Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Песочная магия»
учебно-методический материал
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Песочная магия»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru
Рассмотрена и рекомендована к утверждению решением педагогического совета МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» протокол №1 от 31.08.2021 | Заведующий МБДОУ ЦРР - ДС «Сказка» ___________ О.В. Ермакова Приказ №92 от 31.08.2021 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Песочная магия»
Уровень освоения – ознакомительный
Возраст учащихся 4-5 лет
Срок реализации –1 год
Автор-составитель:
Старший воспитатель
Шарова Ирина Сергеевна
Мичуринск, 2021 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Мичуринска Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Песочная магия» |
3. Ф.И.О., должность автора | Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: |
|
4.2. Вид | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4.Уровень освоения программы | Ознакомительный |
4.5. Область применения | Дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Год разработки программы | 2021 |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 4-5 лет |
БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»
- Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Песочная магия» (далее – Программа) − это нормативно управленческий документ МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» (далее – ДОУ), характеризующий специфику содержания образования, особенности организации образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг детям 4-5 лет по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники рисования песком на световом столе.
Направленность Программы – художественная: создаются условия для развития творческих способностей детей. Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования.
Актуальность программы.
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующим гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть.
Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат.
Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребенок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передает эти крылья свободы творящему ребенку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность. Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.
Песок – вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому «обладателю». Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка, любых других сыпучих продуктов и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве ребенка, освобождает его от внутреннего напряжения. Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.
Отличительной особенностью программы является использование большого количества разнообразных приемов работы с песком и использование некоторых динамических приемов, напоминающих анимацию.
Занятия в лотке (специальный световой стол для рисования) с песком коренным образом отличаются от игр в песочнице и имеют совсем иной смысл. Дело в том, что ограниченность поверхности многим детям дает ощущение безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества. Световой стол для рисования песком сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг.
Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит для создания симметричных фигур. Для стоячей работы у светового стола для рисования песком, особенно на ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание. Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать напряжение и расслабляться.
Данная программа оперирует такими ключевыми понятиями, как демонстрационный стол, песок, работа пальцами, работа ладонью, работа кулачком, работа мизинцем, контраст, симметрия, пятно, линия и т.д., которые лежат в основе обучения детей рисованию песком. На первом этапе программы ученики знакомятся с простейшими приемами рисования – насыпанием песка тонким слоем и работа пальцами, затем они учатся снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – работать двумя руками симметрично, ставить точки. Самым сложным является трансформация одного изображения в другое, это является завершающим этапом программы. Так как обучение построено по принципу «от простого к сложному», то в дальнейшем задачи усложняются и в конце курса обучающиеся приобретают навыки «анимации» в рисовании песком.
Преимущества использования метода песочного рисования:
- Простота. Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.
- Красота, оригинальность. Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает любознательность, творческую активность.
- Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же рабочей поверхности бесконечное множество раз.
- Оздоровление. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения, расслаблению, приобретению навыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния и фонового настроения.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
Формы обучения: Обучение очное, проводится в группе, сформированной из воспитанников средних групп. Наполняемость учебных групп – до 10 человек.
В ходе реализации программы проводятся следующие виды занятий: интегрированные и практические.
Все занятия проводятся в форме сказки или игры. Во время занятий играет тихая музыка. Музыка подбирается с учетом тематики.
Занятие включает 4 части:
Подготовительную часть, в которой проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводную часть, которая предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основную часть - непосредственно работа с песком по теме под музыкальное сопровождение.
Заключительную часть, которая предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
При организации занятий рисованием песком необходимо соблюдение следующих условий:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
- Структура занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
- Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
- Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
- категорически нельзя бросаться песком;
- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки.
Режим занятий.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет – 20 минут, включая организационные моменты. Занятия проводятся в оборудованном помещении.
Срок освоения программы: 1учебный год – 36 часов (с сентября по май).
- Цели и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники рисования песком на световом столе.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать познавательную активность через ознакомление с техникой пескотерапии;
- дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук.
