Проект "Весёлые Звуковички"
проект (старшая группа)
Долгосрочный проект «Весёлые Звуковички» направлен на развитие у детей 5-7 лет с ТНР правильного четкого произношения звуков, умение определять звуковой состав слова, умение использовать различные средства интонационной выразительности и звуковой культуры речи через игровые технологии, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesyolye_zvukovichki.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Весёлые Звуковички» направлен на развитие у детей 5-7 лет с ТНР правильного четкого произношения звуков, умение определять звуковой состав слова, умение использовать различные средства интонационной выразительности и звуковой культуры речи через игровые технологии, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.
Паспорт проекта
Название проекта «Весёлые Звуковички»
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: 2021 –2022 учебный год.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Участники проекта: дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Культура речи — это умение правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Поэтому звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Овладение звуковой культуры речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слово сложной слоговой структуры. Очень важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, овладение чтением слогов и слов, а следовательно, и обучение грамоте.
Учитывая особую значимость, что грамотная речь формируется у детей именно в дошкольном возрасте, был создан долгосрочный проект «Весёлые Звуковички» для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: совершенствовать звуковую культуру речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задачи проекта:
- развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия)
- формирование правильного звукопроизношения;
- пополнение и обогащение предметно- развивающей образовательной среды, направленной на развитие звуковой культуры речи.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры и упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи у воспитанников;
- Создание игровых пособий «Звуковые часы»; «Домик» и др.
- Включение дидактических игр в комплексные –игровые занятия по познавательной и речевой областям.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
- умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
- умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;
- произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам речевого развития.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- расширение методов работы с родителями.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- создание пособий «Звуковые часы», «Домик», дидактических игр по ЗКР;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды группы:
1. Изготовить методические пособия по ЗКР.
2. Пополнить речевой уголок дидактическими играми по развитию звуковой культуры речи.
Методическая копилка:
Подобрать и оформить методический и дидактический материал по развитию речевых способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию звуковой культуры речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через индивидуальные консультации, беседы, мастер-классы, родительские собрания.
Основные этапы реализации проекта
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1.Подготовительный Цель: исследование условий реализации проекта: -умение детьми воспроизводить ритм речи, различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка. | ||
1.Теоритический анализ состояния проблемы –знакомство с новыми технологиями. 2. Подготовка диагностического инструментария. 3. Диагностическое обследование звукопроизношения и фонематического восприятия детей группы компенсирующей направленности. | Будет собран необходимый материал для работы над проектом | Сентябрь |
2.Основной Цель: развитие у детей рече- двигательного аппарата, фонематического слуха на основе инновационных методов обучения. Консультативная помощь родителям и педагогам ДОУ. | ||
Работа с детьми: 1.Познавательные занятия, беседы, игры 2.Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий 3.Использование игр со звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 7 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова. 4.Просмотр видео-роликов
Работа с родителями: 1.Консультации, буклеты, памятки: «Звуковая культура речи у старших дошкольников», «Звуковой состав слова», «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» 2.Совместное изготовление дидактических игр по ЗКР. Работа с педагогами: 1.Консультации «Игры и упражнения по развитию речевого дыхания»; «Артикуляционная гимнастика» 2.Практические семинары «Звуковая культура речи у старших дошкольников», «Дидактические речевые игры по технологии В.В. Воскобовича» | Появиться устойчивый интерес к умению правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами для развития речевой культуры | Октябрь- март |
3.Заключительный Цель: анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний и умений детей по развитию звуковой культуры речи | ||
Работа с детьми: Получение, обработка, систематизация результатов. Проведение итогового мероприятия | Работа найдет продолжение в работе с детьми подготовительной группы | Март |
Методическое сопровождение: 1.Подборка методической и художественной литературы. 2.Разработка игр со звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 7 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова. 3.Презентация проекта педагогами в рамках педагогического совета | В течение реализации проекта |
Факторы риска в реализации проекта.
На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:
1.Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности на доске почета группы.
2.Часто болеющие дети
Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями
Список литературы:
Н.В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017
Е.А. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб: «Детство-Пресс»,2007. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М.: «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
Н. В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
Интернет-ресурсы:
- Сайт: Конспекты занятий с детьми htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
- Сайт: Все для детского сада htt://www.ivalex.vistcom.ru
- Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Методическое пособие: «Звуковая дорожка или Звуковая улитка»
Цель:автоматизация произношения звуков....