Опыт «Смешивание акварели»

(Приложение 14)

Опыт с молоком «Радуга на молоке»

картотека «Опыты с красками»

Декабрь,

Тема «Снег»

Беседа

«Свойства снега и льда»

(Приложение 4)

Опыт «Разноцветные снежки»

(Приложение 13)

Эксперимент. «Таяние снега»

Приложение 13)

Эксперимент. «Сколько в снеге воды?»

картотека «Опыты со снегом»

Январь, Тема «Воздух»

Игра

«Воздух –невидимка»

(Приложение 3)

Эксперимент:

«Ветер», «Пузырьки воздуха», «Волны», «Летающие семена».

(Приложение 12)

Эксперимент: «Где спрятался воздух? », «Как увидеть воздух», «Имеет ли воздух вес? ».

(Приложение 12)

Беседа

«Почему воздушный шарик называется — воздушным?», картотека «Опыты с воздухом»

Февраль,

Тема «Магнит»

Беседа

«Удивительный магнит»

(Приложение 6)

Игры-опыты: «Магнитная регата», «Рыбалка»

(Приложение 15)

Опыт: «Почему иногда два

магнита отталкиваются?», «Фокус со скрепкой и листом картона», «Можно ли найти метал предметы в песке? ». (Приложение 15)

Коллекция «Магнит и компания».

Картотека опытов с магнитом

Март,

Тема «Растения»

Беседа

«Растения – наши друзья».

 (Приложение 7)

Эксперимент: «Посадка лука»

Наблюдаем за ростом лука.

«Огород на подоконнике»

Апрель,

Тема «Недра земли»

Беседа

«Эти удивительные камни». (Приложение 8)

Занятие «Подземные богатства земли» Изучение свойств песка, глины.

Коллекция «Какие разные камни».

Пополнение мини-лаборатории новыми материалами и предметами.

Май

Тема «Узнай на вкус и запах»

Путешествие

«В гостях у бабушки Арины»

(Приложение 9)

Опыт с запахом

«Для чего нужен нос?»

Опыт «Какой на вкус?»

Д/и «Волшебные картинки» (разложить на группы кислый, сладкий»

Изготовление Д/и «Волшебные картинки» (разложить на группы кислый, сладкий»

Итоговое мероприятие Досуг «Шоу с воздушными шарами»

(Приложение 16)


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагоги современного образовательного процесса призваны особенно внимательно относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса и раскрывать эффективность этих методов обучения. Считаю, что единственный способ научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире – создать условия для полноценного развития его собственных способностей, не указывать проторенный путь познания, а помочь ему найти свой, пусть и трудный путь. Именно этому способствует исследовательская деятельность дошкольников.

В процессе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Перспективы: совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения; пополнять развивающую предметно-пространственную среду; систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.

2.        Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10.

3.        Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.

4.        Иванова А.И., Аверина Г.А. К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников // Методист дошкольного образовательного учреждения. - 2016. – В. 18. – С. 30 – 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ldquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающеммире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочекжизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобыребенку за...

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...