Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волшебный мир шахмат"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 64 шахматных занятия (одно - в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_petrova.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
"Волшебный мир шахмат"
рассчитана на детей 5-7 лет
Срок освоения: 2 года
Составитель:
воспитатель 1 кв. кат.
Петрова О.В.
Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ 3
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 5
Пояснительная записка 5 Цель и задачи реализации программы. 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Возрастные особенности детей 11
Планируемые результаты 13
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
Формы и режим занятий 15
Календарно – тематическое планирование 16
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 27
Годовой календарный учебный график 27
Материально-техническое обеспечение 27
Литература 28
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка - дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально - волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 64 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир шахмат» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
с международными правовыми актами:
• Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Законами РФ и документами Правительства РФ:
• ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Документами Федеральных служб:
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира - 2004г. сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы легла программа Е.С. Карпова, Л.Н. Громыко «Увлекательный мир шахматенка»
Новизна и отличительная особенность программы
Предложенная программа составлена на основе программы Е.С. Карповой, Л.Н. Громыко «Увлекательный мир шахматенка», которая опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на нападение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир шахмат» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, способствующей личностному и интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию общей культуры.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, действовать в соответствие с этими правилами;
- Упражнять в умении взаимодействия между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
- Обеспечить успешное овладение основополагающими принципами ведения шахматной партии;
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Упражнять в ориентировании на плоскости, обогащать детскую фантазию, формировать устойчивый интерес к игре.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.
Воспитательные:
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
- наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип наглядности;
- Принцип психологической комфортности
(создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
- Принцип минимакса
(обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);
- Принцип целостного представления о мире
(при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
- Принцип вариативности
(у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
- Принцип творчества
(процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и продуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Возрастные особенности детей
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты освоения основной Программы
В результате реализации дополнительной образовательной программы "Волшебный мир шахмат" - дети научились играть в шахматы;
-у дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы;
-дети самостоятельно организуют игру и умело используются знания в процессе игровой практики;
-воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности;
-наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников;
-у детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) в форме индивидуальной беседы и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры.
Критерии оценки
2 (Высокий):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
1 (Средний):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий):
Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоению правил игры в шахматы, а также знакомству с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; умению решать шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов;
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.
Критерии оценки
2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения: дети 5–6 лет: 25 минут (один академический час).
Второй год обучения: дети 6–7 лет: 30 минут (один академический час).
