Мастер класс для воспитателей «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»
материал (младшая группа)
Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;
-способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы4
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_0.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»
Цель: Развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;
-способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы4
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребёнка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребёнка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребёнок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребёнок занимается различными видами деятельности. Но только с помощью специальных занятий можно добиться устойчивого развивающего эффекта.
Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.
Основными принципами развивающих игр являются переходы от игр к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами при этом мы выделяем игровые приемы и дидактические игры.
Первый этап в работе по развитию речи можно выделить самое главное умение, которое дети должны освоить в дошкольном детстве – умение описывать происходящее.
Работу можно начать с метода совместных высказываний, где используется такой игровой прием, как описание сюжетной картинки. Вместе с детьми мы начинали описывать сюжетную картинку, например, из сказки «Колобок», помогая им наводящими вопросами: что вы видите на этой картинке? Кто испёк колобка? Кого встретил колобок? и т.д.
В процессе обучения построения предложений мы предлагали детям схему высказывания. Говорили начало предложения и предлагали его закончить. Например, «Жили были... Катится колобок, а на встречу ему.... Не ешь меня я тебе...». Этот прием направлен на то, чтобы помочь ребенку построить высказывание, когда взрослый начинает высказывание, а ребенок его заканчивает.
Далее мы усложняли работу, добавляя количество сюжетных картинок (не более трех). Здесь ребенок уже мог построить маленький рассказ, выделяя в нем начало, середину и конец.
Так же в работе по развитию речи мы использовали дидактические игры, например, «Чудесный мешочек». Первой руку опускает воспитатель, описывая то, что в нем находится, например, «В мешочке находится что-то круглое, гладкое, небольшое, твердое - круг». Вынимает его, давая детям удостовериться, что это именно он. Дальше дети отвечали на вопрос «Что это» опуская руку в мешочек с заранее вложенной в него фигуры.
Можно так же использовать такие игры, как «Угадай, кто это?», «Что бывает... Какое бывает...» и т.д.
На втором этапе работы по развитию речи дошкольников мы усложнили все виды игр и игровых приемов, т.е. если это был рассказ по сюжетным картинкам, то мы использовали либо начало, либо конец рассказа, тем самым давая детям почву для творчества.
В игре «Угадай, кто это?» воспитатель называет несколько слов, описывающих то или иное животное. Например, «Серый, злой, зубастый, голодный, (волк)»
В игре «Что бывает...Какое бывает...» Начинаем игру словами: «Мягким может быть хлеб, а ещё подушка, а ещё мягким может быть...» и подождать, пока ребёнок придумает свой вариант (хотя бы один). Или можно так: «Что бывает круглое?», «Что бывает твёрдое?»
В результате наших занятий словарный запас детей значительно увеличился, речь стала более связанной. Дети могут логично и последовательно излагать свои мысли. У многих детей стало получаться сочинять сказки, при этом используя свойственные жанру средства выразительности.
Цель : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для губ.
- "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
- "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
- "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верх Упражнения для языка.
- «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- «Лопаточка» .Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- « Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу
Артикуляционная гимнастика
Описание сюжетной картинки
Цель: Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.
Предварительная работа, чтение сказок (дети знают сказку).
Описание картинки (как опишут картинку, каким образом, вспомогательные картинки).
Учить отвечать на вопросы; учить заканчивать предложения.
ИГРА «Чудесный мешочек»
Цель. Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.
Игровой материал. Мешочек, геометрические фигуры: кубики, шарики, треугольники.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках (яркий мешочек). Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много геометрических фигур для каждого. После этого спрашивает детей: « Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе фигуру, потом описать фигуру, и только после этого достать из мешочка и показать всем.
Вопросы: Как вы думаете, почему мы положили эти предметы?
ИГРА «Угадай, кто это? »
Цель: Пополнить и активизировать словарь
Ход игры: Детям называют несколько слов, описывающих то или иное животное. Задача ребёнка, как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Маленький, трусливый, длинноухий, (заяц)
Маленький, коротконогий, колючий, (ёжик)
Длинная, безногая, ядовитая, (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая, (лиса)
Большой неуклюжий, косолапый, (медведь)
ИГРА «Что бывает...Какое бывает...»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета
Ход игры: Детям задают вопрос
-Что бывает круглое?
-Что бывает острое?
-Что бывает длинное?
-Что бывает пушистое?
-Что бывает твёрдое?
-Что бывает мягкое?
-Что бывает квадратное? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».
Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...
Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"
Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер &ndash...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Развитие речи детей через дидактические игры....
Мастер класс для педагогов. Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе. Задачи: - совершенствование работы педагогов по речевому р...
Мастер-класс для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.Задачи:-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области...