Основные положения теории обучения и деятельности.
материал
Основные положения теории обучения и деятельнгости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_polozheniya_teorii_obucheniya_i_deyatelnosti_razrabotannye.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
«Основные положения теории обучения и деятельности, разработанные в отечественной психологии Леонтьевым А. Н.»
Выполнила
Смилина Александра Михайловна
Калининград
2023 год
Содержание
1.Теоретические основы теории деятельности Леонтьева 3
2. Структура теории деятельностного подхода 5
3. Применение деятельностного подхода в системе современного профессионального обучения 6
Введение
С точки зрения деятельностного подхода, психология рассматривает организованные формы обучения как учебную деятельность, которая имеет свою особенность, отличающую ее от других основных видов деятельности - труда и игры. Его главная отличительная особенность в том, что он является основой для любой другой деятельности, так как готовит человека к ней.
Проблема деятельности также глубоко изучалась русским ученым и психологом А.Н. Леонтьевым в середине прошлого века. В то время еще не было четких представлений о функционировании человеческой психики, и Леонтьев сосредоточил свое внимание на процессе человеческой деятельности. Его интересовало, как процесс отражения действительности происходит в человеческой психике и как этот процесс связан с определенными видами человеческой деятельности.
В ходе своих теоретических и практических исследований Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, связанные с формированием и строением психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.
1.Теоретические основы теории деятельности Леонтьева
Проблема деятельности глубоко изучалась русским ученым и психологом А.Н. Леонтьевым в середине прошлого века. В то время еще не было четких представлений о функционировании человеческой психики, и Леонтьев сосредоточил свое внимание на процессе человеческой деятельности. Его интересовало, как процесс отражения действительности происходит в человеческой психике и как этот процесс связан с определенными видами человеческой деятельности. Теория деятельности Леонтьева может быть кратко и ясно изложена следующим образом - деятельность определяет сознание. В ходе своих теоретических и практических исследований Леонтьев затронул важнейшие теоретические вопросы психологии, связанные с формированием и строением психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.[1] В результате он пришел к следующим выводам:
- Изучение практической деятельности человека позволяет понять закономерности его психической деятельности и наоборот;
- Организация практической деятельности человека позволяет контролировать организацию его умственной деятельности.
Основные положения теории Леонтьева:
- Психология - это наука, изучающая происхождение, функционирование и структуру психического отражения действительности, опосредующего жизнедеятельность человека.
- Независимо от субъективного человеческого мнения, критерием психики является способность организма отвечать на биологически нейтральные воздействия, сигнализирующие о биологически значимых раздражителях (раздражительность и чувствительность).
- В эволюционном развитии психика проходит через три стадии изменений: элементарную (сенсорную) стадию, перцептивную стадию и интеллектуальную стадию.
- Психика животных развивается в процессе деятельности. Характерные особенности жизнедеятельности животных включают: Деятельность животных привязана к биологическим моделям; действия ограничены наглядными ситуациями; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; способность к обучению является лишь результатом адаптации индивида к конкретным условиям жизни; для животного мира не характерны фиксация, накопление и передача опыта в материальной форме, т.е. отсутствует материальная культура.
- Деятельность - это процесс взаимодействия живого существа с окружающей средой с целью удовлетворения жизненно важных потребностей.
- Активность субъекта характеризуется установлением реальных связей с предметным миром. Предметный мир, в свою очередь, опосредует субъектно-объектные отношения.
- Жизнедеятельность человека обусловлена содержанием и социальными условиями. Человеческая деятельность неотделима от системы общественных отношений и социальных условий. Их основными характеристиками являются субъективность, активность и целенаправленность.
- Сознание содержится в деятельности субъекта; оно не может рассматриваться само по себе. Ядром теории Леонтьева является значительное влияние деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах развития человека. Поэтому действия и поведение считаются частью человеческого сознания.
2. Структура теории деятельностного подхода
Теория деятельности А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил их на несколько уровней:
Первый уровень - это активность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, из которых вытекает определенная цель или задача.
Второй уровень - это действия, которые подчинены достижению цели.
Третий уровень - это оперативный уровень. Это курсы действий, которые зависят от условий достижения конкретной цели.
