Программа "Ментальная арифметика"
материал
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С помощью кружка по ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги. На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnaya_arifmetika.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад № 6
Принято педагогическим советом протокол №___ от «__» ________2022 год | Утверждаю Заведующий МБДОУ Новонукутский детский сад № 6 ____________О.Н. Молоканова Приказ №______ от “__”____2022 год |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
“Ментальная арифметика” (для детей от 6 до 7 лет)
Срок реализации: один год
Автор: Табанакова Виктория Александровна
воспитатель 1 кв. категории
П. Новонукутский, 2022г.
Содержание
Наименование | Страницы |
I Раздел Паспорт программы | 3 |
II Раздел Пояснительная записка | 5 |
III Раздел Календарно-тематическое планирование | 9 |
IV Раздел Список литературы | 14 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Ментальная арифметика |
Руководитель программы | Воспитатель Табанакова Виктория Александровна |
Организация исполнитель | МБДОУ Новонукутский детский сад № 6 |
Цель программы | Развитие интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе. |
Направленность программы | Познавательное |
Сроки реализации | 1 год |
Вид программы | Дополнительная образовательная программа |
Система реализации контроля за исполнением программы |
|
Ожидаемые конечные результаты программы | Планируемые результаты: Дошкольники получат возможность узнать:
Овладение:
Развитие:
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе. |
Пояснительная записка
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С помощью кружка по ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги. На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Актуальность программы
Определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается:
- Концентрация внимания;
- Фотографическая память;
- Точность и быстрота реакции;
- Творческое мышление;
- Слух и наблюдательность;
- Воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Новизна программы
Предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.
Обучение по данной теме позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека. Кружок по ментальной арифметики для детей дошкольного возраста предполагает:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий;
- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Педагогическая целесообразность программы
Заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Цель программы: развитие интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
- обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
- формировать умения соотносить количество и число;
Развивающие:
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развивать познавательную активность;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Отличительная особенность программы
На каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа кружка предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной арифметике и рассчитана на 35 часов (30 мин. в неделю).
форма обучения – подгрупповая
режим занятий – 1 раза в неделю (по 30 мин).
На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, игра.
Основные принципы:
- Системность Развитие ребѐнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность Развитие ребѐнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребѐнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
- Индивидуализация темпа работы: переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость: цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
- Взаимодействия: совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребѐнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьѐй для обеспечения полноценного развития ребѐнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
Дни недели | Тема | Содержание |
3 –я неделя сентябрь | Знакомство с ментальной арифметикой |
|
4 –я неделя сентябрь | Абакус и его конструкция: братья и друзья
| Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
1 –я неделя октябрь | Прямое сложение на нижних косточках | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, развитие внимания (Что изменилось?)
|
2 –я неделя октябрь | Прямое вычитание на нижних косточках | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
3 –я неделя октябрь | Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, мелкая моторика (обведи по контуру). |
4–я неделя октябрь | Зачетное занятие |
|
1–я неделя ноябрь | Прямое сложение на косточках (+5) помощь брата | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (Запомни и повтори), мелкая моторика (обведи контур двумя руками) |
2 –я неделя ноябрь | Прямое вычитание на косточках (-5) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов) |
3 –я неделя ноябрь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-5) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (назови картинки и повтори) |
4 –я неделя ноябрь | Прямое сложение на косточках (+6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов) |
1 –я неделя декабрь | Прямое вычитание на косточках (-6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты , выполнение заданий на время. |
2 –я неделя декабрь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти. |
3 –я неделя декабрь | Прямое сложение на косточках (+7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие восприятия (Игра «Найди свой цвет»). |
4 –я неделя декабрь | Прямое вычитание на косточках (-7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, (Игра «Светофор»).. |
1 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+7\-7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Стой»).. |
2 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+8\-8 и 9) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8-9, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Запрещенное движение»).. |
3 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках, закрепление | Индивидуальная работа |
4 –я неделя январь | Закрепление прямое сложение и вычитание на ментальной карте | Индивидуальная работа |
1 –я неделя феврарь | Прямое сложение, двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя феврарь | Прямое вычитание, двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Больше-меньше») |
3 –я неделя феврарь | Прямое сложение и вычитание двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие мышления («Машины и пешеходы»). |
4 –я неделя февраль | Прямое сложение и вычитание двузначные (20-29) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Кто знает, пусть дальше считает») |
1 –я неделя март | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (20-29) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя март | Прямое сложение и вычитание двузначные (30-39) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3 –я неделя март | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (30-39) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
4 –я неделя март | Прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
1 –я неделя апрель | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя апрель | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3 –я неделя апрель | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
4 –я неделя апрель | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
1–я неделя май | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя май | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3-4 –я неделя май | Конкурсы и соревнования. |
|
Список литературы
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по ментальной арифметике
2.Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
3.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть1)
4. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть 2)
5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
7.Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
8.http://menar.ru.com
9.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
10.Онлайн-тренажер «Абакус»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Арифметик мәсьәләләр, мисаллар чишү, зурлык, логик мисал, кәгазь битендә ориентлашу, шакмаклы дәфтәрдә эшләү”
Максатлар:- арифметик мәсьәләләр чишүне дәвам итү;- мисаллар чишүне дәвам итү;- линейка белән эшләү;- логик мисал чишү;- карточкалар белән эш;- кәгазь битендә ориентлашуны дәвам итү;- шакмаклы д...
Презентация "Забавная арифметика"
с помощью этой презентации вы сможите закрепить навыик счета у детей в интересной и занимательной форме....
Весёлая арифметика.
Забавные считалки, рекомендации....
Педагогический проект "Арифметика добра".
Никто, наверное, из нас, сегодняшних взрослых, не хотел в детстве быть похожим на Карабаса Барабаса. Мой проект о том, как воспитывать маленьких Мальвин и Буратино, как научить ребенка быть неравнодуш...
Игра как арифметика
Игра как арифметика социальных отношений...
Презентация : "Арифметика в стихах "
Арифметика в стихах для младшей группе....
ООД по ментальной арифметике в старшей группе "Знакомство с ментальной арифметикой"
ООД по ментальной арифметике в старшей группе...