Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"
проект (старшая группа) на тему
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 183 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №66" НМР РТ |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
Автор проекта:
воспитатель МБДОУ№ 66
Федорова А.Н
Хоснуллина Р.М
Иванова А.В
Нижнекамск, 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………….…….3
Организация и реализация проекта …………………………………5
Заключение ……………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………24
Глоссарий ……………………………………………………………… 26
Приложения …………………………………………………………….27
Введение
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Первое место среди поставленных задач ФГОС ДО занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, которое достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Данный Проект разработан на основе ФГОС ДО, состоит из введения, трех этапов и заключения, также имеются приложения.
- Актуальность проекта
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Актуальность проекта может быть представлена следующими аспектами:
- кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;
- программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;
- наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться;
- практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников редко используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
- Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Оптимизировать процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных занятий, учитывая при этом:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации [16].
3.2 Задачи проекта:
1. Исследовать и проанализировать, обобщить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, педагогов-музыкантов.
2. Сформировать диагностический пакет методик, направленных на обследование уровней развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить экспериментальное исследование: развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства.
4. Разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Проект разработан воспитателями МАДОУ №66 г. Нижнекамска. Срок реализации данного проекта с сентября 2017 г. по март 2018 года.
3.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста.
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников и использование музыкальной терапии при организации коррекционно-воспитательного процесса способствуют успешному развитию эмоциональной сферы.
Работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников старшего дошкольного возраста проводится в несколько этапов:
- Первый этап «Музыка – язык чувств».
На этом этапе произошло обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогло накоплению эмоциональных впечатлений. Детей были подведены к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно научились разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
- Второй этап – «Образ в движении».
На этом этапе происходило приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо было помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на этом этапе происходила работа над воссозданием, воспроизведением чувств.
- Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы».
Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь были использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствовали снятию психоэмоционального напряжения в группе.
Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии проводилось, используя следующие формы работы:
- традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:
- как катализатор эмоциональных процессов;
- как музыкальный фон во время рисования;
- как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.
Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
- упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
- свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
- зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
- музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую-то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
- диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
- «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1 Сроки реализации проекта: 01.09.2017-31.03.2018 гг.
5.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 01.09.2017 по 30.09.2018 г.)
2. Основной (с 01.10.2017 по 29.02.2018 г.)
3. Заключительный (с 01.03.2018 по 31.03.2018г.)
5.3 Программа проектных мероприятий
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
Пояснительная записка
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Цель проекта – оптимизировать процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Задачи проекта:
1. Развитие целостного восприятия музыкального образа, умения разбираться в характере музыкальных произведений, умения чувствовать смену настроения внутри одного произведения, знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
2. Приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий.
3. Формирование умений управлять своими эмоциями в повседневной жизни, воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного восприятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру.
4. Обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогло накоплению эмоциональных впечатлений. Детей были подведены к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно научились разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
5. Приобщение к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев).
6. Умение управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного восприятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру.
