Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета
статья на тему

Неверова Ольга Александровна

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neverova_olga_aleksandrovna_statya_v_sovyonok.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Неверова Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47-Центр развития ребёнка», г.Бийск

neverova75@list.ru

«для аттестации» (срочно!)

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста

через восприятие цвета

Аннотация. В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных видов деятельности.

Ключевые слова: система работы, восприятие цвета, различные виды деятельности.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам  и предметам. Яркие тона вызывают у него положительные эмоции, побуждают к действию с предметами.

При создании необходимых условий в раннем возрасте наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень восприятия и, прежде всего, восприятия предметов. А восприятие является первой ступенью познания мира, на основе образов которого строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребёнка и включают в себя усвоение не только эталонов (общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов), но и действия по их использованию, то есть «перцептивных действий».

В исследованиях Венгера Л.А., Запорожца А.В., Смирновой Е.О. и других признаётся важность формирования сенсорных способностей, в том числе и через восприятие цвета.

Хотя к двум-трём годам у ребёнка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети с рождения способны различать все цвета спектра, и даже некоторые оттенки. Однако анализ действий детей с предметами и мониторинг позволяют сделать вывод, что главными для детей являются такие свойства предметов, как форма и величина, а не цвет.

Почему же так происходит? Почему малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения?

Ребёнку этого возраста сложнее учитывать цветовую характеристику предметов, так как цвет нельзя пощупать, выделить практически, путём проб и ошибок. Его нужно обязательно увидеть, то есть он доступен только визуально. Поэтому в раннем возрасте цвет не является признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавания.

Исходной целью работы являлось развитие у детей восприятия цвета через перцептивные действия.

В процессе этой работы решались следующие задачи:

1) Развитие познавательного интереса к цвету предметов, явлений окружающей жизни.

2) Обучение детей умению:

  • выделять цвет предметов, называть цвета, сравнивать и подбирать предметы по цвету;
  • использовать в своей речи слова: «цвет», «такой же», «разного цвета».

3) Формирование и обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности.

4) Совершенствование восприятия детьми цвета с помощью зрения, слуха в экспериментально-исследовательской деятельности.

Работа по формированию сенсорных способностей через восприятие цвета строилась поэтапно, с опорой на теорию Венгера Л.А. и Смирновой Е.О.:

I этап – появление предэталонов, то есть при восприятии одного предмета другой используется как образец в процессе предметно - манипулятивной деятельности.

Цель этого этапа: сформировать у детей способность подбирать к образцу предметы, разные по цвету.

На этом этапе вначале использовались соотносящие, внешне-ориентировочные действия, то есть образцы (эталоны) выступали в качестве реальных объектов и их соотнесение с цветом предметов осуществлялось в форме внешних, двигательных операций (прикладывание предмета к образцам цвета, наложение на него образца и прочее).

Дети выполняли простые действия идентификации, устанавливая тождество воспринимаемого объекта образцу цвета через практические пробы.

Затем использовалось зрительное соотнесение, то есть дети подбирали предметы нужного цвета на глаз и выполняли правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

II этап – применение эталонов, то есть средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств (цвета спектра), причём каждое имеет вполне определённое название.

Цель этого этапа: учить детей подбирать цвета не только согласно образцу, но и самостоятельно называть их.

На этом этапе использовались перцептивные ориентировочные действия, то есть сопоставление воспринятых цветов предметов с эталоном (названием основных цветов спектра).

Этот этап завершается лишь к трём-четырём годам.

III этап – систематизация эталонов, происходит к четырём-пяти годам.

Наибольшее значение в раннем возрасте имеет не объём знаний, а уровень развития сенсорных способностей: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по внешним признакам (цвету), подражать видимым действиям и так далее.

Все занятия проходили в форме игры. А так же использовались во всех видах деятельности (совместная, индивидуальная, самостоятельная)  дидактические и развивающие игры, связанные с развивающей технологией Венгера Л.А. Эти игры проводились как на I, так и на II этапах формирования сенсорных способностей у детей, во всех видах действий (соотносящих, зрительных и перцептивных).

Использовались проблемно-игровые упражнения, требующие  от детей составления целой картинки из нескольких её частей; «Разрезные картинки», «Подбери по цвету», «Подбери фигуры по цвету», «Кубики». Цель таких упражнений заключалась в том, чтобы научить детей составлять из частей целое на основе зрительного восприятия, развивать зоркость и наблюдательность.

Точность цветоразличения у детей повышает организованная и эстетически оформленная  развивающая среда группы, В интерьере сочетаются спокойные и яркие, привлекательные тона, игрушки. Большую помощь оказывает сенсорная стена со съёмным материалом, где используются те цвета, которые изучаются или закрепляются с детьми.

Наблюдения за детьми во всех видах деятельности, а так же результаты мониторинга показали, что работа, направленная на формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета, дала следующие положительные результаты:

  1. дети стали воспринимать цвет как свойство предметов наравне с их формой и величиной;
  2. у детей сформировалось представление о цвете, благодаря чему дети смогли применять цвет в разных видах деятельности;
  3. дети научились выделять цвет предметов и явлений окружающей жизни, называть цвета, сравнивать и подбирать предметы по цвету.

Большой эффект дала совместная работа с родителями. В беседах им давались советы, как знакомить детей с цветом, с какими цветами надо знакомить, как изготовить дидактические игры и пособия по цвету в домашних условиях («Всё дело в крышке»), а также какие пособия необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста («Сухой аквариум», «Цветное домино», «Цветовое лото»  и другие).

Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Поэтому их можно знакомить не только с шестью основными цветами (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный), но и с другими цветами спектра (розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый).

Литература:

  1. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 1988. – 447с.
  2. Комарова, Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве [Текст]/ Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 144с.
  3. Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 688с.
  4. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.О. Смирнова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -368с.
  5. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста. Тема: «Прокати мяч в ворота» (интегрированное). НОД направлена закрепление предст...

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной статье нам бы хотелось осветить личный педагогический опыт развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста в разных видах деятельности....