«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)
«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы. (с детьми 4-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_razvitii_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ №15 «Нэбзый»
«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Сердюкова И.Н.
«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы. (с детьми 4-7 лет).
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и телефона. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Наша задача - научить детей правильно произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала тему опыта работы - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности.
Цель использования мнемотехники : научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, правильно построить предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания, правильно составить предложения;
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь : учить последовательности, логичности.
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
- Обучать детей правильному звукопроизношению, быстрому разучиванию стихотворений, развитию памяти, мышления.
- Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание). На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Надо начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И изображение обязательно должно быть цветным. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что на них изображено.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы доступны для старшего дошкольного возраста. Мнемотаблицы используются с целью:
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
Этапы использования мнемотаблиц :
1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Пересказ или рассказывание без опоры на символы (образы).
В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.
Разучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств - зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Разучивание чистоговорок, скороговорок, загадывание загадок с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек помогает правильному звукопроизношению, обогащению словарного запаса детей.
Пересказ сказки с помощью этой техники.
Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их.
Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем сами с детьми, придумываем вместе, сообща.
Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная, правильная, грамматически построенная речь, хорошая память является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами для всех возрастных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...