«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
материал
Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческих способностей каждого ребёнка, воображения, в процессе создания картинки каждый проявляет свои индивидуальные способности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для улучшения процесса обучения.
Развитие мелкой моторики отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, концентрацию и воображение, координацию в пространстве. Если у детей плохо развита моторика, то они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся мелкие игрушки, трудно сложить пазлы, они с трудом застёгивают пуговицы. Дети отказываются от лепки и аппликации, так как на занятиях не успевают за ребятами.
Актуальность на сегодняшний момент заключается в том, что необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, с использованием именно нетрадиционных техник рисования, которая способствует развитию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. На моих занятиях дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, многообразием материалов, их особенностями, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, формирования опыта.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет большую роль. Прежде чем проводить какую-либо работу, я подготовила все необходимые материалы: краски, бумагу, ватные палочки, нитки, кусочки паролона и другое. Также изучила много литературы по данной теме, составив картотеку материалов для работы, сделала образцы для показа детям.
Далее целью моей работы стало: научить детей рисовать необычные картинки, используя нетрадиционные техники. Также были поставлены ряд задач:
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук в процесс рисования;
- Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
- Способствовать развитию координации движения кистей рук во время рисования;
- Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Работа проходила как на занятиях по изодеятельности, так и в свободное время. Очень часто результаты нашей работы с детьми можно было увидеть на выставках и конкурсах, организованных в детском саду. Проводились и семейные вечера, где родители пробовали рисовать вместе с детьми, создавая совместные поделки и картинки.
Теоретическая база опыта
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г. – 264 с.
- Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001 г. – 128 с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 216 с.
- Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- Жукова О. Г., Дьяченко И. И. Волшебные ладошки. Волшебные краски. М., 2016. – 152 с.
- Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Казаковой Р. Г., Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки, - Ярославль, изд-во «Академия развития -Академия холдинг», 2004 г.
- Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Работа с воспитателями.
- я провела для воспитателей мини-лекцию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
- был организован круглый стол обмен опытом по теме «Развитие мелкой моторики рук, для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать».
Работа с родителями.
В начале учебного года в младших группах было проведено:
- родительское собрание по теме «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
- анкетирование на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования».
- подготовлены консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
- родители группы привлекались к участию в конкурсе поделок из природного материала.
- проведены семейные вечера с привлечением родителей в рисовании нетрадиционными материалами, они изготавливали самодельные сказки на разные темы.
Работа с детьми. Основным видом деятельности с детьми была игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Я использовала следующие приёмы и методы:
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- яркая, хорошо продуманная наглядность и др.
Дети с удовольствием и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.
Широко использовались мной на занятиях пальчиковые гимнастики, игры c крупами, пуговицами, камешками. Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Пирамидка»;
«Матрешка»;
«Разрезные картинки»;
«Чудесные мешочки» (с крупами)»;
«Подбери по цвету»;
«Подбери по форме»;
«Узнай что в мешочке?».
Темы были самые разнообразные, в зависимости от времени года, темы месяца или какой то памятной даты: «Дождик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Снег», «Галстук для папы», «Цветы для мамы» и другие.
Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. У детей сформировались представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве; они легко могли обследовать предметы, группировать и дифференцировать по определённому признаку.
У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными способами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции и развивать творческие способности. Считаю наиболее приемлемым использование в работе воспитателей, педагогов и родителей нетрадиционных техник рисования, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Анализ результативности
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Если в начале моей работы не все дошкольники легко справлялись с предложенными заданиями, использовали предметы не по назначению, то после обучения способам рисования они создавали маленькие «шедевры». На занятиях дети работали активно. Им очень понравилось, что они рисовали не только кисточками, а так же ладошкой, пальчиками и т.д. По моим наблюдениям у детей улучшилась речевая активность, эмоциональность, повысилась самооценка.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности, фантазию и воображение. Об этом говорит диагностика усвоения материала, проведённая в начале и в конце года.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Поэтому для решения этой проблемы была поставлена цель:
- продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
- планирование и построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- в применении методов и приемов работы с детьми, учитывать индивидуальные особенности детей.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы может быть использован на практике педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №66»
Аитовой Юлии Камильевны.
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческих способностей каждого ребёнка, воображения, в процессе создания картинки каждый проявляет свои индивидуальные способности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для улучшения процесса обучения.
Развитие мелкой моторики отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, концентрацию и воображение, координацию в пространстве. Если у детей плохо развита моторика, то они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся мелкие игрушки, трудно сложить пазлы, они с трудом застёгивают пуговицы. Дети отказываются от лепки и аппликации, так как на занятиях не успевают за ребятами.
