Конспект мастер-класса для педагогов « Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Вызвать интерес участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать опыт, мастерство путем прямого и комментированного показа приемов работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_pereslat.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУN28 г.п. Красный Бор «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
Конспект мастер-класса для педагогов
Тема: « Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»
Подготовила:
О.Е. Хлюстова
воспитатель первой категории
МКДОУ № 28 г.п. Красный Бор
2022Красный Бор
Конспект мастер-класса для педагогов
« Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»
Цель: Вызвать интерес участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать опыт, мастерство путем прямого и комментированного показа приемов работы)
Задачи:
- заинтересовать участников мастер-класса в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия и технологии их изготовления;
- показать роль, возможности традиционной тряпичной куклы в воспитании детей ;
Оборудование и материалы:
-ножницы , вата, узкая атласная лента, цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани, лоскуты белой ткани, колокольчики, красные нитки, деревянные ложки, технологические карты, ИКТ.
План мастер- класса
1 Организационный момент
2 Презентация
3 Практическая часть
4 Рефлексия
Ход мастер-класса.
Этапы деятельности | Содержание |
1 Этап Подготовительно-организационный (Гости – участники мастер -класса входят в музей детского сада и садятся за столы. Их встречает Хозяйка (воспитатель) в русском народном костюме, приветствует их поклоном и словами) | - Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! - Рада видеть вас в здравии ! . -А знаете ли вы ,гостюшки дорогие, что 2022год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. - Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является «приобщение детей к социально -культурным нормам, традициям семьи , общества и государства. - Всем вам известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра и игрушка . Игрушка- важнейшая часть любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек для детей исконно была кукла. -Кукла не рождается сама, ее создает человек. Народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. А самой популярной из них является тряпичная кукла «Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» - С некоторыми из них , я вас сегодня познакомлю. |
Основной этап Показ презентации «Народная тряпичная кукла» Пальчиковая игра «Лебедушка» Практическая часть « с помощью технологических карт участники изготавливают кукол) | (просмотр презентации о видах кукол, их значении и разновидности) - А вы ,дорогие гости, желаете научится своими руками создавать таких кукол? -Чтобы приступить к работе давайте разомнем наши ручки( проводится пальчиковая игра) Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем. Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть. Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно. На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами. Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки. - Раз два, раз два Вот и кончилась игра, -У вас на столах стоят технологические карты , лежит разнообразный выбор материалов. Приступаем к работе, а кто какую куколку выполняет , мы узнаем чуть позже ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ( технологические карты , лоскуты ткани, ленточки, кружева на выбор .Участники приступают к творческой работе. Воспитатель помогает , если возникли трудности при изготовлении продукта. Рассказывает интересные факты о куклах ) ) -Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. -Какие красивые куколки у вас получились! - А сейчас , я приглашаю вас на ярмарку под названием «Ярмарка педагогических идей» |
Заключительный этап Рефлексия (проводится дискуссия по результатам совместной деятельности )
Подвижная игра «Во саду ли в огороде» |
(каждый участник представляет свою куклу и рассказывает: как можно использовать сделанную им куклу в своей профессиональной деятельности) Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою! Подвижная игра «Во саду ли в огороде» .Все вместе будем произносить такие слова: Во саду ли, в огороде Девица гуляла, У ней русая коса, Лента голубая . Ух, ух, уха- ха( все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой) Что вы, что вы, что вы, что вы (все идут из круга , говорят девицы)…. 2 раза Идете по кругу и поете дальше: Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Сама ростом невеличка Лицом круглоличка. Припев тот же … |
Вывод: современный ребёнок ориентирован на куклы западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской народной кукле, поэтому, учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....