Развивающие:
- развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком и познавательную активность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах,
- способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
Воспитательные:
- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
- Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество | Формы аттестации контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
Знакомство с искусством песочного рисования. Технологические приемы рисования линий | 1 | 0.3 | 0.7 | Фотоальбом «Наши первые рисунки». Предварительный мониторинг | |
Знакомство с искусством песочного рисования. Технологические приемы рисования фигур | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Солнышко» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Тучка и дождик» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Яблоко» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Ежик» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Мышонок» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Кошка» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Игры с трафаретами» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Клубок» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Мой дом» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Овечка» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Снежинка» | 1 | 0.3 | 0.7 | Презентация видеосюжета «Новогодняя сказка» | |
«Снеговик» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Зимний лес» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Новогодняя елочка» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Морозные узоры на стекле» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Мой плюшевый мишка» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Вредные микробы» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
Морской мир «Осьминог» | 1 | 0.3 | 0.7 | Фотоколлаж «Морской мир» | |
Морской мир «Кит» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
Морской мир «Рыбка» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Корабль. Море» | 1 | 0.3 | 0.7 | Фотоальбом «На защите Родины» | |
«Танк» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Цветы к празднику» | 1 | 0.3 | 0.7 | Фотовыставка «Подарки для мамы» | |
«Портрет мамы» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Кот с усами» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Весна» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Петушок» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Космос» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Городская улица» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Цыплёнок» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«День победы» | 1 | 0.3 | 0.7 | Практическое задание | |
«Мое настроение» | 1 | 0.3 | 0.7 | Фотовыставка «Мои фантазии» | |
«Дерево» | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
«Рисование по замыслу» | 1 | 0.3 | 0.7 | Итоговый мониторинг | |
Итого: | 36 | 10.8 | 25.2 |
- Учебный план. Содержание учебного плана
Тема 1. Технологические приемы рисования линий
Теория: Просмотр презентации «Песочная анимация». Беседа о правилах безопасного поведения при рисовании песком. Знакомство с различными методами и способами рисования линий песком на световом столе (прямые, извилистые, длинные, короткие) ребром ладони, одним пальцем.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Сказки». Пальчиковая игра «Детский сад», рисование прямых и волнистых линий по всей поверхности светового стола.
Тема 2. Технологические приемы рисования фигур
Теория: Беседа о правилах безопасного поведения при рисовании песком. Знакомство с различными методами и способами рисования фигур песком на световом столе (круг, квадрат, треугольник) ребром ладони, одним пальцем, пальцами обеих рук одновременно.
Практика: Упражнения «Здравствуй, песок!», «Неизвестные следы».
Пальчиковая гимнастика «Сказки». Пальчиковая игра «Детский сад», рисование геометрических фигур на поверхности светового стола.
Тема 3. «Солнышко»
Теория: Показ способов рисования солнышка. Беседа о количестве предметов (много-мало, много-один).
Практика: Пальчиковая гимнастика «Осень», выполнение детьми работ. Рисование предметов округлой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.
Тема 4. «Тучка и дождик»
Теория: Показ способов рисования туч и дождя. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Учить рисовать кулачком и пальцами.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку», выполнение детьми работ.
Тема 5. «Яблоко»
Теория: Дидактическая игра «Овощи - фрукты». Просмотр образцов рисования песком фруктов.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Осень», выполнение детьми работ. Учить рисовать предметы округлой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.
Тема 6. «Ежик»
Теория: Дидактическая игра «Овощи - фрукты». Просмотр иллюстраций по мотивам сказки Сутеева «Пых».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Ежик», выполнение детьми работ. Учить проводить прямые линии в разных направлениях указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.
Тема 7. «Мышонок»
Теория: Беседа по сказке о глупом мышонке С.Я. Маршака, рассматривание иллюстраций.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мышки - шалунишки». Продолжать формировать умение рисовать песком отдельные предметы. Учить проводить широкие линии всей кистью большим пальцем, а точки – насыпанием песка на рисунок большим и указательным пальцами.
Тема 8. «Кошка»
Теория: Рассказ – беседа о домашних животных. Рассмотреть иллюстрации песочной анимации «Кошки».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.
Тема 9. «Игры с трафаретами»
Теория: Ознакомление со способами создания образов с помощью готовых трафаретов.
Практика: Учить пользоваться трафаретами, сметая кистью остатки песка. Воспитывать аккуратность.
Тема 10. «Клубок»
Теория: Ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.
Практика: Упражнение по изображению спирали, закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Учить различать количество предметов.
