Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
ребенка группы кратковременного пребывания
Учитель – логопед Рейнсон Н.А.
Красноярск, 2022г.
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст________________
Рекомендации ТПМПК:
- Образовательная программа: АОП ДО для детей со сложным дефектом;
- Направление коррекционной помощи учителя - логопеда: развитие и коррекция всех компонентов речи.
Логопедическое заключение: несформированность всех компонентов речи у ребенка со сложными (комплексными) нарушениями развития.
Цель: Развитие и коррекция всех компонентов речи.
Задачи:
- Развивать коммуникативную функцию речи (потребность в общении, речевую активность).
- Уточнять и обогащать словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного и игрового опыта ребенка.
- Развивать общие речевые навыки (дыхательную, голосовую функции, артикуляционную моторику).
- Способствовать развитию фонетико – фонематической стороны речи.
- Формировать умение использовать в самостоятельной речевой деятельности простые синтаксические конструкции.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет речевую активность, потребность в общении, желание общаться с помощью слова;
- понимает названия предметов, действий, признаков, связанных с его эмоциональным, бытовым, предметным и игровым опытом, выполняет простые словесные инструкции;
- выполняет игровые артикуляционные, дыхательные упражнения с использованием звукоподражания, элементарного интонирования речевых и неречевых звуков;
- произносит и различает гласные и отдельные согласные звуки;
- использует для передачи сообщения простые предложения, состоящие из двух слов, которые могут добавляться жестами.
Условия реализации:
• «пошаговое» предъявление материала, дозирование помощи взрослого;
- повторение и закрепление пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности.
• установление продуктивного взаимодействия с семьей.
Содержание работы учителя-логопеда.
- Развитие коммуникативной функции речи
- Побуждение к речевой активности на занятиях;
- Развитие способности выражать свои потребности посредством речи.
- Создание ситуаций для эмоционально – речевого контакта ребенка с другими детьми.
- Развитие понимания речи и расширение словаря.
- Совершенствование умения понимать простые высказывания;
- Совершенствование умения соотносить слова с конкретной ситуацией, предметами и объектами окружающего мира, их признаками и назначением.
- Расширение понимания имен существительных, глаголов, связанных с содержанием игрового, бытового и социального опыта.
- Формирование умения различать и показывать жестами формы единственного и множественного числа существительных.
- Формирование умения узнавать предмет по описанию или функциональному назначению.
- Развитие общих речевых навыков
- Выработка плавного, удлиненного, направленного выдоха.
- Развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения артикуляционных упражнений (по образцу).
- Развитие фонетико – фонематической стороны речи.
- Звукопроизношение
- Уточнение правильной артикуляции гласных (А, У, И, О), согласных звуков.
- Формирование правильной артикуляции согласных звуков, учитывая речевые возможности ребенка.
б. Слуховое и фонематическое восприятие
- Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, бытовые звуки).
- Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию гласных, отдельных согласных звуков с опорой на картинки – символы и буквы.
в. Развитие чувства ритма и слоговой структуры слов.
- Выполнение ритмических движений в соответствии с характером звучания (бубен, музыка).
- Развитие способности подражать темпу неречевых и речевых звучаний.
- Формирование синтаксической структуры предложения.
- Формирование умения использовать фразы, состоящие из обращения и глагола повелительного наклонения с опорой на жесты. (Мама, дай. Мама, садись).
- Формирование умения использовать фразы: предмет/объект + глагол третьего / первого лица,
с опорой на жесты и пиктограммы (Мама пьёт. Я ем.).
Содержание работы учителя – логопеда реализуется на индивидуальных логопедических занятиях. Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю.
Расписание коррекционных занятий учителя – логопеда.
День недели | Время | Направление коррекционной деятельности | Форма организации занятия |
Вторник | 9.40 – 10.00 | Стимуляция речевой активности ( развитие звуко – слоговой стороны речи) | Индивидуальное |
Среда | 9.25 – 9.45 | Стимуляция речевой активности (формирование коммуникативной стороны речи). | Индивидуальное |
Четверг | 9.40 – 10.00 | Развитие понимания обращенной речи, расширение словаря, развитие фразовой речи. | Индивидуальное |
В середине (январь) и конце (май) учебного года проводится мониторинг качества усвоения программного содержания с целью анализа эффективности коррекционных занятий и планирования дальнейшей коррекционной работы (педагогические наблюдения, логопедическая диагностика).
Рекомендации для участников коррекционно – образовательного процесса
(педагогов, родителей):
- организовывать и поддерживать речевое общение с другими детьми на занятиях и вне занятий;
- активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- совершенствовать умение соотносить слова с конкретной ситуацией, предметами и объектами окружающего мира, их признаками и назначением.
- совершенствование умения понимать простые высказывания;
- формировать первичные представления об интонационной выразительности речи с помощью подражания голосам животных и птиц, эмоционального чтения потешек, стихов, сказок.
