Модель ООД « Семья и семейные ценности » (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Малаева Ольга Борисовна

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. 
Задачи:

1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;

2.Развивать связную речь, умение составлять рассказ о семье используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление;

3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома,  упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

 

 

  Модель НОД

 « Семья и семейные ценности »

(для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности)

                                                       

 Подготовила:

воспитатель первой кв. категории

Малаева О.Б.

Саранск, 2018

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. 
Задачи:

1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;

2.Развивать связную речь, умение составлять рассказ о семье используя мнемотаблицу, развивать логическое мышление;

3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома,  упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.


Предварительная работа: заучивание стихотворений о членах семьи, анализ содержания пословиц по теме «Семья»; работа со словами, обозначающими степень родства; рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи; объяснение слов «поколение», «предки», «потомки», чтение произведений о семье.

Материал: Презентация к занятию, мнемотаблица «Семья», модель сердца семьи, модели «Семейные ценности», картинки для игры «Подари семье радость», корзинка для игры «Корзина добрых дел»,  для рисования: листы бумаги, баночки  с водой, карандаш со стёркой, палитра с гуашью, музыка,

  

Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Загадывание загадок, рассказывание стихов ,рассказывание о семье используя мнемотаблицу, рассказывание сказки,  художественное слово, вопросно-ответная беседа, Игры: «Поступки»,  «Подари семье радость»,  «Назови ласково». Показ презентации  по ходу занятия; Физминутки:   «Семейная зарядка», пальчиковая гимнастика «Семья».

Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие »: Учить отчетливо и внятно произносить фразы и слова, уметь рассказать небольшие рассказы, отгадывать загадки,  отвечать на  поставленные вопросы. Учить правильно называть  

О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: развитие умения играть вместе со сверстниками, воспитание доброжелательности .

ОО «Физическое развитие »: создание эмоционального благополучного климата в группе, снятие физического и психического напряжения.


 ОО «Познавательное развитие»: закрепить правила  

ОО «Художественно-эстетическое»: музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского, «Одинокий пастух» Джеймса Ласта.

Дети входят в группу.

В: Прежде чем мы начнём занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.  (Дети здороваются)

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (Ребус на экране) Посмотрите на экран.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре  «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья).

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека- о семье.  

Дети , а вы знаете почему семья называется именно словом семья.

Рома, нам сейчас расскажет:

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

Дети , так что же такое семья?

- Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково) –

 Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились) .
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.) 

Давайте  расскажем о своей семье используя в помощь мнемо таблицу:

Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Издревне на Руси  семью почитали все люди и сложили о семье много разных пословиц.

Какие вы знаете пословицы о семье:

-Не нужен клад, коли в семье лад.

-Семьёй дорожить- счастливым быть.

-Вся семья вместе и душа на месте.

-В хорошей семье хорошие дети растут.

- В своем доме и стены помогают.

-В семье и каша гуше.

Дети каждый из вас любит свою семью. А как вы выражаете любовь к своим близким? (ответы детей)

-Верно, а ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих.

Поиграем в игру «Поступки»

(Если вы считаете , что это хороший поступок- хлопайте, если плохой – топайте)

-Вы подрались  с другом.

-Нарисовали красивую картину.

-На прогулку испачкали куртку.

-Убрали игрушки на место.

-Порвали книгу.

-Не вымыли руки перед едой.

-Уступили место бабушке в автобусе.

-Помогли маме полить цветы. Молодцы!

Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.  

Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку» 
Осенью, весною, летом и зимой. 
Мы во двор выходим, дружною семьей. 
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. 
Мама руки поднимает, папа бодро приседает. 
Повороты вправо влево делает мой братик Сева, 
А я сам бегу трусцой и качаю головой.

-О семьях люди часто слагали легенды.  Послушайте одну из них.

Давным –давно,  жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их. С тех пор в этой семье царит мир и согласие.

-Вы хотите узнать какие семейные ценности живут в дружной семье?

-Для этого нам нужно  разгадать загадки и выполнить задания.

-Вы готовы? Тогда приступим.

Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Воспитатель. - Ребята, что у меня в руках? 
Дети. Сердце. 
Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи. 
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце  и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими мы сегодня узнаем.

1.В:  Отгадайте первую загадку:

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселится,

Ей можно с другом поделится,

Она- любимая, как сладость.

Она отрада наша, РАДОСТЬ.

В: когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно. А что такое радость в семье?

Ребёнок:

 Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся.  А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

- Возьмите карточки, 1, 2, 3 –покружись и в кусочки радости превратись!

(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»). Например:

«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».

«Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

«Я – пчёлка. Я подарю сладости и здоровье».

«Я – солнышко, подарю тепло и свет».

«Я – звёздочка. Я подарю звёздное небо и сладкие сны».

«Я – нотка, подарю весёлую песенку».

«Я – ветерок, подарю прохладу и свежесть».

«Я – снежинка. Я подарю снежки, снегопад, катание на санках».

«Я – цветок, подарю лето и хорошее настроение».

«Я – ручеёк, подарю своей семье весну».

«Я – витаминка, подарю всем здоровье».

«Я – книга, подарю своей семье знания».

«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

«Я – сердечко, подарю любовь».

«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».

«Я - птица счастья, подарю семье счастье».

Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.

(Модель «Радость» устанавливается на сердце) .