Тема 11. «Мой дом»
Теория: Беседа «Моя улица, мой дом». Рассматривание иллюстраций с изображением различных архитектурных построек.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Транспорт», выполнение детьми работ. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении геометрических фигур.
Тема 12. «Овечка»
Теория: Беседа о домашних животных. Показ способов рисования овечки.
Практика: Упражнение по изображению спирали, закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.
Тема 13. «Снежинка»
Теория: Наблюдение за снежинками. Презентация «Рождение снежинки»
Практика: Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Учить рисовать пересекающиеся линии. Закрепить навыки рисования, группируя предметы по форме. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
Тема 14. «Снеговик»
Теория: Беседа о зимних забавах и развлечениях. Отгадывание загадок на тему «Зима».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Зима». Продолжать учить рисовать предметы округлой и вытянутой формы указательным пальцем и кулачком. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.
Тема 15. «Зимний лес»
Теория: Презентация «Красавица Зима». Беседа «Мое любимое время года». Практика: Пальчиковая гимнастика «Зима». Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
Тема 16. «Новогодняя елочка»
Теория: Беседа «Самая красивая елочка». Рассматривание иллюстраций к сказке «За елкой» В. Сутеева. Исполнение песни «В лесу родилась елочка…».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник». Учить рисовать веточки с иголками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Тема 17. «Морозные узоры на стекле»
Теория: Наблюдение за рисунками на стекле. Познавательно- исследовательская деятельность «Кто рисует на окне?».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Снег», выполнение детьми рисунка.
Тема 18. «Мой плюшевый мишка»
Теория: Рассказ стихотворений А. Барто из серии «Игрушки», рассматривание иллюстраций. Беседа «Моя любимая игрушка».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Учить рисовать любую игрушку по желанию ребенка. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка. Снятие эмоционального напряжения.
Тема 19. «Вредные микробы»
Теория: Дидактическая игра «Вредно – полезно». Беседа о необходимости соблюдения санитано – гигиенических правил для сохранения и укрепления здоровья.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Братцы». Совершенствовать умение рисовать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони, умение рисовать микроорганизмы с помощью шпажек (ребром ладони, указательным пальцем). Воспитывать эстетические чувства.
Тема 20. Морской мир «Осьминог»
Теория: Беседа на тему «Морской мир». Рассматривание иллюстраций
«Жители морей и океанов».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Осьминожки». Учить рисовать элементарную фигуру осьминога (голова, щупальца). Передавать особенности внешнего вида осьминога большим пальцем одной руки, одним или двумя указательными пальцами.
Тема 21. Морской мир «Кит»
Теория: Беседа на тему «Морской мир». Рассматривание иллюстраций
«Жители морей и океанов».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Синий кит». Учить рисовать элементарную фигуру кита (голова, плавники, хвост). Передавать особенности внешнего вида кита ребром ладони, одним или двумя указательными пальцами.
Тема 22. Морской мир «Рыбка»
Теория: Беседа об обитателях рек, морей и океанов. Рассматривание рисунков «Обитатели морского дна». Показ способов рисования Золотой рыбки.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Подводный мир», выполнение детьми работ. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Продолжать учить рисовать ладонью.
Тема 23. «Корабль. Море»
Теория: Рассматривание фотоальбома «Военная техника». Дидактическая игра «Собери картинку. Военная техника».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Кораблик». Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпания из кулачка, пальцев.
Тема 24. «Танк»
Теория: Рассматривание фотоальбома «Военная техника». Дидактическая игра «Четвертый лишний. Военная техника».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Наша армия». Совершенствовать умение рисовать транспорт овальной формы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони, умение рисовать части боевой техники. Воспитывать любовь к Родине.
Тема 25. «Цветы к празднику»
Теория: Беседа на тему: «Любимые цветы моей мамы».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Цветы». Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у цветков. Продолжать знакомить с изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, воображение.
Тема 26. «Портрет мамы»
Теория: Составление небольшого описательного рассказа «Моя мама».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники». Учить рисовать фигуру человека, показывая изменения внешнего вида в процессе его развития (роста). Передавать особенности внешнего вида, (формы, пропорции, мимика, настроение).
