Проект «Маленький гражданин большой страны»
проект
Предварительный просмотр:
Маленькие граждане большой страны
Какие они – дети дошкольного возраста – самые маленькие граждане России: что их интересует, чем они занимаются, о чём думают. Попытаемся, составит портрет современного ребёнка старшего дошкольного возраста на фоне времени.
Современный дошкольник – маленький гражданин России – это:
Человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
Носитель ещё оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени, чем их ровесники 80-90-х годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.
Активный деятель, внутренние резервы которого раскрываются в разных видах предпочитаемой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и др. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и всё можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.
Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать изображения сказочных персонажей, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.
Современный человек, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания. Жизнь ребёнка XXI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же передачи, ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее чем взрослый осваивает мобильный телефон и компьютер.
Ребёнок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
Родители должны проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка, уметь видеть асе его достижения и проблемы, знать особенности своего ребёнка.
Мы предлагаем побеседовать с детьми по следующим направлениям:
Я и моя семья
1. Ты доволен своей семьёй? Почему ты так считаешь?
2. Что ты любишь делать дома?
3. Как ты думаешь, зачем нужны родители?
4. Что ты делаешь вместе с родителями?
5. Как вы отдыхаете в семье в выходные дни?
6. Чем чаще всего заняты родители дома?
7. Чему могут радоваться твои родители?
8. Как ты думаешь, чего не хватает твоим родителям?
9. Когда ты вырастешь, то хотел бы, чтобы у тебя была семья похожая на твою?
Я и мой город
1. Как называется город, в котором ты живёшь?
2. Тебе нравится жить в твоём городе?
3. Ты считаешь свой город красивым? В чём его красота?
4. Что интересного есть в твоём городе?
5. Что ты мог бы сделать вместе с друзьями, родителями, чтобы твой город стал лучше?
Я и моя страна
1. Как называется страна, в которой ты живёшь? Какие ещё страны ты знаешь?
2. О каких городах ты слышал? В каких городах бывал?
3. Люди, каких национальностей живут в России?
4. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать?
5. Ты любишь свою страну? Почему?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или для своего города, какие три желания ты бы загадал?
Я и мир вокруг меня
1. Когда ты вырастешь, то кем станешь?
2. Как ты думаешь, что нужно, чтобы получить такую профессию?
3. Кем работают твои родители?
4. Какие ещё профессии тебе нравятся?
5. Зачем человеку нужно знать иностранный язык?
6. Какие вещи из перечисленных тебе нужны в первую очередь:
Компьютер, мобильный телефон, телевизор, игрушки, книги. Почему?
7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
8. Что ты любишь рисовать?
9. Назови свои любимые песни?
10. Назови свои любимые игры?
11. Назови свои любимые книги?
12. Назови свои любимые телепередачи?
13. Назови свои любимые фильмы (мультфильмы)
Надеемся, что постоянное общение детей с родителями позволит взрослым глубже узнать мир маленьких граждан, а дети научатся убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения мам и пап, бабушек и дедушек.
Что такое семейные традиции?
Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и
взгляды, которые передаются из поколения в поколение".
С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания "семейные традиции" у большинства людей возникают ассоциации со словами "дом", "родственники", "родители", что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это "что-то" и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под
понятием "семейные традиции" неоднократно повторялись с раннего детства.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Роль семейных традиций
1. Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.
2. Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно. И даже не столь важно, что
именно станет такой семейной традицией — ежедневные субботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны или совместные
воскресные ужины и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта,
стабильности и взаимоподдержки в семье. Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев — это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником-
поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым. Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю — обсуждение прочитанного? Так каждый из членов семьи сможет лучше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее. А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет. Важно только, чтобы семейные традиции устанавливались естественно, a не под давлением одного из супругов. Важно также,
чтобы с семейными традициями были согласны оба и обоим они приносили радость
и чувство защищенности. Наконец, важно, чтобы семейные традиции поддерживались
годами, не разрушаясь от минутных настроений и состояний
Какими бывают семейные традиции?
1. Традиции семейного досуга: путешествия, праздники, чаепития, воскресные прогулки,
игры и.т.д.
2. Традиции трудового воспитания (совместные заготовки, дача, трудовые династии)
3. Поддержание ценностей рода (составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге)
4.Традиции семейного чтения.
5. Совместные увлечения (хобби)
Традиции семейного чтения
В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали . Семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее
во многом определяет путь ребенка, как читателя.
Семейное чтение – домашняя педагогика чтения. Она компенсирует дефицит общения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание
наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Помните, минуты проведенные за семейным чтением останутся с ребенком на всю жизнь!
Некоторые семейные традиции: со слов детей школьников
- Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам
–наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту.
Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу
мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
- Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша
Семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть
куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами!
Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание
зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?!
Вопросы
1.А какие семейные традиции есть в вашей семье?
2. Какие праздники отмечают в вашей семье?
3. Знаете ли вы свою родословную?
Вывод:
Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками, чтение перед сном, свежевыпеченный пирог по воскресеньям — все это создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.
Создайте семейную традицию уже сегодня — и кто знает, быть может, через несколько
десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а
традиция будет передаваться из поколения в поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны."
«Детство - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детс...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...
Маленький гражданин большой страны
Консультация...
проект "Маленький гражданин большой страны"
Всероссийский детский конкурс научно – исследовательский и творческих работ «Первые шаги в науки» Воспитатель:Шипилова Марина Вадимовна Свердловская областьГород Ниж...
Инновационный проект "Маленький гражданин большой страны"
Проект "Маленький гражданин большой страны " реализован с целью создания условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Проект "Маленький гражданин большой страны"
Проект "Маленький гражданин большой страны"...