- стимулировать к использованию усвоенных слов в предметно – практической, игровой и других видах деятельности.
Формы работы с семьей:
- индивидуальное консультирование по вопросам речевого развития;
- практические показы - разъяснение приемов и методов коррекционной помощи детям в условиях семьи;
- альбомы «Мои первые слова», «Мои первые звуки»;
- рекомендации по закреплению материала логопедических занятий в группе Viber «Логопедические упражнения».
Программное обеспечение:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. адаптированная основная образователшьная программаидошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2019г.
- Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2012г.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи/под ред. проф. Л.В.Лопатиной – СПБ.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2015г.
Методическое обеспечение:
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.:ВЛАДОС, 2015г.
- Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2005г.
- Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина. Учим детей общаться. - СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2016г.
- Н.С. Жукова, Е.М.Мастюков, Т.Б.Филичева. Система логопедического воздействия.
- Е.Н. Краузе. логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
- Н.Ю.Штепа. «Начинаем говорить».
Обеспеченность средствами обучения и воспитания.
- домино, лото (по лексическим темам);
- массажные мячики;
- предметы для дыхательных упражнений: вертушки, снежинки, мячики;
- набор дидактических пособий по лексическим темам;
- набор картинок по лексическим темам;
- зеркало для индивидуальных занятий;
- музыкальные игрушки: бубен, барабан, дудочка, маракас, колокольчик;
- магнитная азбука, карточки с буквами;
- серии предметных и сюжетных картин (В.В.Коноваленко, Т.Н.Новикова – Иванцова, Т.Б.Филичева);
- тематические игрушки (животные, посуда, муляжи овощей и фруктов);
- пособие «Начинаем говорить»;
- предметы и игрушки для игр со звуками: волк, кукла, лошадка, камушки.
- альбом «Мои первые звуки» - гласные звуки, согласные звуки Б, М.
- слоговые карточки, предметные картинки со словами на изучаемые звуки.
Календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи и формированию коммуникативных навыков
Результативность коррекционной деятельности
Результат | Условное обозначение |
Навык сформирован (ребенок самостоятельно выполняет предложенное задание) | + |
Навык сформирован частично (ребенок выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки) |
|
Навык на стадии сформирования (ребенок выполняет задание при сотрудничестве с педагогом): - значительная помочь педагога; - частичная помощь педагога; - последовательная инструкция; - наличие образца. |
З.П. Ч.П. П.И. Обр. |
Навык не сформирован |
|
Отказ от выполнения предложенного задания Нежелательное поведение | Н.П. |
Месяц: октябрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | |||||||
ожидаемый | Фактический | |||||||||
5 | 6 | 12 | 13 | 20 | 21 | 27 | ||||
Развитие речи | Побуждение к речевой активности на занятиях Совершенствование умения понимать простые высказывания. Совершенствование умения соотносить слова с предметами и объектами окружающего мира. | Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения. «Сделай так…». Выполнение простых инструкций. Игровые упражнения с использованием пособия «Начинаем говорить». «Моя семья»: МАМА ПАПА Я БАБА | Проявляет речевую активность Понимает простые высказывания Соотносит слова с предметами и объектами окружающего мира. (говорит/читает). |
Месяц: ноябрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||||||||
ожидаемый | Фактический | ||||||||||
2 | 3 | 9 | 10 | 16 | 17 | 23 | 24 | ||||
Развитие речи | Побуждение к речевой активности на занятиях Совершенствование умения понимать простые высказывания. Совершенствование умения соотносить слова с предметами и объектами окружающего мира. | Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения. «Сделай так…». Выполнение простых инструкций. Игровые упражнения с использованием пособия «Начинаем говорить». «Продукты»: СУП СОК КАША | Проявляет речевую активность Понимает простые высказывания Соотносит слова с предметами и объектами окружающего мира. (говорит/читает). |
Месяц: декабрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||||||||
ожидаемый | Фактический | ||||||||||
1 | 7 | 8 | 14 | 15 | 21 | 22 | 28 | ||||
Развитие речи | Побуждение к речевой активности на занятиях Совершенствование умения понимать простые высказывания. Расширение понимания имен существительных, глаголов, связанных с содержанием игрового. Понимание функционального значения игрушек.