Тема 27. «Кот с усами»
Теория: Рассматривание альбома «Домашние животные». Отгадывание загадок на данную тему.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Кот мурлыка». Учить передавать в рисунке образ кота на основе геометрических фигур (круг – голова, овал – туловище). Развивать умение ритмично проводить короткие горизонтальные линии на близком расстоянии друг от друга.
Тема 28. «Весна»
Теория: Рассматривание иллюстраций «Весна пришла!». Отгадывание
загадок о весне. Чтение стихотворений о весне.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Весна». Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ.
Тема 29. «Петушок»
Теория: Беседа по содержанию сказки В.Г. Сутеева «Петух и краски»; рассматривание иллюстраций петуха.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Петушок проснулся». Учить рисовать симметричные дуги.
Тема 30. «Космос»
Теория: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Повторить и закрепить название ранее изученные слова на тему «Космос».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Ракета». Самостоятельное творческое отражение представлений о космических телах, разными изобразительно- выразительными средствами (комбинирование приемов силуэтного и рельефного рисования).Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить передавать в рисунке целостный образ космического пространства. Закрепить умение равномерно наносить песок на экран.
Тема 31. «Городская улица»
Теория: Просмотр презентации «Мой город». Беседа «Мой домашний адрес».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Идем пешком…». Освоение симметрии в образе домов на городских улицах, рисование простых сюжетов с передачей движений (транспорт). Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на световом столе. Создание коллективной композиции сказочного города, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле.
Тема 32. «Цыпленок»
Теория: Рассматривание изображений цыплят в книжных иллюстрациях. Беседа о внешнем образе цыплят и кур.
Практика: Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, из пальцев.
Тема 33. «День победы»
Теория: Просмотр презентации «Города – герои». Беседа «Мой герой».
Практика: Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.
Тема 34. «Мое настроение»
Теория: Рассматривание альбома «Эмоции». Беседа с детьми на тему «Мне весело когда…..».
Практика: Пальчиковая гимнастика «Дружба». Развитие пространственных представлений, ориентировка на рабочей поверхности, закрепление умения выражать свои эмоции.
Тема 35. «Дерево»
Теория: Рассматривание альбома «Деревья». Дидактическая игра «Чей листок?»
Практика: Пальчиковая гимнастика «Деревья». Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок элементами.
Тема 36. «Рисование по замыслу»
Теория: Побеседовать с детьми о том, что бы или кого, они хотели нарисовать.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Цветок». Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. Проведение итогового мониторинга.
- Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
- научатся создавать изображения предметов, сюжетные изображения (с натуры, по представлению); при этом используя разнообразные техники песочной анимации;
- приобретут умение владеть графическими действиями (темным по светлому, насыпание песка);
- движения рук станут точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения будет соответствовать графической задаче изображения несложных форм;
- научатся проявлять увлеченность в рисовании на песке; дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление;
- приобретут желание рисовать по собственному замыслу;
- эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда будет стабильным, уравновешенным, позитивным;
- будут сформированы умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями и умениями рисования песком;
- общаясь друг с другом, будут проявлять терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- Правила организации рабочего места.
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с песком различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник) и видеть их в окружающих предметах.
Обучающиеся должны уметь:
- Внимательно слушать и активно участвовать в занятии.
- Правильно организовать рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии.
- Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы, рассказывать о последующих играх, приключениях
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Понимают и применяют полученную информацию при выполнении задания;
- Проявляют творческие способности
- Решают задачи развития высших психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения и речи).
Регулятивные УУД:
- Умеют планировать алгоритм действий для выполнения творческих работ
- Умеют проговаривать последовательность действий на занятии.
- Решают задачи овладения волевой саморегуляцией.
Коммуникативные УУД
- Понимают речь окружающих;
- Проявляют инициативу и активность;
- Слушают собеседника
- Решают задачи социального взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Обращаться за помощью.
Личностные УУД:
- Решают задачи самоосознания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения.
- «Проигрывают» разнообразные жизненные ситуации, создают композиции на песке.
БЛОК 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график /Приложение 1/
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановление и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32, 2.3/2.4.3590-20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Всего учебных недель – 36.
Количество учебных часов: 36 ч.
Учебный период:
I образовательный период: 01.09.2021 – 28.12.2021 г.
II образовательный период: 11.01.2022 – 31.05.2022 г.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении дополнительного образования.