Тематический план программы, направленный на успешное развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных занятий
№п/п | Дата проведения | Название | Цель проведения |
Первый этап «Музыка – язык чувств» | |||
1 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: И. Бах «Шутка» Х. Глюк «Мелодия» А. Дворжак «Юмореска» | подвести к целостному восприятию музыкального образа | |
2 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: И. Бах «Шутка» Х. Глюк «Мелодия» А. Дворжак «Юмореска» | подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений | |
3 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: А.Гречанинов «Материнские ласки» К. Сен – Санс «Куры и петухи» | найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки | |
4 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: А.Гречанинов «Материнские ласки» К. Сен – Санс «Куры и петухи» | - найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки; - чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности | |
5 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка» Г. Свиридов «Ласковая просьба» | Определять характер звучания музыки и развивать умение передавать мимикой своего лица характер музыки | |
6 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка» Г. Свиридов «Ласковая просьба» | обогащать представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке | |
7 | «Музыкальные цветы» Игра на определение характера музыки | Учить различать три настроения: грустное, весёлое, спокойное | |
8 | «Музыкальные цветы» Игра на определение характера музыки | Закреплять умение различать характер музыки | |
9 | «Весёлый поезд» Игра на развитие слуховых представлений | Развивать умение различать изменения темпа музыки | |
10 | «Весёлый поезд» Игра на развитие слуховых представлений | Закреплять умение различать изменения темпа музыки, эмоционально выражать темп музыки | |
11 | «Кого встретил колобок?» Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков | развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий) | |
12 | «Кого встретил колобок?» Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков | Продолжать развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации | |
13 | «Кто поёт?» Игра на определение регистра | развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий) | |
14 | «Кто поёт?» Игра на определение регистра | развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий); развивать эмоциональную отзывчивость, умение голосов передавать характер мелодии | |
15 | «Громко – тихо» Игра на различение динамических оттенков | Развивать умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf). | |
16 | «Громко – тихо» Игра на различение динамических оттенков | Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf). | |
Второй этап – «Образ в движении» | |||
17 | «Кот и мыши» Игра на различение динамических оттенков. | Развивать умение детей различать динамические оттенки, эмоционально в движении передавать музыкально-игровой образ услышанного | |
18 | «Кот и мыши» Игра на различение динамических оттенков. | развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ | |
19 | «Волшебный веер» Игра – моделирование на знание жанров музыки | Приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий | |
20 | «Волшебный веер» Игра – моделирование на знание жанров музыки | Чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности | |
21 | «Громко-тихо запоем» Игра на развитие диатонического слуха | прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку | |
22 | «Громко-тихо запоем» Игра на развитие диатонического слуха | Продолжать развивать способности. Чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности | |
23 | «Колобок» | Продолжать приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий | |
24 | «Колобок» | Закреплять умения детей выразительно передавать настроение заданного образа | |
25 | «Что делают в домике?» | Продолжать развивать умение детей различать динамические оттенки, эмоционально в движении передавать музыкально-игровой образ услышанного | |
26 | «Что делают в домике?» | Совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, эмоционально в движении передавать музыкально-игровой образ услышанного | |
27 | «Веселая пластинка» | Активизировать желание детей принимать участие в музыкально-игровом образе и движении | |
28 | «Веселая пластинка» | Активизировать желание детей принимать участие в музыкально-игровом образе и движении, закреплять умения детей выразительно передавать настроение заданного образа | |
29 | «Музыкальный телефон» Игра на развитие творчества | Продолжать приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий | |
30 | «Музыкальный телефон» Игра на развитие творчества | Продолжать активизировать желание детей принимать участие в музыкально-игровом образе и движении, закреплять умения детей выразительно передавать настроение заданного образа | |
31 | «Веселый маятник» Игра на развитие воображения, творчества, эмоциональной отзывчивости | Активизировать желание ребенка принимать участие в детской исполнительской деятельности | |
32 | «Веселый маятник» Игра на развитие воображения, творчества, эмоциональной отзывчивости | Продолжать приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий. Активизировать желание ребенка принимать участие в детской исполнительской деятельности | |
Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы» | |||
33 | Музыкальный магазин | Развивать самостоятельную деятельность детей в процессе сюжетно-ролевой игры | |
34 | Музыкальный магазин | Закреплять умение принимать участие в детской исполнительской деятельности | |
35 | «Кого встретил колобок?» Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков | Развивать способности не стесняясь окружающих эмоционально передавать музыкально-игровой образ, обыгрывать как с подгруппой детей, так и самостоятельно. | |
36 | «Кого встретил колобок?» Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков | Закреплять навыки раскрепощенной исполнительской деятельности, называть героев сказок вслух и активно передавать выбранный музыкально-игровой образ. | |
37 | «Музыкальная палитра» Игра на развитие творчества при восприятии музыки | Развивать умение эмоционально применять свой опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений | |
38 | «Музыкальная палитра» Игра на развитие творчества при восприятии музыки | Учить передавать на палитре характер музыкальных произведений | |
39 | «Рисуем музыку» | Развивать умение передавать на бумаге сюжет прослушанного музыкального произведения | |
40 | «Рисуем музыку» | Учить эмоционально выражать нарисованную музыку на бумаге | |
41 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: К. Сен – Санс «Лебедь» Ф. Шуберт «Форель» П. Чайковский «Песня жаворонка» | Передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек | |
42 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: К. Сен – Санс «Лебедь» Ф. Шуберт «Форель» П. Чайковский «Песня жаворонка» | Передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек , выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности | |
43 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: А. Гречанинов «Вальс» | Учить самостоятельно делать выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов | |
44 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: А. Гречанинов «Вальс» | Воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого | |
45 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: П. Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. А. Петров. “Песенка о дружбе”. (“Маршируем”). Р. Глиэр. “Вальс”. А. Аренский. “Колыбельная”. П. Чайковский. “Грустная песенка”. М. Мусоргский. “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” (“Пружинки”) | Развивать умение определять выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. Умение выбирать характер движений. | |
46 | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений: П. Чайковский. “Трепак” из балета “Щелкунчик”. Л. Бетховен. “Весело – Грустно”. И. Бах. “Шутка” Е. Туманян. “Плавно – Отрывисто”. | Развивать умение выражать в движении того или иного характера мелодической линии (задушевного, певучего, лирического, плясового, задорного). | |
47 | Игра «Поле чудес» | Продолжать закреплять знания детей о музыке, композиторах и их произведениях в игровой форме. Эмоционально передавать музыкально-игровые образы, активно участвовать в самостоятельной музыкально-игровой деятельности. | |
Психолого-педагогические условия проекта
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
- помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
- обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
6. Ресурсное обеспечение проекта
Наименование | Количество | Примечание |
Фортепиано | 1 | |
Демонстративный материал | Портреты композиторов, карты эмоций, картины, соответствующие названию музыкального произведения | |
Раздаточный материал | По количеству детей | Для проведения диагностики эмоциональной сферы старших дошкольников |
Фонотека по разделу «Восприятие музыки» | По плану в рамках разработанной программы | Допускается самостоятельное (живое) исполнение произведения на ф-но. |
Детские сценические костюмы | По количеству участвующих дошкольников | Для инсценировок сказок, музыки |
Бумага А4, листы ватмана, карандаши, акварель, гуашь, кисточки, стаканчики с водой | По количеству детей | Необходим музыкальный фон в процессе рисования |
Детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, трещетки, маракасы, музыкальные треугольники, колокольчики, металлофоны, ксилофоны. | По количеству детей | Для игр-диалогов на музыкальных инструментах |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Развитие целостного восприятия музыкального образа, умения разбираться в характере музыкальных произведений, умения чувствовать смену настроения внутри одного произведения, знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
2. Навыки детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий.
3. Базовые умения управлять своими эмоциями в повседневной жизни, воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного восприятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру.
4. Элементарные представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогло накоплению эмоциональных впечатлений. Детей были подведены к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно научились разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | У детей нет интереса участвовать в реализации разработанной программы развития эмоциональной сферы в рамках данного проекта. Родители не поддерживают данную программу, т.к. не имеют представления для чего она нужна и т.д. | Внести изменения в разработанную программу, при необходимости возможна повторная диагностика уровней эмоциональной сферы у старших дошкольников. Просветить родителей о намеченных целях и задачах данного проекта, вести активную пропаганду для участия родителей в реализации данного проекта, т.к. в условиях введения ФГОС ДО обозначено – родители являются полноправными участниками образовательного процесса. |
Организационные | Заболеваемость детей, уход в отпуска, пропуски без причины. | Заменить на детей старшего дошкольного возраста из других групп |
Финансовые | Приобретение тканей для пошива костюмов, приобретение материала для изготовления декораций, недостаток детского раздаточного материала, обновление фонотеки музыкального руководителя, коммунальные платежи ДОУ, оплата за дополнительную деятельность педагогу, сокращение бюджета ДОУ. | Экономия воды, света в ДОУ, изготовление костюмов, декораций, раздаточного и демонстративного материала руками педагогов и детей, привлечение в творческую деятельность по изготовлению необходимого инвентаря родителей средствами общих родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, видео презентаций, бесед с психологом ДОУ, объявлении различных конкурсов внутри детского сада по намеченной проблеме. |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Единица измерения | Измеритель |
Развитие умений воспроизведения основных эмоциональных состояний и их вербализация | баллы | Е.И. Изотов, «Эмоциональная идентификация» |
Развитие способности экспрессивного выражения эмоций через тесты | баллы | М. Люшер, «Эмоциональная идентификация» |
Снижение тревожности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов. | баллы | «Рисунок несуществующего животного», М.З. Дукаревич |
Заключение
Мы, считая, что проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна определили проблему для составления проекта: каковы пути развития эмоционального интеллекта дошкольников средствами музыки?