Актуальность на сегодняшний момент заключается в том, что необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, с использованием именно нетрадиционных техник рисования, которая способствует развитию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. На моих занятиях дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, многообразием материалов, их особенностями, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, формирования опыта.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет большую роль. Прежде чем проводить какую-либо работу, я подготовила все необходимые материалы: краски, бумагу, ватные палочки, нитки, кусочки паролона и другое. Также изучила много литературы по данной теме, составив картотеку материалов для работы, сделала образцы для показа детям.
Далее целью моей работы стало: научить детей рисовать необычные картинки, используя нетрадиционные техники. Также были поставлены ряд задач:
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук в процесс рисования;
- Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
- Способствовать развитию координации движения кистей рук во время рисования;
- Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Работа проходила как на занятиях по изодеятельности, так и в свободное время. Очень часто результаты нашей работы с детьми можно было увидеть на выставках и конкурсах, организованных в детском саду. Проводились и семейные вечера, где родители пробовали рисовать вместе с детьми, создавая совместные поделки и картинки.
Теоретическая база опыта
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г. – 264 с.
- Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001 г. – 128 с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 216 с.
- Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- Жукова О. Г., Дьяченко И. И. Волшебные ладошки. Волшебные краски. М., 2016. – 152 с.
- Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Казаковой Р. Г., Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки, - Ярославль, изд-во «Академия развития -Академия холдинг», 2004 г.
- Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Работа с воспитателями.
- я провела для воспитателей мини-лекцию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
- был организован круглый стол обмен опытом по теме «Развитие мелкой моторики рук, для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать».
Работа с родителями.
В начале учебного года в младших группах было проведено:
- родительское собрание по теме «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
- анкетирование на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования».
- подготовлены консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
- родители группы привлекались к участию в конкурсе поделок из природного материала.
- проведены семейные вечера с привлечением родителей в рисовании нетрадиционными материалами, они изготавливали самодельные сказки на разные темы.
Работа с детьми. Основным видом деятельности с детьми была игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Я использовала следующие приёмы и методы:
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- яркая, хорошо продуманная наглядность и др.
Дети с удовольствием и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.
Широко использовались мной на занятиях пальчиковые гимнастики, игры c крупами, пуговицами, камешками. Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»;
«Пирамидка»;
«Матрешка»;
«Разрезные картинки»;
«Чудесные мешочки» (с крупами)»;
«Подбери по цвету»;
«Подбери по форме»;
«Узнай что в мешочке?».
Темы были самые разнообразные, в зависимости от времени года, темы месяца или какой то памятной даты: «Дождик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Снег», «Галстук для папы», «Цветы для мамы» и другие.
Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. У детей сформировались представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве; они легко могли обследовать предметы, группировать и дифференцировать по определённому признаку.
У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными способами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции и развивать творческие способности. Считаю наиболее приемлемым использование в работе воспитателей, педагогов и родителей нетрадиционных техник рисования, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Анализ результативности
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Если в начале моей работы не все дошкольники легко справлялись с предложенными заданиями, использовали предметы не по назначению, то после обучения способам рисования они создавали маленькие «шедевры». На занятиях дети работали активно. Им очень понравилось, что они рисовали не только кисточками, а так же ладошкой, пальчиками и т.д. По моим наблюдениям у детей улучшилась речевая активность, эмоциональность, повысилась самооценка.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности, фантазию и воображение. Об этом говорит диагностика усвоения материала, проведённая в начале и в конце года.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Поэтому для решения этой проблемы была поставлена цель:
- продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
- планирование и построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- в применении методов и приемов работы с детьми, учитывать индивидуальные особенности детей.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы может быть использован на практике педагогами дошкольных образовательных учреждений. Свой материал на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» я разместила на интернет ресурсах http://www.nsportal.ru и https://ds66sar.schoolrm.ru/
Приложение 1
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (рисование)
на тему: «Прогулка в осенний лес»
для детей среднего дошкольного возраста
Цель НОД: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать у детей воображение, интерес к рисованию, знакомить с одним из видов нетрадиционного рисования (ватными палочками).
Задачи НОД:
Образовательные задачи:
- Формировать интерес к рисованию
- Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками.
- Закрепить знание детей об осенних изменениях в природе.
Развивающие задачи:
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками;
- Развивать творческие способности;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
- Способствовать развитию внимательности, усидчивости;
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке, за листопадом, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов об осени, дидактическая игра «С какого дерева лист?», посещение с родителями осеннего леса.