Для рисования используется мелкий, сыпучий, мелкозернистый песок. Для демонстрации анимации используется ноутбук, проектор, экран.
Для организации занятий имеется следующее материально - техническое обеспечение:
- световой стол с подсветкой в количестве 8 шт.
- лотки для песка в количестве 8 шт.
- ноутбук – 1 шт.
- наборы ватных палочек, для прорисовки в количестве 8 шт.
- гребешки, шпажки в количестве 8 шт.
- щетки и совочки ( по 8 шт) для уборки рабочего места.
- наглядные средства по данной тематике (картины, иллюстрации, мультимедийные презентации).
- картотека пальчиковых игр для детей от 4 до 5 лет.
- картотека релаксационных упражнений
- дидактические игры для от 4 до 5 лет.
- медиатека с записью классической, релаксационной музыки
Кадровое обеспечение программы
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, имеет высшее педагогическое образование.
2.3. Формы аттестации
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития художественно- эстетических навыков обучающихся, имеющихся у них навыков нетрадиционного рисования | Беседа, опрос, наблюдение, рисуночное тестирование |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение изменения уровня развития обучающихся, имеющихся у них навыков нетрадиционного рисования песком. Определение результатов обучения по программе. Получение сведений для совершенствования содержания программы, методов обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, выставки детских работ, мультимедийные презентации, просмотр видеороликов. |
Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:
Педагогическое наблюдение:
- активность на занятиях;
- вовлеченность в проведение мероприятий;
- заинтересованность в получении новых знаний и умений.
Педагогический анализ:
- анкетирование/тестирование детей с целью выявления интереса к изобразительной деятельности;
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста.
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:
- аналитическая справка;
- журнал посещаемости;
- материал анкетирования и тестирования;
- методическая разработка;
- фото;
- отзывы детей и родителей.
В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных результатов используются фотовыставки.
2.4. Оценочные материалы /Приложение 2/
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс мониторинга, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность воспитателя.
Цели мониторинга:
- Повышение эффективности занятий по обучению детей нетрадиционному рисованию песком.
- Внедрение инновационных форм развития творческих способностей детей.
- Информированность педагогов ДОУ и родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.
Задачи мониторинга:
- определение уровня знаний, умений и навыков детей.
- выявление методической и воспитательной недоработки по обучению детей рисования песком на стекле.
- В зависимости от цели, педагогом выбираются соответствующие средства и методы мониторинга.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводный (сентябрь) 2 – итоговый (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по параметрам развития: Высокий, средний, низкий уровни развития.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – обучение проводится очно.
Методы обучения:
- практические (творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза);
- наглядные (иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели);
- словесные (показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры).
Формы организации образовательного процесса: групповая с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Приоритетной функцией является практическая.
Категории обучающихся: дети 4-5 лет, воспитанники МБДОУ.
Формы организации учебного занятия: беседа, рисование, рассматривание, практические занятия, наблюдение, игры (дидактические, словесные, пальчиковые), демонстрация видеороликов, презентаций, фотовыставка детских работ.
Алгоритм учебного занятия: Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – исполнение − запоминание − применение − обобщение − систематизация.
I этап − организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на практическую деятельность и активизация внимания.
II этan − проверочный
Задача: установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка усвоения знаний, умений предыдущего занятия.
III этап − подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания)
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-практической деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действия. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
3. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельного выполнения рисунка, в соответствующей технике рисования (одним пальцем, ладонью, ребром ладони и т.д.)
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа.
V этап – контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются вопросы различного уровня сложности.
VI этап − итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап − рефлексивный
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться качество выполнения работы, работоспособность, психологическое состояние.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Алгоритм подготовки учебного занятия:
1 этап: Анализ предыдущего учебного занятия.
2 этап: Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия.
3 этап: Обеспечение учебного занятия.
- Самоподготовка педагога, подбор наглядного материала и информации, познавательного материала.
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, подготовка заданий.
- Хозяйственное обеспечение: подготовка рабочих поверхностей, песка, инвентаря, оборудования и т.д.
2.6. Список литературы
Для педагога:
- Белоусова О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком». – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012.
- Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» − Петропавловск, 2010
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям». //Дошкольное воспитание, 1991 г.
