Эмоциональное развитие дошкольников
статья

Эмоции – особые психологические состояния, отражающие в форме непо­средственных переживаний (приятных или неприятных) отношение чело­века к миру и людям. Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка и проявляются при взаимодействии с яркими, инте­ресными объектами окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emots_kons.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эмоции являются «центральным звеном» психической

 жизни человека и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

        Эмоции – особые психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний (приятных или неприятных) отношение человека к миру и людям. Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка и проявляются при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношения к окружающим людям.

        В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, которые проявляются в эмоциональной неустойчивости, враждебности, конфликтности, гиперактивности, агрессивности, тревожности, замкнутости, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Причины кроются в том, что заботясь о познавательном развитии ребенка, взрослые забывают о важности его эмоционально – личностного развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются (а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу), стали менее отзывчивыми к чувствам других. Взрослым важно помнить, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выра-жать свои эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

        Чувства дошкольника непроизвольны. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, они не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Эмоции  быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. При этом эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, а также поведения в целом. Постепенно, общаясь с взрослыми и сверстниками, усваивая нормы морали, соотнося с ними свои поступки, ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Это означает, что детские эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

        Эмоциональное развитие ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Неправильное воспитание в семье может привести:

- к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Когда близкие взрослые любят ребенка, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям: родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует психологически здоровую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками

рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимик...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и па...