Палочки Кюизенера-как методическое пособие для развития ЭМП у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

работа с палочками Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Палочки Кюизенера-как методическое пособие для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Что из себя представляют палочки Кюизенера.

Джордж Кюизенер-бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие числа и цвета, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней.

Методика Кюизенера реализована в палочках, которые также называются: счётные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки, счетные палочки Кюизенера.

Обычно в набор входит 241 элемент из дерева или пластика. В упрощённых вариантах предлагается 119 и 144 элемента. Палочки Кюизенера-это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Каждая палочка-это число, выраженное цветом и размером.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2,4,8 образуют «красную семью»;

Палочки 3,6,9 образуют «синюю семью»;

«Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру.

В «семейство красных» входят числа кратные двум;

«Семейство синих» состоит из чисел кратных трем;

«Семейство желтых» кратно числу пять. Кубик белого цвета-целое число, а число 7 обозначено черным цветом.

Цель и суть методики Кюизенера.

Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются:

-формирование понятий конкретизации счёта и вычислений в виде числа;

-понимание системы «больше-меньше»;

-обработка навыка деления и измерения, прибавления и убавления;

-усвоение сути понятий «равный», «правый», «левый», «середина» и т.д;

-развитие креативности, умение моделировать и конструировать;

-формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;

-улучшение мелкой моторики.

Работу с палочками Кюизенера можно разделить на два этапа.

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой.

Палочки рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребёнок возьмёт их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно; оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок. Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоил простейший счёт в пределах десяти.

Примеры заданий на начальном этапе:

-Разложить палочки по длине и цвету.

-Попросить ребёнка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

-Выложить фигуру и попросить ребенка сделать такую же.

-Попросить ребёнка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический.

Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику. Существует множество интересных заданий. Составить геометрические фигуры из палочек, разложить их по длине и высоте, можно использовать при изучении состава числа, в играх «четвертый лишний», «составь картинку» и т. д.

Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучают к порядку.

Важно:

-Сначала рассмотреть палочки, изучить основные цвета, сравнить палочки по величине.

-Проводить работу на наглядном материале.

-Работать только за столом.

-Всегда ставить цель: зачем это выполняется.

Что почитать:

Придумывать разные занятия по палочкам Кюизенера можно в процессе сомой игры. Можно воспользоваться статьями научно-популярной литературой.

-Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.

-Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математики для детей 5-7 лет, М: «Гном», 2015г.

-Разноцветные палочки// сост. Л. М. Кларина, З. А. Михайлова.

-Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб, «Детство-Пресса» 2004г.

-Смоленцова А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы». Пособие для воспитателей детских садов и родителей СПб, «Детство-Пресс» 2003г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста «Гусеница»

Дидактическое пособие предназначено для  детей  среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Оно  является привлекательным для ребенка и соответствует по мере усложнения ...

Игровое методическое пособие по развитию связной речи детей дошкольного возраста «История вишни»

Предлагаю вашему вниманию методическое игровое пособие для воспитателей по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.В увлекательной форме данное пособие поможет ребе...

Методическая разработка по развитию информационной безопасности детей дошкольного возраста Дидактическое пособие «Умная коробка»

В методической разработке представлено дидактическое пособие "Умная коробка", в которой собраны 10 игр на тему безопасного интернета с разными вариантами игры.[[{"type":"media","view_mode":"...