В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
• игры;
• занятия;
• беседы;
• аудио и видео занятия;
• открытые занятия для родителей.
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
Месяц | № | Тема | Цель | Самостоятельная деятельность детей |
Сентябрь | 1 | Знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами. (стр. 11) | Познакомить дошкольников с шахматами -увлекательной игрой и интеллектуальным спортом; с историей шахмат; с шахматной доской и шахматными фигурами. | Шахматная доска. Начальная расстановка фигур (стр. 4) |
2 | Шахматные линии. Ценность фигур. (стр.14) | Познакомить дошкольников с линиями на шахматной доске – горизонталь, вертикаль, диагональ. Сформировать понятие «ценность фигур», т.е. их сила по отношению друг другу. | Шахматные линии. Ценность фигур (стр.6) | |
3 | Ладья.Тяжелая фигура.Ход. Взятие. (стр.17) | Познакомить дошкольников с фигурой «ладья». Научить, как ходит ладья, как бьет неприятельские фигуры и пешки. Сформировать понятие «тяжелая фигура». | Ладья (стр.8) | |
Октябрь | 4 | Слон. Легкая фигура. Ход. Взятие. (стр.19) | Познакомить дошкольников с фигурой «слон». Научить, как ходит слон, как бьет неприятельские фигуры и пешки. Объяснить, какие слоны белопольные, какие чернопольные. Сформировать понятие «легкая фигура». | Слон (стр.10) |
5 | Ферзь. Тяжелая фигура. Ход. Взятие. (стр.22) | Познакомить дошкольников с фигурой «ферзь». Научить, как ходит ферзь, как бьет неприятельские фигуры и пешки. Объяснить, почему ферзь- самая сильная фигура. | Ферзь (стр.12) | |
6 | Пешка. Ход. Взятие. (стр.24) | Познакомить дошкольников с пешкой. Научить, как ходит и как бьет пешка. | Пешка (стр.14) | |
7 | Конь. Легкая фигура. Ход. Взятие. (стр.26) | Познакомить дошкольников с фигурой «конь». Научить, как ходит и как бьет конь. | Конь (стр.16) | |
Ноябрь | 8 | Король. Ход. (стр.27) | Познакомить дошкольников с фигурой «король». Король- главная фигура на шахматной доске. Научить, как ходит и как бьет король. | Король (стр.18) |
9 | Шахматные буквы. Пешечный бой. (стр.29) | Познакомить дошкольников с названием вертикалей на шахматной доске. Научить определять название полей на шахматной доске. Отработать навыки хода и взятия пешкой в процессе игры «Пешечный бой». | Шахматные буквы (стр.20) | |
10 | Превращение пешки. (стр.30) | Повторить правила хода и взятия пешкой, познакомить дошкольников с понятиями «превращение пешки» и «проходная пешка» . | Превращение пешки (стр.22) | |
11 | Нападение ладьей. (стр.32) | Научить детей нападать ладьей на фигуры и пешки соперника, определять, какая фигура находится под боем. | Нападение ладьей (стр.24) | |
Декабрь | 12 | Нападение слоном. (стр.34) | Повторить и закрепить понятия « нападение» , «линия действия фигуры». Научить детей нападать слоном на фигуры и пешки соперника, определять, какая фигура находится под боем. | Нападение слоном (стр.26) |
13 | Игра всеми фигурами. Дебют четырех коней. (стр.36) | Объяснить правила начала игры, понятие «дебют». На примере дебюта четырех коней закрепить правила начала игры. | Дебют четырех коней (стр.28) | |
14 | Короткая рокировка. (стр.37) | Объяснить дошкольникам, что рокировка – особый ход, при котором перемещаются сразу две фигуры: король и ладья. Рассказать правила рокировки. Пояснить, для чего нужна рокировка. Показать на примере дебюта четырех коней, как происходит короткая рокировка. | Короткая рокировка (стр.30) | |
15 | Нападение ферзем. Изучаем букву «a» .(стр.40) | Закрепить навык хода «нападение» на примере шахматной фигуры «ферзь». Изучение букв нотации по отдельности. Буква а. | Нападение ферзем (стр.32) | |
Январь | 16 | Нападение пешкой. Изучаем букву «b». (стр.42) | Закрепить навык хода «нападение» н6а примере пешки. Изучение букв нотации по отдельности. Буква b. | Нападение пешкой (стр.34) |
17 | Шах. Изучаем букву «c». (стр.43) | Объяснить дошкольникам, что такое шах, как объявить шах разными фигурами. Изучение букв нотации по отдельности. Буква c. | Шах (стр.36) | |
18 | Три способа защиты от шаха. Изучаем букву «d» .(стр.46) | Объяснить дошкольникам, какие существуют способы защиты от шаха. Изучение букв нотации по отдельности. Буква d. | Три способа защиты от шаха (стр.38) | |
Февраль | 19 | Король не ходит под шах. Изучаем букву «e». (стр.48) | Объяснить дошкольникам, какие существуют правила хода короля. Изучение букв нотации по отдельности. Буква e. | Король не ходит под шах (стр.40) |
20 | Король не бьет защищенную фигуру. Изучаем букву «f». (стр.50) | Объяснить дошкольникам, что король не бьет защищенную фигуру. Изучение букв нотации по отдельности. Буква f. | Король не бьет защищенную фигуру (стр.41) | |
