Конспект открытого занятия "Валенки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»
Конспект ООД «Русские валенки»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории Кормова О.О.
г. Солнечногорск
Цель: Знакомство детей с традициями русского быта, русским народным промыслом, которые являются частью русской истории и культуры.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о народных промыслах- изготовлении русского валенка, учить детей создавать красивый образ валенка из цветной бумаги и нетрадиционного материала, продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к творческим задачам. Закреплять навыки самостоятельного изготовления работы по образцу.
Развивающие: развивать чувство ритма и композиции. Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус у детей, уважение к людям труда, любовь к родному краю, прививать любовь к народному творчеству, родной стране, родному краю.
Словарная работа. Катанки, самовалочки, чесанки, колодка, войлок, мастер-валяльщик.
Оборудование: листы фетра цветные, шерсть цветная овечья, ножницы, клей ПВА, салфетки, подносы, волшебный мешочек с предметами, помпоны, тесемки, аудиозаписи.
Интеграция образовательных областей: социально –коммуникативное, познавательное разитие, развитие речи, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие.
Предварительная работа.
Провести беседу на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме « Валенки». Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки». Разучивание скороговорок по теме.
Ход ООД
Зал украшен в стиле Русской Ярмарки: на столах разложены предметы народного промысла, на слайде изображение «Русская ярмарка»
Входят дети с воспитателем в зал, звучит аудиозапись:
Почтенные друзья, пожалуйте сюда!
Народ собирается, ярмарка открывается!
На ярмарку приходите, на товары посмотрите!
Зимняя ярмарка приглашает вас в гости!
Воспитатель:
- Ребята, куда мы с вами попали?
Дети:
- На ярмарку!
Воспитатель:
- Правильно! А что же здесь продается? (ответы детей)
- Да,чего здесь только нет! И платки, и самовары, и сушки да баранки, и игрушки! Все это изготовлено руками настоящих мастеров.
В зал заходит Кот Матроскин.
Кот:
- Здравствуйте, дорогие дети! Какая чудесная ярмарка в вашем городе! Так много всего интересного, полезного и красивого! Но вот осталась всего одна пара валенок… А они мне и моим друзьям так нужны! У нас в Простоквашино наступила холодная зима, без валенок никак не обойтись.. Вот эти я возьму для Шарика, он у нас любитель на охоту ходить, вот лапы и застудил, лежит теперь на печи. А как же я и Дядя Федор без валенок?..
Воспитатель:
- Матроскин, это не беда! Пусть Шарик скорее выздоравливает, неси ему скорей валенки, а мы с ребятами тебе и твоим друзьям еще сделаем! Сделаем и тебя позовем вот так (дует в свистульку).
Кот:
- Вот спасибо вам за это! Тогда побежал!
Кот Матроскин уходит.
Воспитатель:
- Ребята, мы согласились Коту Матроскину помочь изготовить валенки, но для этого нам нужно все узнать о них, согласны? Вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.В старину валенки называли пимы, катанки, чесанки и они считались самым ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках также водили хороводы. Валенки — удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды наши. Изготовление валенок — дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное — это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают её в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке различные предметы, легко узнаваемые на ощупь, а так же шерсть.
Воспитатель:
- Вот и шерсть овцы! Какая она? Положите себе на ладошку, подуйте на нее (шерсть улетела – она легкая), сожмите шерсть в кулачке (ладоням стало тепло – она теплая, греет). А что еще можно изготовить из шерсти? (ответы детей).
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами настоящие мастера, и изготовим для Матроскина валенки, но прежде надо набраться сил.
Музыкальная физкульминутка «Птички»
Художественно-творческая деятельность детей по аппликации «Русский валенок»
Воспитатель:
- У нас сегодня необычный материал для работы: не бумага, не картон. Перед вами листы фетра, возьмите их в руки, потрогайте, какие они на ощупь? (ответы детей). Фетр – это тоже шерсть, плотно сжатая, спрессованая, только она в виде листа. Сейчас мы с вами вырежем наши валенки из фетра. Максим, напомни, пожалуйста, правила безопасности при работе с ножницами. Дети вырезают силуэты валенок.
- Из каких частей состоит валенок? (Стопа и голенище).
- Валенки у нас получились отличные: теплые, ровные, прочные, но давайте их украсим, чтобы они нас еще и красотой своей радовали, своей непохожестью на другую обувь.
-Украшать мы будем верхнюю часть голенища прекрасными цветами, которые даже в самый лютый мороз цветут и не вянут. Для этого возьмем прядь цветной шерсти, скрутим края пряди в жгутики и соединим их вместе. Затем приклеим готовый лепесток на валенок (дети выполняют вместе с воспитателем таким образом 3 лепестка, затем помпоном обозначают середину цветка).
- Отлично выходит! А еще у нас есть тесемочки разноцветные, давайте ими закончим украшение наших валенок.(Клеят тесемки по верху валенка).
-Ну вот и валеночки готовы! Как хороши, молодцы, дети, поработали на славу! Пора бы и Кота Матроскина позвать, совсем в Простоквашино замерзли, наверное. (Дети дуют в свистульки).
В зал заходит Кот Матроскин
Воспитатель:
-Матроскин, здравствуй! Посмотри, какие валенки мы чудесные тебе изготовили! Не замернете теперь, да и еще и красивые какие будете ходить, нарядные!
Кот:
- Как порадовали вы меня! В жизни такой красоты не видел! Спасибо вам от меня и Шарика, и Дяди Федора! Примите от нас угощение.
Воспитатель:
-Рады были тебе помочь! Спасибо за угощение!
- Ребята, а вам понравилась наша работа? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Я очень рада, что у всех прекрасное настроение, а наша ярмарка и веселье продолжаются!
Исполняется танец «Валенки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...