Выступление на ГМО "Инклюзивное образование в ДОУ"
методическая разработка
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях. В таких учреждениях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую специальную поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование
На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Принципы инклюзивного образования
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях. В таких учреждениях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе, при общеобразовательном учреждении.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в образовательную систему и обеспечить их равноправие.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Задачи инклюзивного образования
Задачами инклюзивного образования, является создание необходимых условий для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Под интеграцией имеется в виду не только сам факт «включения» такого ребенка в массовую образовательную среду, но и создание всех необходимых условий для его успешного обучения, социализации, корректировке нарушений.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов
построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ
Инклюзивное образование в детском саду
Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.
Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует специальных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновлении в детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:
- Общая психологическая атмосфера заведения;
- Система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
- Внимание к каждому ребёнку;
- Возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.
Как организована инклюзия в детских садах
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их ребёнок может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенный» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Инклюзивное образование в ДОУ - инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребёнка. Дети в результате становятся полноценными участниками общества. Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
Доступ - дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
Участие - дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
Поддержка – инфраструктура и программная поддержка используется для привлечения к работе семей, учителей персонала.
Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ
Плюсы
Поддержка индивидуальности воспитанников.
Развитие творческого потенциала воспитанников.
Формирование культуры детей дошкольного возраста.
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста.
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе.
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях.
Минусы
Дефицит технического и дидактического обеспечения.
Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательного состава.
Недостаточное финансирование со стороны государства.
Отсутствие полноценного информирования родителей.
Дефицит узких специалистов.
Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями.
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например по стандартам специального образования), также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность вне5дрения процесса и их локализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональной конференции «Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России»
Доклад«Сотрудничество логопеда и родителей»...
Выступление на районной конференции по теме: "Значение дошкольного образования в процессе непрерывного образования личности"
Выступление на конференции...
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"
Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...
Выступление «Развитие билингвального образования в ДОУ»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре-практикуме «Игровая и образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках билингвального образования»...
Выступление по дополнительному образованию
.Формы работы с родителям по дополнительному образованию....