21 | Нападение королем. Изучаем букву «g». (стр.51) | Объяснить дошкольникам, что король может нападать на неприятельскую фигуру, если она не имеет защиты. Изучение букв нотации по отдельности. Буква g. | Нападение королем (стр.42) | |
22 | Равноценный размен. Изучаем букву «h». (стр.53) | Сформировать понятие «равноценный размен». Объяснить дошкольникам, что такое равноценный размен. Что такое выгодный и не выгодный размен. Изучение букв нотации по отдельности. Буква h. | Равноценный размен (стр.43) | |
Март | 23 | « Съедобные» и «Ядовитые» фигуры. (стр.55) | Объяснить дошкольникам, что «ядовитая» фигура или пешка-это защищенная фигура, взятие которой грозит потерей собственной фигуры, более ценной. «Съедобная» фигура-это фигура, взятие которой выгодно. Рассмотреть выгодное и невыгодное взятие. | «Съедобные» и «Ядовитые» фигуры (стр.44) |
24 | «Минные поля ». (стр.57) | Объяснить дошкольникам, что такое битое поле, используя образ «минное поле». Битое поле- это поле, которое находится под ударом фигуры или пешки противника. | Минные поля (стр.45) | |
25 | Длинная рокировка. (стр.59) | Объяснить дошкольникам, что такое длинная рокировка и условия, при которых она возможна. | Длинная рокировка (46) | |
26 | Защита. Защити свою фигуру! (стр.62) | Объяснить дошкольникам, каким образом защищаются фигуры и пешки. Рассказать о способах защиты фигур и пешек. | Защита (стр.47) | |
Апрель | 27 | Правило «Взялся - ходи !». (стр.66) | Объяснить дошкольникам, какие правила игры должны выполнять соперники во время игры между собой и на соревнованиях. Одно из главных правил: «Взялся за фигуру- ходи!» | «Съедобные» фигуры (стр.48) |
28 | Нападение конем. (стр.67) | Научить детей нападать на фигуры и пешки конем. | Нападение конем (стр.49) | |
29 | Мат. Отличие шаха от мата. (стр.69) | Объяснить дошкольникам, что такое мат, чем отличается мат от шаха, как матуют фигуры. | Мат (стр.50) | |
30 | Пат. (стр.72) | Познакомить дошкольников с понятием «пат» в шахматной партии. Объяснить отличие мата от пата. | Пат (стр.51) | |
Май | 31 | Шахматная партия. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). | Дидактические игры и задания. (стр.145-147) |
32 | Повторение программного материала. | Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур». |
Второй год обучения
месяц | № | Тема | Цель | Самостоятельная деятельность детей |
сентябрь | ||||
33 | Простейшие маты. Мат ладьей без форточки. (стр.75) | Рассмотреть с дошкольниками самые элементарные матовые позиции. Научить ставить мат ладьей без форточки. | Мат ладьей без форточки (стр.52) | |
34 | Простейшие маты. Мат ладьей. (стр.77) | Продолжить изучение матовых позиций с ладьей. Закрепить знание детей о том, что ладья- дальнобойная фигура, ценность которой составляет 5 пешек. | Мат ладьей в один ход (стр.53) | |
35 | Детский мат. (стр.79) | Показать дошкольникам, как поставить детский мат. | «Детский мат» (стр.54) | |
октябрь | 36 | Защита от детского мата. (стр.81) | Показать детям, как защититься от детского мата. | Защита от «Детского мата» (стр.55) |
37 | Ошибки в дебюте. Как правильно начинать игру. (стр.82) | Закрепить навык начала игры. Закрепить и расширить понятие «дебют». | Как правильно начинать игру (стр.56) | |
38 | Простейшие маты. Мат слоном. (стр.85) | Продолжая тему «Простейшие маты» , изучаем как поставить мат слоном. | Мат слоном (стр.57) | |
39 | Линейный мат. (стр.87) | Научить детей ставить линейный мат. | Линейный мат (стр.58) | |
ноябрь | 40 | Линейный мат. Продолжение. (стр.90) | Научить детей ставить линейный мат. Познакомить с ладьей-пограничником и ладьей-нападающим. | Линейный мат (стр.59) |
41 | Простейшие маты. Мат ферзем. (стр.92) | Изучение простейших матовых позиций. Научить ставить мат ферзем. | Мат ферзем (стр.60) | |
42 | Батарейный мат. Ферзь и ладья. (стр.94) | Научить детей выстраивать батарею ферзя и ладьи по вертикали и горизонтали. | Батарейный мат 9стр.61) | |
43 | Батарейный мат. Ферзь и слон. (стр.96) | Научить детей выстраивать батарею ферзя и слона, ставить батарейный мат. | Батарейный мат (стр.62) | |
декабрь | 44 | Простейшие маты. Мат пешкой. (стр.98) | Научить детей ставить мат пешкой. | Мат пешкой (стр.63) |
45 | Двойной удар ладьей. (стр.100) | Показать, что такое двойной удар. Двойной удар ладьей. | Двойной удар ладьей (64) | |
46 | Двойной удар слоном. (стр.102) | Научить детей ставить двойной удар слоном. | Двойной удар слоном (стр.65) | |
