Палочки Кюизенера-как методическое пособие для развития ЭМП у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера-как методическое пособие для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Что из себя представляют палочки Кюизенера.
Джордж Кюизенер-бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие числа и цвета, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней.
Методика Кюизенера реализована в палочках, которые также называются: счётные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки, счетные палочки Кюизенера.
Обычно в набор входит 241 элемент из дерева или пластика. В упрощённых вариантах предлагается 119 и 144 элемента. Палочки Кюизенера-это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.
Каждая палочка-это число, выраженное цветом и размером.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2,4,8 образуют «красную семью»;
Палочки 3,6,9 образуют «синюю семью»;
«Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру.
В «семейство красных» входят числа кратные двум;
«Семейство синих» состоит из чисел кратных трем;
«Семейство желтых» кратно числу пять. Кубик белого цвета-целое число, а число 7 обозначено черным цветом.
Цель и суть методики Кюизенера.
Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются:
-формирование понятий конкретизации счёта и вычислений в виде числа;
-понимание системы «больше-меньше»;
-обработка навыка деления и измерения, прибавления и убавления;
-усвоение сути понятий «равный», «правый», «левый», «середина» и т.д;
-развитие креативности, умение моделировать и конструировать;
-формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;
-улучшение мелкой моторики.
Работу с палочками Кюизенера можно разделить на два этапа.
Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой.
Палочки рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки заменяют конструктор и мозаику.
Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребёнок возьмёт их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно; оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок. Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоил простейший счёт в пределах десяти.
Примеры заданий на начальном этапе:
-Разложить палочки по длине и цвету.
-Попросить ребёнка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
-Выложить фигуру и попросить ребенка сделать такую же.
-Попросить ребёнка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический.
Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику. Существует множество интересных заданий. Составить геометрические фигуры из палочек, разложить их по длине и высоте, можно использовать при изучении состава числа, в играх «четвертый лишний», «составь картинку» и т. д.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучают к порядку.
Важно:
-Сначала рассмотреть палочки, изучить основные цвета, сравнить палочки по величине.
-Проводить работу на наглядном материале.
-Работать только за столом.
-Всегда ставить цель: зачем это выполняется.
Что почитать:
Придумывать разные занятия по палочкам Кюизенера можно в процессе сомой игры. Можно воспользоваться статьями научно-популярной литературой.
-Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.
-Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математики для детей 5-7 лет, М: «Гном», 2015г.
-Разноцветные палочки// сост. Л. М. Кларина, З. А. Михайлова.
-Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб, «Детство-Пресса» 2004г.
-Смоленцова А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы». Пособие для воспитателей детских садов и родителей СПб, «Детство-Пресс» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...
Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....
Собственное учебно - методическое пособие по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 4-5 лет и воспитания бережного отношения к ним»
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Природа - наш дом родной"...
Собственное учебно - методическое пособие по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 4-5 лет и воспитания бережного отношения к ним»
Собственное учебно - методическое пособие....
Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста «Гусеница»
Дидактическое пособие предназначено для детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Оно является привлекательным для ребенка и соответствует по мере усложнения ...
Игровое методическое пособие по развитию связной речи детей дошкольного возраста «История вишни»
Предлагаю вашему вниманию методическое игровое пособие для воспитателей по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.В увлекательной форме данное пособие поможет ребе...
Методическая разработка по развитию информационной безопасности детей дошкольного возраста Дидактическое пособие «Умная коробка»
В методической разработке представлено дидактическое пособие "Умная коробка", в которой собраны 10 игр на тему безопасного интернета с разными вариантами игры.[[{"type":"media","view_mode":"...