Познавательный проект "Зимующие птицы"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 56»
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
«Зимующие птицы»
старший дошкольный возраст
Подготовила:
Феоктистова Марина Сергеевна
воспитатель МКДОУ «Детский сад 56».
г. Зима
Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный, 3 месяца.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с неисчерпаемой его красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель проекта: экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.
Задачи:
- Вызывать у детей интерес к окружающему миру;
- Закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;
- Формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;
- Формировать умение различать птиц по внешнему виду;
- Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
- Пополнить развивающую среду по теме проекта;
- Вовлечь родителей в проведение акций в роли помощников и консультантов.
Формы работы с родителями воспитанников:
- Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
- Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
- Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
- Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
- Акция "Кормушка своими руками".
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, рассматривание альбома и иллюстраций «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, проведение тематических занятий и развлечения, изготовление лэпбука «Зимующие птицы», развешивание кормушек на участке группы.
Совместная деятельность родителей и детей: акция "Кормушка своими руками", сбор корма для зимующих птиц (акция «Покормите птиц зимой»).
Продукт проекта:
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
- пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом.
- кормушки для птиц
Предполагаемый результат: понимание детьми, что необходимо заботиться о зимующих птицах; привить им любовь и бережное отношение ко всему живому. Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного. Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам. Полученные знания о пользе зимующих птиц.
Этапы проекта:
1 Этап:
Проблема: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природе.
Задачи:
Организационно-методические:
- Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности. Обучающие:
- Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
- Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.
Воспитательные:
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой Обогащать словарный запас детей. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей.
2 этап: Реализация проекта:
Беседы с детьми
«Пришла зима.
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Художественная литература:
Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел,
Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения
«Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Организованная деятельность:
Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).
Художественно – продуктивная:
Аппликация на тему: ««Снегири» Рисование на тему: « Зимующие птицы»
Конструирование из бумаги на тему: «Синица»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Угадай птицу по описанию»,
«Кто что ест», « Узнай по голосу»; « Доскажи словечко»;
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парк птиц», «Птичий двор».
Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание аудио записей с голосами птиц.
Развлечение «Игра –викторина на тему «Зимующие птицы» (конспект). Совместная деятельность детей и родителей:
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для
птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
3 этап. Заключительный:
Итог работы:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками,
дидактическими играми и наглядным материалом (лэпбук «Зимующие птицы»). У детей сформировалась любознательность, творческие способности,
познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список используемой литературы:
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
- Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Познавательный проект «Зимующие птицы»
Познавательный проект«Зимующие птицы» Тип проекта: познавательный, игровой.Вид проекта: познавательно – творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель,...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...
Познавательный проект «Зимующие птицы»
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно с...
Познавательный проект "Зимующие птицы"
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Педагогический информационно-познавательный проект "Зимующие птицы"
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, его нравственных качеств. Одно из них это заботливое отношение к природе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к жив...