Оборудование: аудиомагнитофон, музыкальная аудиозапись «Облака», «Листопад», «Осенний вальс» Ф.Шопен, ИКТ с презентацией осеннего леса, осенние листья, картины с изображением деревьев, гуашь, салфетки, ватные палочки, альбомные листы с изображением дерева.
Методические приемы:
● Наглядный (использование ИКТ)
● Словесный (беседа, диалог с детьми).
- Игровой (д/игра «С какого дерева листок?», танец с осенними листьями, дыхательная гимнастика «Ветер»
- Практический (рисование листьев нетрадиционным способом – ватными палочками)
ХОД НОД
Звучит спокойная музыка. Дети с воспитателем заходят в группу.
1. Приветствие
В: Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: А теперь встанем в круг.
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (приседание)
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
В: Какие вы сегодня все красивые, нарядные. Улыбнитесь все мне, подарите мне свои солнечные улыбки. Как мне на душе стало тепло, солнечно, радостно.
2. Основная часть.
В: Дети, какое сейчас время года? (осень)
В: Верно осень, осень очень красивое время года. Все кругом яркое, деревья в золотых нарядах. А какие признаки осени вы знаете? (Листья на деревьях желтеют и опадают; идут дожди; день становится короче; темнеет рано; солнце светит, но не греет; птицы улетели в теплые края; люди одеваются в теплую одежду)
В: Осенью небо хмурое, как будто наклонилось над нами; низко плывут облака. Я вас хочу пригласить на прогулку в осенний лес, посмотреть на красоту природы. В осенний лес мы попадем с вами на воздушном облаке (встают на облако, машут руками под музыку «Облака»)
В: Вот мы и попали в осенний лес.
(На экране картина осеннего леса)
В: Посмотрите какая красота кругом. Мы с вами присядем на пенечки и посмотрим вокруг.
В: Какая сегодня погода? (солнечная, теплая, сухая)
В: Посмотрите, а какое небо? (хмурое, серое, облачное)
В: В какой цвет осень раскрасила деревья в лесу? (красный, оранжевый, желтый)
В: Посмотрите какой ковер из осенних листьев. Это их ветер с веток сорвал. Дети, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда опадают листья? (листопад)
В: А теперь мы с вами станем ветром и подуем на листочки, чтобы они полетели.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Дует легкий ветерок
И качает как листок? ф-ф-ф (выход спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок
И качает как листок? ф-ф-ф (активный выдох)
В: Молодцы
В: А теперь мы с вами найдем дерево с которого они упали
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Звучит спокойная музыка
Листья в воздухе витают,
Всех на вальс нас приглашают.
Детки дружно покружитесь, (кружатся)
Вы в листочки превратитесь (садятся, берут листочки)
Физминутка. Танец под музыку «Осенний вальс»
В: Посмотрите, что же это? Ветер озорник, пока мы играли, сорвал все листочки с деревьев. И теперь они стали скучными и не красивыми. Как же быть? (Нарисовать листочки.)
В: И правда, надо всем вместе помочь вернуть деревьям их яркие наряды.
Проходите за столы…
В: Сегодня мы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточек мы возьмем ватные палочки. Обмакнем палочку в краску и прижмем ее к бумаге в верхней части листа рядом со стволом. Посмотрите, остается отпечаток. Это и будут листочки.
Педагог берет палочку, окунает ее в краску и заполняет отпечатками всю крону дерева. Показывает, что можно использовать два цвета. Для этого нужно пользоваться двумя палочками – одну макать в красный, другую в желтый цвет.
В: Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины,
Листики клена мы соберем,
И Маме букет мы отнесем
В: Приступаем к работе.
Дети выполняют самостоятельную работу. Воспитатель помогает тем, кто не справился с заданием. Звучит спокойная музыка.
В: Молодцы
В: А теперь из наших деревьев создадим аллею.
В: Вот мы и помогли деревьям вернуть их яркие, красочные наряды.
В: А нам пора возвращаться в детский сад.
(встаем на облако, звучит музыка «Облака»)
3. Итог
В: Дети, а где мы сегодня были? (в осеннем лесу)
В: А что мы делали с вами в осеннем лесу? (играли, рисовали, наряжали деревья в осенний наряд)
В: Что мы использовали, для того чтобы одеть деревья в осенний наряд? Чем рисовали? ( ватными палочками)
В: Какие вы сегодня все молодцы старались, порадовали своей работой, а за ваши старания я подарю вам гостинцы.
(воспитатель показывает корзину с фруктами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....