2. В:  Отгадайте вторую загадку:

Человеку лишь в ту семью приходить охота,

В чьей семье поселилась ЗАБОТА!

Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и  забота за ручку идёт.

В: Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы). Ребята, как мы можем показать   заботу к своим близким? (Хорошими поступками и добрыми делами).

В: Нам поможет корзина добрых дел.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. 
Дети. Я буду мыть посуду. 
Я буду поливать цветы. 
Я буду убирать игрушки. 
Я буду пылесосить. 
Я буду вытирать пыль. 
Я буду заправлять кровать. 
Я буду хорошо себя вести. 
Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее. 
(
Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце). 
3.Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье.

Воспитатель. Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах. (НЕЖНОСТЬ)

Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть их ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;

2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;

4. Дочь – доченька, дочурка;

5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;

6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;

7. Брат – братик, братишка;

8. Сестра – сестренка, сестричка.

(Модель «Нежность» устанавливается на сердце) .

Воспитатель. Я от ваших слов согрелась.

4.Дети, есть такая пословица:

«И старость не страшна, коль молодые уважают»

Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Старших надо уважать.

В: Как мы можем показать своё уважение к старшим?

(Уступим место в автобусе, будем помогать и заботится, дарить подарки)

В: Правильно. Вот мы узнали ещё одну семейную ценность уважение.

(Модель «Уважение» устанавливается на сердце) .


Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями. 
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.


Но бывает, что и радость не в радость, 
И заботушка только в тягость, 
Да и нежность никому не нужна, 
Доброта совсем не важна. 
Уважать совершенно не хочется, 
Да и счастье на улицу просится. 
Ведь сердечко в семье охладело, 
Всех теплом согревать расхотело. 
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь! 


(Модель «Любовь» устанавливается на сердц
е) .
Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились. 
Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны  в семье присутствовать

В:Дети давайте поиграем, встаньте, пожалуйста в круг

-Кто похож на маму- поднимите левую руку вверх!

-Кто похож на папу- поднимите правую  руку вверх!

-Кто похож сам на себя- поднимите обе руки вверх!

-У кого есть сестрёнка –топните правой ногой!

- У кого есть братишка- топните левой ногой!

-У кого есть и братишки и сестрёнки- подпрыгните!

-У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!

Кто любит свою семью и дорожит ею- поднимите руки вверх и помашите!

В: Дети давайте разомнём пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять! 
Начинаю я считать. (Дети сжимают кулачки на обеих руках) .
Папа, раз! (сгибают большой палец левой руки) .
Мама, два! (сгибают указательный палец левой руки) .
Три, сестра! (средний палец левой руки) 
Четыре, я! (безымянный палец левой руки) .
Деда с бабой не забуду, 
Пять и шесть считать я буду! 
Как я рад, что у меня, (сжимают и разжимают кулачки на обеих руках) .

Очень дружная семья! (сжимают обе руки в рукопожатие) .

В: Дети я предлагаю вам нарисовать сердце вашей семьи и поселить в него «Семейные ценности» о которых вы сегодня узнали

Я предлагаю вам сегодня не обычный способ рисования. Рисовать мы будем стёрками на карандаше, используя метод тычка. Перед вами лежат трафареты в форме сердца, и листы бумаги на которых вы будете выполнять работу и политра с гуашью.

В: Дети кто может мне рассказать последовательность нашей работы?

(Мы берём трафарет и прикладываем его к листу бумаги, каранаш со стёркой мокаем в гуашь, и методом тычка обводим сердце по контуру.

Затем трафарет убираем и  также методом тычка делаем наше сердце объемным . )

В: Хорошо, а теперь приступаем к работе.

В: Скажите , пожалуйста, какие ценности будут жить в ваших сердцах.

(Радость, доброта, забота, нежность, уважение, любовь).

Итог

-О чем мы  сегодня говорили?

-О каких семейных  ценностях вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!

 

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу чтоб про вас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности Тема: «Семейный бюджет»для детей подготовительной к школе группы специализированной с нарушением функции ОДА

Цель: введение детей в мир экономических отношений, развитие системы сенсорных эталонов.Задачи: - заложить основы планирования семейного бюджета- ознакомить с понятиями "доход", "расход", "бюджет"...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НОД Тема: «Лучше семьи ничего не бывает» для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НОДТема: «Лучше семьи ничего не бывает»для детей подготовительной к школе группыобщеразвивающей направленностиМузыкальный руководитель: О.А. Лукашенко...

Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе "Семья - основа нравственного воспитания"

Формирование отношения ребенка к соблюдению моральных норм и воспитание умение понимать важности семейных ценностей на основе татрской народной сказки " Три дочери" и рассказа В. Осеевой &qu...

Модель НОД «Сохраним природу Мордовского края» (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края и о бережном отношении к ней.Задачи:1.  Закрепить  знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края: к ...

Проект по формированию представлений о нравственных ценностях у детей подготовительной к школе группе в ходе создания и использования развивающей настольной игры- ходилки «Полет на Луну»

Цель:Формирование представлений о нравственных ценностях и  систематизация знаний детей о Вселенной в процессе изготовления и использования игры - ходилки в игровой деятельности....

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...

Конспект ООД «Конфетница для семейного чаепития» для детей подготовительной к школе группы

Конспект ООД «Конфетница для семейного чаепития»для детей подготовительной к школе группы (интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; х...