Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Я считаю, что одной из вариантов проектной деятельности и эффективной формой обучения - являются виртуальные экскурсии. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс. Способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и фото материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.
Цель виртуальной экскурсии: расширить знание детей о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Задачи виртуальной экскурсии: Образовательные: познакомить детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к разным профессиям;
Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей; формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями. Воспитательные: вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно; создать условия для доброго отношения к людям разных профессий.
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс стал более наглядным, доступным, разнообразным и эффективным. Кроме этого появляется возможность повторного просмотра.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: У них нет границ, и им не мешают погодные условия.
Не покидая здания детского сада мы посетили и познакомились с профессиями родителей, показав и рассказывая о своей профессии через Информационно-коммуникационные технологии. Виртуальное общение с профессиями - это вариант решения образовательных задач. Он позволил закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного знакомства с трудовой деятельностью взрослых. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.
Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети стали веселее, раскованнее, общительнее, появлось чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) позволили мне:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учебы в начальной школе;
• развивать высшие психические функции — память, внимание, словесное логическое мышление.
Говоря о виртуальной экскурсии, ни в коем случае не исключается значение реальной экскурсии.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия
- видеозаписи семейного путешествия или видеоролики.
Представляю вам некоторые из них……
В подготовки виртуальной экскурсии я использовала определенный алгоритм действий, который позволил добиться успешного результата. Наиболее важные этапы – это:
1 Этап:
⎯ выбор темы;
⎯ определение цели и задач;
⎯ выбор литературы;
⎯ предварительная работа с родителями;( привлечь родителей в подборке фото, видео, звуковые файлы.)
⎯ определение источников экскурсионного материала;
⎯ отбор и изучение экскурсионных объектов;
⎯ разработка маршрута или составление плана ведения виртуальной экскурсии;
Последовательность материала видеоряда представляю так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
2 Этап
Начинаю со вступительной беседы с детьми. Где использую прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Видео экскурсии;
3 Этап:
Заканчиваю виртуальную экскурсию - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщали, систематизировали, увиденное и услышанное, поделились впечатлениями. Провела рефлексию, где дети обозначили свое настроение или эмоциональное состояние от пройденного материала, закрашивая шкалу до нужного смайлика на «Термометре настроения»
В результате реализации данного проекта пополнились знания детей об окружающем мире: дети поняли значимость профессий; знают и уважают труд взрослых; Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволило получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач.