проект в подготовительной к школе группе "Моя семья и семейные ценности"
проект (подготовительная группа)
«Я происхожу из большой семьи,
но я не был воспитан в богатой семье.
У меня осталось нечто большее,
и это были семейные ценности»
(Дикембе Мутомбо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya_i_semeynye_tsennosti_2.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я происхожу из большой семьи,
но я не был воспитан в богатой семье.
У меня осталось нечто большее,
и это были семейные ценности»
(Дикембе Мутомбо)
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Сформировать и развивать у детей навыки исследовательской творческой работы в разных видах деятельности.
- Пропагандировать оздоровительный семейный досуг с детьми; поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнёрских отношений.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций.
Предполагаемый результат для воспитанников:
- Повышение качества образовательного процесса по нравственно патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных
традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители (законные представители), воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1месяц)
Необходимое оборудование: методические пособия; справочный материал, мультимедийные системы, интернет ресурсы, ноутбук, принтер, физкультурное оборудование и материалы.
Литературный ряд: художественная литература по теме «Моя семья и семейные ценности»: сказки, загадки, стихи, рассказы.
Демонстрационный ряд: предметные картинки, иллюстрации; настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Содержание работы в рамках реализации проекта.
1 этап – подготовительный
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Участники |
1 | Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект». | Корректировка плана проекта по результатам беседы. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию, родители |
2 | Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий. | Создать условия для реализации проекта. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию родители |
3 | Подбор упражнений для утренней гимнастики, упражнений, самомассаж, изготовление картотек | активизация речи детей, развитие двигательной активности. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию |
4 | Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме. | Расширение знаний детей по данному вопросу. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию |
5 | Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов | Развивать интерес детей к теме «Моя семья и семейные ценности». | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию |
6 | Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Пополнение центра нравственно-патриотического воспитания. | Развивать активность и познавательный интерес по данной теме. | воспитатели |
7 | Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия | Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий. | воспитатели |
8 | Оформление родительского уголка по теме | Просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проекта. | воспитатели |
Подбор и выбор мониторинга по теме проекта | Выявление знаний детей по данной теме. | воспитатели |
2 этап – основной
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель |
Работа с детьми | ||
1 | Проведение мониторинга | Определение уровня знаний детей по данной теме на начальном этапе. |
Направление «Социально-коммуникативное развитие» | ||
2 | - Рассматривание семейных фотографий, альбомов, картин и репродукций на тему «Семья». - Рассказ педагога о своей семье. - Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «У меня большая семья», «На кого я похож?», «Мы - разные». «Моя бабушка». - Интервью с детьми: «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи», «Мои близкие» | - Формировать представления о семье, родственных отношениях. - Раскрыть значения слов «род», «родословная», «родные». - Углубить знания детей о своей семье, воспитывать уважение и любовь к близким. -Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. |
3 | Проблемные ситуации: - «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка» | - Закреплять знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся. |
4 | Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтенка», «Красная шапочка», «Гуси- лебеди», «Федорино горе», «Марья -искусница», «Встречайте бабушку», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | - Закрепить представления детей о самых близких им людях. |
5 | Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Дочки-матери», «Дом», «День рождения», «К нам гости пришли». | - Совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом. |
6 | Игра-драматизация: «Три поросенка», «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», Настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Три медведя» Пальчиковый театр: «Сказка о козленке, который умел считать до 10» | - Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. |
Направление «Физическое развитие» | ||
7 | Утренняя гимнастика: - «На зарядку всей семьёй»» Физминутка: - «Семейная зарядка», «Кто приехал?», «Да здравствует сюрприз», «Беспорядок». | - Повышение двигательной активности. |
8 | Дыхательная гимнастика: - «Каша кипит», «Пирог именинника» Пальчиковая гимнастика: - «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники». | - Формирование навыков правильного носового дыхания. - Развитие соотносящих движений рук, тонкой моторики пальцев рук. |
9 | Самомассаж: - «Подарок для мамы» | - Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний. |
10 | Подвижные игры: - «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим.» (с мячом), «Кто быстрее соберет», «Стирка», «Перемена мест», «У бабушки Маланьи», «Перстень», «Здравствуй дедушка Прокоп!». | - Повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей. |
11 | Эстафеты: -«Кто быстрее добежит», «Эстафета друзей», «Разложи рабочую и праздничную одежду». | - Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям. |
Направление «Познавательное развитие» | ||
12 | ООД (познание): - «Традиции моей семьи» Беседы: - «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо» - Викторина: «В какой сказке встречаются семьи». Просмотр презентации: «Традиции и семейный уклад наших предков" Конструирование: - «Дом, в котором мы живем»; - оригами «Подарок маме». | - Формировать представление о ценности семьи, соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. - Закрепление знаний о родственных связях. - Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков. - Закреплять навыки конструирования.; формировать умение сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей. - Закреплять умения и навыки в складывании бумаги в технике оригами. |
Направление «Речевое развитие» | ||
13 | Беседы: - «Семейный праздник – День рождения», «Бабушка рядышком с дедушкой», «На кого ты хочешь быть похож». | - Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; |
Составление рассказов: - «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа» | - Развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | |
14 | Рассматривание картины: - Т. Сорокина «Семья», Ю. Кугач «В субботу» | - Формировать умение детей составлять рассказ по картине; обогащение словаря детей существительными, глаголами, прилагательными. |
15 | Дидактические игры: -«Маленькие помощники», «Кто живет в квартире», «Бабушкино лукошко», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения»», «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» | -Закреплять у детей представления о семье, ее членах; воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; уважение к повседневному труду родителей. |
16 | Чтение художественной литературы: - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (РНС), «Гуси-лебеди» (РНС) «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. | - Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к родным людям. |
17 | Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Отгадывание загадок: - загадки о семье, доме, профессиях. Разучивание стихов о семье и её членах. | - Побуждать использовать пословицы и поговорки о семье в речи, закреплять умение объяснять их смысл. - Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием. - Заучивание и чтение стихотворений о семье. |
Направление «Художественно-эстетическое развитие » | ||
16 | ООД (рисование): - «Моя семья», «Коврик для бабушки», «Открытка для мамы», «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице» -Самостоятельная художественная деятельность в центре творчества по теме. | - Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами (акварелью). - Формировать умение самостоятельно определяться в выборе сюжета и техники исполнения. |
17 | ООД (лепка): - «Ромашка-символ семьи», «Петушок с семьей». | - Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя ранее усвоенные приемы лепки. |
18 | ООД (аппликация): -«Украшение платочка», «Дом», «Наш семейный теремок», «Ладошка». | - Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению. Развивать чувство композиции . |
Прослушивание аудиозаписей и песен о маме, папе, дедушке и бабушке, семье. | -Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о семье. | |
Работа с родителями (законными представителями) | ||
20 | Оформление информационного стенда «Моя семья»: - Папка-передвижка: «Роль семьи в воспитании ребенка». - Консультация: «Семья и семейные ценности», «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Гордость моей семьи». «Чем занять ребенка в свободное время», - Анкетирование: «Ценности и традиции нашей семьи» | -Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей. |
21. | -Буккросинг: «Сказки перед сном» -Создание фотоальбома: «Семейные традиции моей семьи» -Создание альбома: «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи» (рисунок), «7Я» -Книжки-малышки: «Полезные рецепты моей семьи», «Я и моя семья», «Загадки о семье». - Создание выставки к «Дню Матери»: «Вместе с папой я рисую маму» - Спортивный праздник, посвященный Дню Матери: «Моя спортивная мама» - Семейный досуг: «Сядем рядком, да поговорим ладком» | - Повышение интереса к чтению книг у родителей и детей, обогащение духовного и культурного уровня дошкольников, возрождение традиции семейного чтения. - Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй. Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности. -Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Гармонизировать детско-родительские отношения. |
3 этап – итоговый
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Ответственный |
22 | -Видеоролик «Моя семья и с нею я…» | Закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию. |
23 | Проведение итогового мониторинга | Определение уровень знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу. | воспитатели |
24 | Обработка материала | Систематизирование материала. | воспитатели |
25 | Оформление презентации. Выступление на педсовете. | Распространение опыта работы по данной теме. | воспитатели, инструктор по физ.воспитанию. |
Заключительный этап. За время реализации проекта «Моя семья и семейные ценности» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту у детей появился больший интерес к своей семье, к сохранению семейных традиций и обычаев, а также укрепились детско – родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только познакомились и познали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети - родители», где родители превратились из пассивных наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
В период реализации проекта родители приняли активное участие в оформлении и обогащении развивающей среды группы: выставка рисунков «Вместе с папой я рисую маму», создание книжек-малышек; фотоальбома «Семейные традиции», альбома «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи», а также участие в спортивном празднике «Моя спортивная мама».
Данный проект обогатил детско – родительские отношения, позволил реализовать творческие инициативы, как детей, так и взрослых, способствовал укреплению доверительных, партнерских отношений между всеми участниками проекта.
- Примерная основная общеобразовательная «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / М.: Мозаика-Синтез.
- Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Т.С. Комарова/ Издательство Мозаика – Синтез Москва 2007.
- Учебно – методическое пособие «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня», подготовительная к школе группа под редакцией Л.Л. Тимофеевой/ Центр педагогического образования Москва.
- Конструирование З.В. Лиштван Москва «Просвещение» 1981.
- Пособие для педагогов и родителей «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»/ Ярославль Академия развития.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа 6-7 лет/ Москва Мозаика – Синтез 2017.
- Занятия по развитию речи для детей 5-7лет. О.С Ушакова/ Творческий центр «Сфера» Москва
- Игры для развития речи (артикуляционная, речевая, пальчиковая гимнастика) /Москва Эксмо 2008.
- А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
- . Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Уроки семьи и семейных ценностей".
Учить детей семейным ценностям...
Конспект занятия по «Ознакомлению с окружающим миром» в подготовительной к школе группе на тему: «Семья и семейные ценности»
Цель: углубить представления воспитанников о семейных ценностях и традициях семьи, объединяющих родных и близких людей....
Модель ООД « Семья и семейные ценности » (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. Задачи:1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;2.Развивать...
Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...
Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе "Семья - основа нравственного воспитания"
Формирование отношения ребенка к соблюдению моральных норм и воспитание умение понимать важности семейных ценностей на основе татрской народной сказки " Три дочери" и рассказа В. Осеевой &qu...
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...
Конспект аттестационного занятия в подготовительной группе на тему «Семья и семейные ценности»
Занятие направлено на формирование у детей понятий о семье и семейных ценностях...