Годовой проект "Моя Родина"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ- для детей старшего дошкольного возраста.
ТИП ПРОЕКТА: информационно-социальный.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)
Актуальность: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с Родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель: совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей, на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с Родиной.
Задачи:
-развитие познавательного интереса к истории и культуре родного города;
-Формирование любви к родному городу, на основе ознакомления с природой родного края, её традициями и достопримечательностями.
- Воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному городу.
Методы:
1.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества, родного города.
2.Использование аудио для слушания музыкальных произведений о Родине.
3.Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего города Москва.
4.Участие в мероприятиях «День матери», «День победы», «День защитника Отечества».
5.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.
Формы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- тематические беседы;
- презентации;
- развлечения, досуги, праздники;
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ
- Просмотр фотографий, видеоматериалов о родном городе Москва.
- Знакомство с разными профессиями жителей нашего села
- Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
- Составление творческих рассказов.
- Чтение стихов поэтов нашей родины
- Составление описательных рассказов о достопримечательностях родного города
Ожидаемый результат:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного города.
- умение выражать собственное мнение, анализировать.
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о культуре родного города;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков
-совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей.
Этапы реализации проекта:
-подготовительный
-основной
-заключительный
1этап:
1. Познавательные занятия по ознакомлению с родным городом,
особенностями, достопримечательностями, традициями.
2. Беседы с детьми:
- «Где я живу»
- «Москва» - столица России
- «Мой родной город - Москва»
3. Чтение художественных произведений российских авторов.
4. Рисование на темы: «Какого цвета мой родной город», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.
5. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.
6. Разучивание народных игр: «Колечко», «Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Змейка», «Салки».
7. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание русских народных песен, музыкальные развлечения.
8. Изучение истории, культуры России.
8. Изготовление альбомов «Моя Родина», «Москва», «Животный мир России».
10. Пополнение патриотического центра в группе.
11. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным городом: «Что такое Родина?», «Москва - столица России», «Знакомство с творчеством русского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир России»
12. Дидактических игр по закреплению знаний детей: «Наша страна», «Расскажи о своей семье», «Птицы нашего города»
2этап.
План работы:
СЕНТЯБРЬ
1 неделя.
Рассматривание картинок о Москве -«Моя малая Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе.
Художественное творчество тема: «Моя улица».
Игры «Колечко», «Салки».
Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов.
2 неделя.
Беседа на тему: «Москва родной город», «Что такое Родина».
Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.
Игры «Гори - гори ясно», «Гуси - лебеди».
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание национального костюма.
3 неделя.
Рассматривание картин русских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях.
Дидактическая игра «От какой ветки детка».
Беседа на тему: «О том, как трудятся наши мамы и папы».
Игры «Ручеек», «У медведя во бору».
Беседа на тему «Моя Москва»
4 неделя.
Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русский сарафан, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок.
Беседа: «К нам пришла кукла Маша» (в русском национальном костюме).
Рассматривание березы на улице, беседа о ней.
Разучивание хороводной песни «Во поле береза стояла». Рассматривание «бабушкиной» посуды. Дидактическая игра «Отгадай загадку» (о посуде). Вырезание из цветной бумаги силуэтов посуды.
ОКТЯБРЬ
1 неделя.
Рассматривание русских народных головных уборов. Заучивание потешек. Дидактическая игра «Что лишнее?».
Беседа на тему: «Мой город».
Конструирование «Мой родной дом»
Игры «Городки»
Дидактическая игра «Наша страна». Просмотр мультфильма «Золотая рыбка».
2 неделя.
Рассказ воспитателя о праздниках, народных приметах и об
обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.
Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам русской народной росписи.
Русские народные игры «Горелки», «Ручеек»
Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет); чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
3 неделя.
Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских головных уборов (из бумаги). Слушание русских народных песен.
Игры «Прятки», «Колечко».
Слушание русских народных песен. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
4 неделя.
Рассматривание посуды, изготовленной русскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с орнаментом.
Беседа на тему: «К нам в гости пришла кукла Маша».
Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди». Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства русских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа об узорах русского народного костюма.
НОЯБРЬ
1 неделя.
Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек
Беседа на тему: «Беседа о России».
Игры «Гуси- лебеди», «У медведя во бору».
Просмотр видео выступлений русских народных ансамблей, беседа о них. Чтение стихов. Заучивание пословиц об одежде.
2 неделя.
Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание загадок.
Слушание легенды «Легенда о Матрешке».
Игры «Жучок и паучок», «Ручеек».
Рассматривание русской национальной обуви. Дидактические игры «Народные промыслы», «Что нужно сапожнику?».
3 неделя.
Рассматривание посуды, изготовленной русскими мастерами. Разучивание пословиц о труде.
Беседа на тему «Народы России».
Художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.
Прогулка. Игры «Ладушки», «Жмурки».
Беседа о блюдах русской кухни. Заучивание пословиц о труде.
4 неделя.
Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.
Беседа на тему: «О том, кто работает в сельском хозяйстве».
Рисование по клеточной бумаге «Дорожки счастья».
Прогулка. Игры «Горелки», «Кузнецы».
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Сравнение русской избы и современного дома. Загадки о посуде.
Игры «Во поле береза стояла», «А я по лугу».
Заучивание русских народных потешек, прибауток.
«Назови правильно» (предметы быта из дерева)
2 неделя.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Рассматривание узоров на русской одежде.
Беседа на тему: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.
Обучение рисования двойного завитка «Бараний рог».
Игры «Баба Яга», «У медведя во бору».
Повторение стихов русских поэтов. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
3 неделя.
Беседа о русской национальной кухне. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги).
Художественное творчество тема: лепка «Кукла в русском народном костюме».
Беседа на тему: «Мой родной город Москва».
Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди».
Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание песен русских поэтов.
4 неделя.
Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворений русских поэтов.
Художественное творчество тема: лепка «Русские барышни».
Беседа на тему: «Природа моей Родины».
Рассматривание и описание березы. Игры «Расходитесь», «Цепи»
Чтение русской народной сказки «Бычок — смоляной бочок». Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских узоров на ткани.
ЯНВАРЬ
2 неделя.
Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. Беседа на тему: «Москва — столица России».
Лепка «Русская народная посуда».
Игры «Бабка Ежка», «Башмачок».
Слушание русских частушек. Драматизация сказки «Морозко». Вырезание из бумаги силуэтов русской одежды.
3 неделя.
Рассказ воспитателя о новогодних песнях. Загадывание загадок.
Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».
Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».
. Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).
4 неделя.
Утро. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах. Дидактическая игра «Старинные предметы быта».
Познание тема: «Символика родного города».
Рисование «Герб России».
Игры «Расходитесь», «А я по лугу»
Лепка из глины посуды русского народа. Рассматривание русских рубашек, их орнамента. Слушание русской народной плясовой музыки.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Рассматривание куклы в русском народном костюме. Заучивание пословиц о труде. Слушание русской народной музыки. Беседа «Все о масленице».
Беседа о птицах, как символах в русском народном творчестве. Игры «Во поле береза стояла», «Краски».
Рисование русских орнаментов. Чтение сказки «Морозко».
2 неделя.
Чтение сказки «Зимовье зверей». Нанесение орнамента на бумажные
силуэты животных — персонажей русской народной сказки.
Беседа на тему: «Дружная семья», (об игрушке-матрешке).
Рисование «Русская старинная посуда».
Игры «Золотые ворота», «Колдун»
Рассказ воспитателя о традициях и обычаях народов России, культуре и быте.
Слушание русской народной плясовой музыки. Вырезание из бумаги силуэтов русских платков, шалей, нанесение узоров.
3 неделя.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных русскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта.
Беседа на тему: Празднование день защитника отечества.
Рисование «Вечный огонь».
Игры «Салки», «Гуси- лебеди».
Рассматривание матрешек. Дидактическая игра «Одень куклу».
4 неделя.
Рассматривание головных уборов русских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов.
Игры «Ручеек», «Прятки».
Беседа о традициях и обычаях русского народа.
МАРТ
1 неделя.
Чтение легенды о Садко. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.
Беседа на тему: «О Москве».
Рисование «Родная природа».
Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».
Слушание русской народной музыки, беседа о ней.
2 неделя.
Беседа о Масленице, традициях празднования в родном городе. Заучивание русских народных закличек. Слушание масленичных песен.
Беседа на тему: «Моя родина».
Лепка «Русские свистульки».
Игры «Летят — не летят», «Рыбак и рыбки».
Рассматривание фотографий празднования «Масленицы».
3 неделя.
Рассматривание праздничного русского народного костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь русских в старину».
Игра-занятие «Музей».
Аппликация «Украшение одежды»
Игры «Жмурки», «Прятки».
Вечер. Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию. Заучивание пословиц о дружбе.
4 неделя.
Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».
Беседа на тему: «О профессиях в моем городе».
Рисование «Моя Родина»
Игры «Летят — не летят», «Городки».
Беседа о природе и животном мире родного города.
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Рассматривание фотографий воинов ветеранов. Беседа.
Игра - занятие «Путешествие по родному городу».
Игры «Городки»
Рассматривание фотографий достопримечательностей и памятников.
2 неделя.
Рассматривание фотографий «Красной площади», беседа о ней.
Слушание русской народной сказки «Пряничный домик».
Беседа на тему: «Все мы дружно живем на русской земле».
Аппликация «Государственный флаг»
Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла». Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов поэтов о весне.
3 неделя.
Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».
Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».
Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».
Драматизация сказки
4 неделя.
Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание
праздничного Пасхального колокольного звона.
Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».
Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».
Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.
МАЙ
1 неделя.
Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских художников о весне. Повторение стихов русских поэтов.
Беседа на тему: «Беседа о защитниках Родины – о детях-героях войны»
Рисование «Животные нашего леса».
Игры «Пятнашки», «Краски».
Беседа о тех, кто защищал родину в годы войны.
2 неделя.
Рассматривание фотографий памятников.
Рассказ о памятниках погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.
Художественное творчество аппликация «Праздничный салют».
Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору».
Рассматривание фотографий «Военная техника России», ветеранов ВОВ.
3 неделя.
Отгадывание загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек.
Беседа на тему: «Охранять природу - значит охранять Родину».
Игры «Ручеек», «Гуси-лебеди»
Беседа о символике герба и флага России.
4 неделя.
Выставка предметов быта.
Итоговая беседа «Что мы знаем о России? О родном городе?».
Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских узоров.
Художественное творчество на тему: «Знаю. Помню. Горжусь»
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего города.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
План работы над реализацией проекта: «Россия – Родина моя» в рамках годовой задачи.
В материале представлен план по реализации проекта по патриатическому воспитанию в подготовительной группе.Материал будет интересен для воспитателей....
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Презентация к годовому проекту " Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или "С чего начинается Родина"".
Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошколного возраста....
Годовой проект на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или " С чего начинается Родина"".
Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Реализация образовательной программы и годового плана (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в табл.) в группе «Солнышко»
Образовательная работа с воспитанниками проводилась по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &l...