ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
статья по коррекционной педагогике

Пустохина Екатерина Федоровна

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста, выделены четыре ступени формирования фонематического восприятия и этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста, выделены четыре ступени формирования фонематического восприятия и этапы работы.        

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, формирование, этапы работы, дети дошкольного возраста.

    Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог правильного письма и чтения в процессе школьного обучения. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать.

      Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

 Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки.  При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам [1].

    Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

  • первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
  • четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. 

Формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней[2].

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия[3]. 

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап -  дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап - дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап -  развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей дошкольного возраста учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

    Работа по формированию фонематического восприятия организуется с помощью дидактических средств. Создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применение дидактических игр по развитию фонематического восприятия в работе позволяет специалистам повысить успешность обучения детей.

    Таким образом, от развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы детей дошкольного возраста, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

Литература:

1. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 221 с.

2.  Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с. 70-83.

3. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год обучения) - М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН, 1986 г.

4. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2009 - с. 312.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".

В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

консультация для родителей "Развитие слухового восприятия для успешного обучения ребенка в школе"

Консультация для родителей составлена по следующему плану:1. Общее представление о слуховом восприятии и фонематическом слухе.2. Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников.3. Возр...

Мастер-класс для родителей "Формирование фонематического восприятия как одного из условий подготовки детей к школе"

Рассказать и показаьть родителям интересные и полезные игры на развитие фонематического восприятия...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников....

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...