24.01.23 Эссе "Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста"
статья
Эссе "Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_stepanova_yua.odt | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД № 87
ЭССЕ
на тему:
«Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Степанова Юлия Александровна
Калининград 2023
К.Д. Ушинский сказал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Поэтому фундаментом воспитательного процесса должны являться нравственные качеств личности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что современное воспитание — деятельность направленная на развитие личности. Развитие личности состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Поэтому в основе этой деятельности должны лежать социокультурные, духовно-нравственные ценности принятые в современном обществе.
Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Подготавливая детей к жизни, труду педагоги учат их быть честными, чуткими и заботливыми, учат любить Родину, уметь трудиться, уважать окружающих их людей. Все эти качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Целью нравственного воспитания дошкольников является формирование определенных нравственных качеств: гуманность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность, коллективизм. Для формирования этих наравственных качеств необходимы знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об их сущности. Затем должны возникнуть мотивы, то есть потребности для приобретения наравственных качеств. Это повлечет за собой формирование социальных чувств и придаст значимую окраску складывающимся нравственным качествам. И в завершении всего, ребенок должен приобрести навыки и привычки, которые будут проявляться в их поведении и поступках.
Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от обстоятельств и условий, запросов общества, экономических факторов, условия развития науки, возможностей воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Задачи современного общества заключаются в формировании таких моральных ценностей как:
- воспитание гуманных чувств и отношений как качества личности,
- формирование основ патриотизма,
- воспитание трудолюбия,
- желание и умение трудиться, воспитание коллективизма.
Воспитание гуманности представляет собой формирование таких качеств как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатия, уважение. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. Следовательно, при регулярной работе в данном направлении у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Следует отметить, что этот процесс сложный и противоречивый, так как умения сочувствовать, сопереживать, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте только лишь закладывается.
Воспитание патриотизма и гражданственности — это одна из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине тесно связано с чувством любви к дому и семье. Объединяет эти чувства — привязанность и чувство защищенности. Поэтому воспитание чувства привязанности к родному дому и семье дополнится чувством любви к своему Отечеству. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на лаго своей страны, беречь и умножать богатства Родины, желание защищать свое государство и его жителей.
Трудолюбие — значимое нравственное качество. В.А. Сухомлинский сказал: «Труд становится великим учителем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Через ряд поставленных трудовых действий решаются задачи не только трудового воспитания, но т нравственного, физического, умственного и эстетического. Одним из важнейших чувств формирующихся у дошкольников в ходе трудовой деятельности, является чувство ответственности. Также не стоит забывать о таких нравственно-волевых качествах как усидчивость, добросовестность, взаимопомощь.
Воспитание коллективизма основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. В детском коллективе происходит формирование личности каждого ребенка, так как главная функция детского коллектива — воспитывающая. В коллективе ребенок впервые сталкивается с таким понятием как дружба. Дружба — наиболее близкая связь между детьми. Она ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир взрослых людей.
Таким образом, главной задачей современного воспитания является воспитание нравственных качеств у детей. Вспоминаются слова В.Г. Белинского: «Без глубокого и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего чем человек есть человек». Формирование духовно-нравственных ценностей способствует эффективному развитию всесторонней личности детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик [Текст]: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова и др. - М.: Владос, 1997. - 340 с. 2. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. - 2004. - №3. - С. 102-109. . Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / М.В. Бениаминова. - М.: Медицина, 2001. - 300 с. . Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск №6. - С. 54-63. . Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: изд-во Буковского, 1995. - С. 60. . Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гошезо - М.: Просвещение, 1996. - 420 с. . Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2007. - 316 с. . Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Из-во Акциндент, 1995. - 290 с. 9. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова // Управление ДОУ. - 2009. - №8. - с. 43 10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова. - М.: ИКЦ, 2005 - 448 с. 11. Козлова, С.А. Дошкольная психология [Текст] / С.А. Козлова: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2001. - 336 стр. . Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., Академия, 2001. - 242 с. . Котелевская, В.В., Анисимова, Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / В.В. Котелевская. - Ростов н / Дону.: Феникс, 2002. - 108 с. . Лесняк, В.И. Нравственное воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В.И. Лесняк // Педагогика и жизнь. - 2006 г. - №5. - С. 110-114 . Михайленко, Н., Короткова, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [Текст] / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. -1998. - №5-6. - С. 17-19. . Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве [Текст] / Н.С. Пантина. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 200 с. . Прохорова, О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и нравственного воспитания [Текст] / О. Прохорова // Воспитание школьников. - 2006. - №3.-С. 2-7 . Рабочая книга воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Г.И. Смирновой. - Ростов н / Дону: Феникс, 2004. - 300 с. . Турченко, В.И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики [Текст] / В.И. Турченко. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 230 с.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789059
© Библиофонд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»
Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...
"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
21.01.23г.Эссе "Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста?"
21.01.23г. "Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста?"...
"Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста?" (январь 2023)
Какой он - современный ребенок? А допускают ли современные родители ошибки в воспитании детей? Каким должен быть современный воспитатель?...
09.02.2023г. ЭССЕ «Каким я вижу современное воспитание детей дошкольного возраста»
ЕССЭ воспитателя высшей категории...