Целью проектной деятельности явилась разработка программы коррекционной работы, направленной на успешное развитие эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий;
- если педагоги ДОО будут обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
- если педагоги ДОО будут обучать детей способам выражения эмоций.
Наша работа ориентирована на развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством музыкальных занятий.
В связи с поставленной целью на подготовительном этапе данного проекта предполагается рассмотрение состояния исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, анализ особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников и поиск путей развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки.
Проект по проблеме развития эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.
В процессе подготовительного этапа проекта необходимо провести диагностику выявления уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет. Исходя из полученных данных необходимо организовать и провести работу по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников посредством музыкальных занятий.
Мы предполагаем, что анализ результатов заключительного этапа проекта покажет, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезнут дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.
Таким образом, проведенное исследование обозначит круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Экспериментальная работа в рамках данного проекта подтвердит, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами музыкальных занятий, которые охватывают все виды музыкальной деятельности дошкольника.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе музыкальных занятий.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих психолого-педагогических условиях:
- если педагоги ДОО будут активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий;
- если педагоги ДОО будут обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
- если педагоги ДОО будут обучать детей способам выражения эмоций, подтвердилась.
Список использованной литературы
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Авдеева// Вопросы психологии. - 2006. - №3. С. 78-86.
- Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности / Г.И. Батурина. - Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973. – 216с.
- Балакирева, Т.С. Эмоции и дети комплексные занятия педагога –психолога/ Т.С. Балакирева // Дошкольное воспитание. - 2005. - С. 65-70.
- Батаршев, A.B. Диагностика способности к общению /А.В. Батаршев.- СПб.: Питер, 2006.-176 с.
- Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер.- Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -160 с.
- Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989.-270с.
- Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас.- СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
- Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А.Н. Воронин.- М.: Изд-во ИП РАН», 2004. - 270 с.
- Готсдинер, А.Г. Музыкальная психология/ А.Г. Готсдинер.- М., 2003. - 420с.
- Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания/ Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15.
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
- Изард, К.Э. Психология эмоций./ К.Э. Изард перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999.-324с.
- Карпов, A.B. Прикладные аспекты проблемы эмоционального интеллекта/ А.В. Карпов, А.С. Петровская // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всерос. научно-практ. конф. Т. 3. Ярославль, 2006. - С. 268-273.
- Организация музыкальных занятий. [Электронный ресурс ] Режим доступа: http://www.yamuzykant.ru/-muzykalnye-zanyatiya/organizaziya-i-postroenie-muzykalnyh-zanyatiy
- Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.- М.: Прогресс, 1979.- 311с.
- Ситчихина, О.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей в процессе оргнизации музыкальных занятий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/16/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003. - 379с.
- Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: - Феникс, 2005. - 304с.
Глоссарий
Эмоциональное развитие – способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями иреакциями, эмоционально-психологическими состояниями.
Музыкальные занятия - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приложения
Приложение 1.
1). Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.
Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.
Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.
Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).
Все данные оценивались в баллах.
1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.
0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.
0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
2. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8.
Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1). Синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2). Сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3). Оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
4). Светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета:
5). Фиолетовый;
6). Коричневый;
7). Черный;
8). Серый.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
Выполнение теста оценивается в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:
1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
0.5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносит данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
0.5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»
В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Методическая разработка...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. ...
Реализация проекта "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, нацеленных на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Основная цель проекта - адаптация детей к условиям к условиям ДОУ, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия....
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»
С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном...
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»
Актуальность работы заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования проходит путь прогрессивного развития, приобретая все более богат...