Конспект мастер-класса для педагогов « Народная кукла как средство приобщения к истокам русского народа»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Хлюстова Олеся Евгеньевна

Вызвать   интерес  участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать   опыт, мастерство  путем прямого и комментированного показа приемов работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pereslat.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУN28 г.п. Красный Бор «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»

                Конспект мастер-класса для педагогов  

 Тема: « Народная  кукла как средство приобщения к истокам русского народа»

Подготовила:

О.Е. Хлюстова

воспитатель первой категории

МКДОУ № 28 г.п. Красный Бор

2022Красный Бор

         Конспект мастер-класса для педагогов

 « Народная  кукла как средство приобщения к истокам русского народа»

Цель:  Вызвать   интерес  участников мастер-класса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. (передать   опыт, мастерство  путем прямого и комментированного показа приемов работы)

Задачи:

 - заинтересовать участников мастер-класса в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия и  технологии их изготовления;

- показать   роль, возможности традиционной тряпичной куклы в воспитании детей  ;  

  Оборудование и материалы:

 -ножницы , вата, узкая атласная лента, цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани,  лоскуты белой ткани, колокольчики, красные нитки, деревянные ложки,  технологические карты, ИКТ.

План мастер- класса

1 Организационный  момент

2 Презентация  

3 Практическая часть

4  Рефлексия

  

                                Ход мастер-класса.

Этапы деятельности

Содержание

1 Этап 

Подготовительно-организационный

(Гости – участники мастер -класса  входят в музей детского сада и садятся за столы.    Их встречает Хозяйка  (воспитатель) в русском народном костюме, приветствует их поклоном и словами)

- Здравствуйте,  гости дорогие! Гости званные и желанные! - Рада  видеть вас в здравии ! .

-А знаете ли вы ,гостюшки дорогие, что 2022год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия  народов России.

- Одним из приоритетных направлений  ФГОС ДО является «приобщение детей к социально -культурным нормам, традициям семьи , общества и государства.

- Всем вам известно, что ведущим видом деятельности  в дошкольном возрасте является игра и игрушка . Игрушка- важнейшая часть любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек для детей исконно была кукла.

-Кукла не рождается сама, ее создает человек. Народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные  представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. А самой популярной из них является тряпичная кукла «Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» 

- С некоторыми из них , я вас сегодня познакомлю.

Основной этап

Показ презентации «Народная тряпичная кукла»

Пальчиковая игра «Лебедушка»

Практическая часть

 « с помощью технологических карт участники изготавливают кукол)

(просмотр презентации о видах кукол, их  значении и разновидности)

- А вы ,дорогие гости, желаете научится своими руками создавать таких кукол?

-Чтобы приступить к работе давайте разомнем наши ручки( проводится пальчиковая игра)

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и  сжимаем пальцы в кулачки.

- Раз два, раз два   Вот и кончилась игра,

-У вас на столах стоят технологические карты , лежит разнообразный выбор материалов. Приступаем к работе, а кто какую куколку выполняет , мы узнаем чуть позже

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 ( технологические  карты  ,  лоскуты ткани, ленточки, кружева  на выбор  .Участники  приступают к творческой работе. Воспитатель помогает  , если возникли трудности при изготовлении продукта. Рассказывает интересные факты о куклах  )

)

 -Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.

-Какие красивые куколки у вас получились!  

- А сейчас , я приглашаю вас на ярмарку  под названием «Ярмарка педагогических идей»  

 Заключительный этап

  Рефлексия

 (проводится дискуссия по результатам совместной деятельности ) 

   

Подвижная игра «Во саду ли в огороде»

 

 

(каждый участник представляет свою куклу и рассказывает:  как можно использовать сделанную им куклу в своей профессиональной деятельности)

       Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Подвижная игра «Во саду ли в огороде» 

.Все вместе будем произносить такие слова:

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая .

 Ух, ух, уха- ха( все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой)

Что вы, что вы, что вы, что вы (все идут из круга , говорят девицы)…. 2 раза

  Идете по кругу и поете дальше:

 Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Сама ростом невеличка

Лицом круглоличка.

Припев тот же …

Вывод: современный ребёнок ориентирован на куклы западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской народной кукле, поэтому, учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. 

Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...