| Создание ситуаций, позволяющих использовать ребенку доступные вербальные средства общения. «Сделай так…». Выполнение простых инструкций. Игровые упражнения с использованием пособия «Начинаем говорить». «Игрушки»: МЯЧ ЮЛА КУБИК КУКЛА | Проявляет речевую активность Понимает простые высказывания Соотносит слова с предметами и объектами окружающего мира. (показывает /говорит). |
Месяц: январь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||||
ожидаемый | Фактический | ||||||
18 | 19 | 25 | 26 | ||||
Развитие речи | Формирование умения просить картинку, используя жесты и доступные вербальные средства Формирование умения различать и показывать жестами формы единственного и множественного числа существительных. | «Дай мне …» Жест «дай» - сгибать ладонь, Жест «мне» - двумя руками показать на себя. У ребенка черно – белые картинки, у логопеда цветные. «Покажи, где один (одна) …, Покажи, где много …. Использовать именительный падеж множественного числа, делая акцент на окончании и подкреплять слова жестами: «один» - показать один палец, «много» - обвести рукой. | Проявляет речевую активность. Использует жесты при различении форм единственного и множественного числа существительных. |
Календарно – тематическое планирование занятий по развитию звуковой стороны речи и стимуляции речевой активности
Месяц: октябрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||||
ожидаемый | Фактический | ||||||
4 | 11 | 18 | 25 | ||||
Развитие звуковой стороны речи | Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа дыхания. Привлечение внимания к неречевым звукам Выполнение ритмических движений в соответствии с характером звучания Уточнение правильной артикуляции гласных звуков [А], [У], [И], [О], Проговаривание звуков [А], [У], [И], [О] при предъявлении соответствующей буквы. | «Покачай игрушку» Лежа на животе, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот) «Музыкальные игрушки» (барабан, бубен) «Ходим – бегаем - стоп» с бубном Имитационные игры «Повторялки» «Назови букву» | Выполняет упражнение с помощью взрослого. Прислушивается к звучанию, имитирует игру на муз. инструментах Выполняет ритмические движения в соответствии с характером звучания Имитирует гласные звуки по подражанию педагогу Правильно произносит звуки при предъявлении соответствующей буквы. |
Месяц: ноябрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | |||||
ожидаемый | Фактический | |||||||
1 | 8 | 15 | 22 | 29 | ||||
Развитие звуковой стороны речи | Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа дыхания. Привлечение внимания к неречевым звукам Выполнение ритмических движений в соответствии с характером звучания Проговаривание сочетаний двух гласных звуков АУ, УА, ИА, ИУ | «Покачай игрушку» Лежа на животе, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот) «Музыкальные игрушки» ( колокольчик, маракас) «Ходим - стоп» с музыкальным сопровождением. Е. Железнова «Спой песенку». Картинный материал: мальчик в лесу, плачущий малыш, ослик, пожарная машшина. | Выполняет упражнение по показу педагога. Прислушивается к звучанию, имитирует игру на муз. инструментах Выполняет ритмические движения в соответствии с характером звучания Проговаривает звукосочетание, соотносит картинку с карточкой. |
Месяц: декабрь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||||
ожидаемый | Фактический | ||||||
6 | 13 | 20 | 27 | ||||
Развитие звуковой стороны речи | Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа дыхания. Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие способности подражать темпу неречевых звучаний. Формирование правильной артикуляции согласных звуков. Формировать умение воспроизводить прямой слог. Формировать умение воспроизводить слова, состоящие из одинаковых слогов. | «Надуем шарик» Сидя на стуле, вдох носом (надуть живот) – выдох ртом (сдуть живот)
«Музыкальные игрушки» (барабан, бубен) «Сделай как я». Стучать ладошкой по столу. Игра «Камушки - бабашки». Подражание звуку [Б] предметно – игровой ситуации. «Повторялки» Проговаривать (читать) слоги с опорой на соответствующие карточки: БА, БО, БУ, БИ «Назови картинки». баба, би-би | Выполняет упражнение с помощью взрослого. Различает два неречевых звука Подражает темпу неречевых звучаний. Правильно произносит звук, соотносит с буквой. Проговаривает (читает) слоги по карточкам. Называет слова по картинкам. Соотносит картинку с карточкой. |
Месяц: январь
Цель | Задачи | Игры и игровые упражнения | Результат | ||
ожидаемый | Фактический | ||||
24 | 31 | ||||
Развитие звуковой стороны речи | Формирование и закрепление диафрагмально - реберного типа дыхания. Сравнение и дифференциация контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие способности подражать темпу неречевых звучаний. Формирование правильной артикуляции согласных звуков. Формировать умение воспроизводить прямой слог. Формировать умение воспроизводить слова, состоящие из одинаковых слогов. | «Понюхаем цветочки» Вдох носом (надуть живот) – выдох ртом с проговариванием протяжного звука ААА. «Музыкальные игрушки» (барабан, маракас) «Сделай как я». Стучать по столу палочкой. Игра «Птичка Пух» Подражание звуку [П] предметно – игровой ситуации. «Повторялки» Проговаривать (читать) слоги с опорой на соответствующие карточки: ПА, ПО, ПУ, ПИ «Назови картинки». папа, пи-пи. | Выполняет упражнение по подражанию. Различает два неречевых звука Подражает темпу неречевых звучаний. Правильно произносит звук, соотносит с буквой. Воспроизводить прямой слог. Проговаривает (читает) слоги по карточкам. Называет слова по картинкам. Соотносит картинку с карточкой. |
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Подготовительная к школе группа....
Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)
Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...
индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...