Четвертый уровень - психофизиологические функции. Это самый низкий уровень структуры деятельности, который характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, т.е. способностью человека думать, чувствовать, двигаться и запоминать.
Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека заниматься различными видами деятельности. Таким образом, Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека с внутренними процессами психического действия и сознания человека. В теории деятельности Леонтьева основными видами являются труд, познание и игра.[2]
3. Применение деятельностного подхода в системе современного профессионального обучения
Анализ теории и практики профессионального образования и обучения показывает, что формирование профессионально значимых знаний, навыков и личностных качеств, а также компонентов профессиональной культуры эффективно, если обучение студентов носит деятельностный характер.
Деятельностный подход предполагает, что психика человека неотделима от его деятельности и контролируется деятельностью. Под деятельностью понимается преднамеренная активность человека, проявляющаяся в процессе его взаимодействия с окружающим миром, причем это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.[3]
Другими словами, в процессе и в результате использования форм, методов и приемов воспитательной работы возникает не робот, обученный и запрограммированный на выполнение определенных видов действий и деятельности, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые соответствуют его природе и удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.
Использование деятельностного подхода в обучении студентов основано на внедрении образовательных технологий, особенно игрового обучения. Вид практической деятельности и последовательность выполнения практических работ определяются содержанием образования и строятся на основе постепенного повышения уровня сложности и с учетом возможностей проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. Игровое обучение - это решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, карьерой, межличностными отношениями и личными трудностями. Деловые игры все чаще используются в учебных заведениях для интенсификации процесса обучения.
В деловой игре обучающийся участвует в квазипрофессиональной деятельности, сочетающей академические и профессиональные элементы. Знания и навыки усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на контекст профессиональной деятельности. При контекстном обучении знания не заучиваются на будущее, а предоставляются студенту в игровой форме в текущем процессе деловой игры. В то же время, помимо профессиональных знаний, студент приобретает специальные компетенции - специальные навыки общения с людьми, навыки коллегиальности, лидерства и подчинения; таким образом, деловая игра способствует развитию личностных качеств и ускоряет процесс социализации.[4]
Заключение
В ходе рассмотрения данной темы можно сделать вывод, что теория деятельности - это система методологических и теоретических принципов изучения психических явлений, связанных с деятельностью. Основным объектом исследования является деятельность, которая опосредует все психические процессы.
Общая теория психологической деятельности, разработанная Леонтьевым, является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев - важным теоретиком и одним из основателей советской психологии. Используя материал теоретических и экспериментальных исследований, он продемонстрировал объяснительную силу деятельности для понимания центральных психологических проблем: природы и развития сознания и функционирования различных форм психического отражения личности.
Список литературы
- Деятельностная теория Леонтьева: суть и основные элементы [Электронный ресурс] URL https://fb.ru/article/382259/deyatelnostnaya-teoriya-leonteva-sut-i-osnovnyie-elementyi (дата обращения: 15.10.2022)
- Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном [Электронный ресурс] https://xn--2-0tbit.xn--p1ai/psihologiya/teoriya-deyatelnosti-v-psihologii.html (дата обращения: 15.10.2022)
- Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога / Л. М. Фридман. М.,2012. 224 с.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.П. Панфилова. М., 2009.
[1] Деятельностная теория Леонтьева: суть и основные элементы [Электронный ресурс] URL https://fb.ru/article/382259/deyatelnostnaya-teoriya-leonteva-sut-i-osnovnyie-elementyi (дата обращения: 15.10.2022)
[2] Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном [Электронный ресурс] https://xn--2-0tbit.xn--p1ai/psihologiya/teoriya-deyatelnosti-v-psihologii.html (дата обращения: 15.10.2022)
[4] Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.П. Панфилова. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".
Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....
"Основные задачи обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста"
Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности....
Основные понятия теории физического воспитания ребёнка-дошкольника
В современном образовании особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника. Основной целью во...
Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации обучения в ДОУ»
Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственная образовательная деятельность (далее - НОД).НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая о...
Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....
ДИДАКТИКА ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.
ДИДАКТИКА: ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Впер...
Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основной формой организации обучения в ДОУ»
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образователь...