47 | Двойной удар ферзем. (стр.105) | Научить детей ставить двойной удар ферзем. | Двойной удар ферзем (стр.66) | |
январь | 48 | Двойной удар пешкой. (стр.107) | Научить детей ставить двойной удар пешкой. | Двойной удар пешкой (стр.67) |
49 | Двойной удар конем. (стр.109) | Научить детей ставить двойной удар конем. | Коневая вилка (стр.68) | |
50 | Двойной удар конем. Продолжение. (стр.110) | Научить детей ставить двойной удар конем. | Коневая вилка (стр.69) | |
февраль | 51 | Связка. (стр.112) | Показать дошкольникам, что такое связка, как использовать этот тактический прием. | Связка (стр.70) |
52 | Связка. Продолжение. (стр.114) | Научить детей выполнять связку, находить связанную фигуру. | Связка (стр.71) | |
53 | Взятие на проходе. (стр.116) | Научить детей видеть ход «взятие на проходе» и правильно использовать его в игре. | Взятие на проходе (стр.72) | |
54 | Мат ферзем и королем одинокому королю. (стр.118) | Научить детей ставить мат ферзем и королем одинокому королю. | Мат ферзем и королем одинокому королю (стр.73) | |
март | 55 | Мат ладьей и королем одинокому королю. (стр.121) | Научить детей ставить мат ладьей и королем одинокому королю. | Мат ладьей и королем одинокому королю (стр.74) |
56 | Задачи на мат в один ход конем. (стр.124) | Формирование умения и навыка ставить мат в один ход конем. | Мат конем (стр.75) | |
57 | Спёртый мат конем. (стр.127) | Научить детей ставить спёртый мат конем. | Спёртый мат конем (стр.76) | |
58 | Задачи на мат в один ход. Алгоритм принятия решения. (стр.130) | С помощью решения шахматных задач на мат в один ход сформировать навык анализа правильного решения, правильного хода. | Мат в один ход (стр.77) | |
апрель | 59 | Создай угрозу мата. (стр.133) | Сформировать навыки простейшего планирования угрозы мата. | Угроза мата (стр.78) |
60 | Создай угрозу батарейного мата. (стр.135) | Научить детей определять, какая фигура напала на «сердце» короля. Научить строить батарею. | Угроза батарейного мата (стр.79) | |
61 | Найди защиту от мата. (стр.137) | Научить детей распознавать замысел соперника и предотвращать его угрозы. | Защита от мата (стр.80;81;82) | |
62 | Найди защиту от мата. Продолжение. (стр. 139) | Научить детей защищаться от мата. | Задачи на мат в один ход (стр.83;84;85) | |
май | 63 | «шахматный турнир в королевстве шахмат» | Закрепление полученных знаний у дошкольников; развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации. | Приветствие, игры, игры в парах, викторина, чтение стихов, награждение. |
64 | «Педагогический мониторинг» | Оценить уровень овладения шахматной игрой. | Диагностические задания |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей – 9 сентября 2019 Окончание учебных занятий – 16 мая 2021. Всего 64 занятия за два года обучения.
Комплектование групп дополнительного образования детей:
02 сентября 2019 по 5 сентября 2019
Каникулы зимние: 01 января 2019 по 9 января 2019
Каникулы летние: 17 мая 2019 по 30 августа 2019
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Среда с 15. 30 по 16.00
Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь).
Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы (6-7 шт.);
- шахматные столы (6-7 шт.);
- шахматные часы (6-7 шт.);
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- стимуляторы игр;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
- Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
ЛИТЕРАТУРА
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
- Карпова Е. С. ;Громыко Л. Н. , «Увлекательный мир шахматенка» пособие для воспитателей. Издательство: Отпечатано в типографии «Апостроф», г.Новосибирск, ул.Большевистская, 177, 2018
- Карпова Е. С. ;Громыко Л. Н. , «Увлекательный мир шахматенка» рабочая тетрадь. Издательство: Отпечатано в типографии «Апостроф», г.Новосибирск, ул.Большевистская, 177.,2019
- Карпова Е. С. ;Громыко Л. Н. , «Увлекательный мир шахматенка» решебник, мат в один ход. Издательство: Отпечатано в типографии «Апостроф», г.Новосибирск, ул.Большевистская, 177.,2019
- Барский В. «Шахматная школа» ,учебник для общеобразовательных организаций. Издательство: Москва «Вако», 2019
- Гришин В., «Малыши играют в шахматы», Г 85 Просвещение,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)
Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»
1.1 Пояснительная записка В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности " Волшебный мяч" (стартовый уровень)
В программе разработаны методические материалы для занятий с детьми....
- Мне нравится (4)
Комментарии
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физ
Попробую использовать в работе