- Кузуб Н.В, Осипчук Э.И. «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений». СПб.: Речь, 2011.
- Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. «Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту». − СПб.: Речь, 2006.
- Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014.
Для учащихся:
- Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы:
- Сайт о развитии детей «У совенка» http://u-sovenka.ru
- Сайт телеканала «О!» https://www.kanal-o.ru/news/9928
- Форум «Развитие. Воспитание» https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/risovanie_peskom_dlya_detej_obuchenie.html
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- Количество учебных недель – 36
- Количество учебных дней – 36
- Учебный период – с 01.09.2021 – 31.05.2022
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Название темы | Формы аттестации, контроля |
09 | 02 | 15.45-16.05 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с искусством песочного рисования. Технологические приемы рисования линий | Фотоальбом «Наши первые рисунки». Предварительный мониторинг | |
09 | 09 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | Знакомство с искусством песочного рисования. Технологические приемы рисования фигур | ||
09 | 16 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Солнышко» | Практическое задание | |
09 | 23 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Тучка и дождик» | Практическое задание | |
10 | 07 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Яблоко» | Практическое задание | |
10 | 14 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Ежик» | Практическое задание | |
10 | 21 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Мышонок» | Практическое задание | |
10 | 28 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Кошка» | Практическое задание | |
11 | 11 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Игры с трафаретами» | Практическое задание | |
11 | 18 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Клубок» | Практическое задание | |
11 | 25 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Мой дом» | Практическое задание | |
11 | 30 /за 04/ | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Овечка» | Практическое задание | |
12 | 02 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Снежинка» | Презентация видеосюжета «Новогодняя сказка» | |
12 | 09 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Снеговик» | ||
12 | 16 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Зимний лес» | ||
12 | 23 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Новогодняя елочка» | ||
01 | 11 /за 06/ | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Морозные узоры на стекле» | Практическое задание | |
01 | 13 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Мой плюшевый мишка» | Практическое задание | |
01 | 20 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Вредные микробы» | Практическое задание | |
01 | 27 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | Морской мир «Осьминог» | Фотоколлаж «Морской мир» | |
02 | 03 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | Морской мир «Кит» | ||
02 | 10 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | Морской мир «Рыбка» | ||
02 | 17 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Корабль. Море» | Фотоальбом «На защите Родины» | |
02 | 24 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Танк» | ||
03 | 03 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Цветы к празднику» | Фотовыставка «Подарки для мамы» | |
03 | 10 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Портрет мамы» | ||
03 | 17 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Кот с усами» | Практическое задание | |
03 | 24 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Весна» | Практическое задание | |
04 | 07 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Петушок» | Практическое задание | |
04 | 14 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Космос» | Практическое задание | |
04 | 21 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Городская улица» | Практическое задание | |
04 | 28 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Цыплёнок» | Практическое задание | |
05 | 05 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «День победы» | Практическое задание | |
05 | 12 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Мое настроение» | Практическое задание | |
05 | 19 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Дерево» | Фотовыставка «Мои фантазии» | |
05 | 26 | 15.45-16.05 | Занятие - игра | 1 | «Рисование по замыслу» | Итоговый мониторинг |
Приложение 2
Оценочные материалы. Диагностика
Диагностическое обследование по выявлению уровня развития усвоения теоретических, практических, творческих способностей проводится методом выполнения контрольных работ, а также методом наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия. Такое обследование ведется в течение учебного года.
Динамику развития позволяет видеть анализ, контрольных творческих заданий, выполнения промежуточных и итоговых контрольных работ, изучения продуктов деятельности детей, бесед с родителями. Результаты начальной и итоговой диагностики заносятся в таблицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень – В; средний – С; низкий – Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
ФИО ребенка | Овладение техническими навыками и умениями | Развитие композиционных умений | Развитие эмоционально- художественного восприятия, творческого воображения | |||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |
Н.Г. – начало года
К.Г. – конец года
Критерии оценивания по уровням развития
Параметры развития | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Овладение техническими навыками и умениями | Полностью владеет техническими навыками и умениями. | Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. | Пользуется помощью педагога. |
Развитие композиционных умений | Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. | Испытывает затруднения в композиционном решении. | Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. |
Развитие эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. | Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности "Магия оригами" 2022 - 2023 гг
Цель программы. Всестороннее творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....