Картотека сюжетно ролевых игр по экологическому воспитанию
материал (подготовительная группа)
Картотека сюжетно ролевых игр по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzhetnyh_igr.docx | 107.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека сюжетно ролевых игр в подготовительной к школе группе
по экологическому воспитанию
Составил воспитатель: Филипенко Елена Петровна
Картотека сюжетно-ролевых игр поможет расширить представления детей дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры.
Цель : формирование основ экологической культуры, старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно – ролевой игры.
Задачи:
- формировать основы экологического воспитания;
- закрепить названия животного и растительного мира предметов, явлений, образов.
- развивать речь;
- отрабатывать навыки трудового воспитания;
Игровые сюжеты можно применять тематически, варьировать, дополнять, творчески преобразовывать.
Спасаем лес от мусора.
Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях.
Развивать речь детей, обогащая новыми словами. Входить в роль.
Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от помощников планеты Земля».
«Эколята» приглашают ребят сходить в лес и собрать вкусную и полезную землянику, но когда приходят на место, то видят кругом мусор. Что же делать?
Подготовка к игре: просмотр познавательных мультфильмов, чтение художественной литературы, тематические беседы.
Примерные игровые действия:
- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.д
-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;
-Распределение спасательных работ между разными группами; использование
-Техники специального назначения;
спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи;(по задумке детей)
-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Роли: спасатели, водители ,врачи, экологи, лесные жители попавшие в беду.
Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.
Оборудование:
- Набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;
- Символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;
- Использование атрибутов из других игр, например: «Скорая помощь», «Полиция».и.т.д.
Игра «Экологическая служба спасения». Вариант-2
Спасаем растения.
Цели :Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы
спасения, ее необходимости в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с профессиями взрослых. Развивать речь детей, обогащая новыми словами.
Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от девочки Маши с просьбой помочь. Просмотрев видеописьмо ребята решают помочь Маше.
Подготовка к игре: просмотр мультфильма , чтение художественной литературы, тематические беседы, наблюдение в природе.
Примерные игровые действия:
- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.д
-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;
-Распределение спасательных работ между разными группами; использование
-Техники специального назначения;
спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи;(по задумке детей)
-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Роли: спасатели, водители ,врачи, экологи, лесные жители попавшие в беду.
Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.
Оборудование:
- Набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты;
- Символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки;
- Использование атрибутов из других игр, например: «Скорая помощь», «Полиция».и.т.д.
Игра ««Экологическая служба спасения». Вариант-3»
Спасение реки.
Цель:Способствовать воспитанию интереса к родной природе; желание охранять ее. Познакомить с мерами сохранения водоемов.
Игровой материал: Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки, костюм и маска для водолаза.
Подготовка к игре: Загадки про реку, Рассматривание иллюстраций, Чтение стихотворений. Просмотр мультфильма «Крокодил гена и чебурашка» Загрязнение реки. Рисунки по теме. Лепка рыб.
Игровые роли: Спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.
Мотивация к игре: дети получают видеописьмо от девочки Маши ее любимая речка в беде. Просмотрев видеописьмо, ребята решают помочь Маше.
Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.
Ход игры: Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку или предложить родителям сходить, где вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?». Воспитатель помогает в развитии сюжета.
Игра«Репортаж»
Цель: Развивать мнение детей, выражать свои представления от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии, наблюдений, просмотра документальных фильмов о природе для детей).
Мотивация: Создание журнала в подарок любимой бабушке.
Подготовка к игре:
Педагог(ребенок) применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии).
Ребёнок придумывает название своему репортажу и коротко рассказывает о цветке, дереве, птице и т.д.
Роли:репортер, художник, переплетчик,цветок, бабочка, гриб, муравей, речка, береза и т.д.
Ход игры:
Ребенок берет на себя образ, называет какой он. Репортер спрашивает, почему он выбрал этот образ и т. д. Предлагает сделать с него портрет из всех портретов собирается журнал.
Можно использовать разнообразные темы, например:
«Репортаж лесной газеты», «Репортаж мир глазами детей» и т.д.
Продолжение игры: дети берут на себя роль объекта живой или не живой природы, воспроизводят характерные особенности при помощи мимики и жестов.
Игра«Контактный зоопарк»
Задачи:
Расширять знания детей о домашних животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Мотивация к игре:
Воспитатель рассказывает детям о том, что посетил «контактный зоопарк» и как было бы замечательно построить (создать) его в группе. А потом пригласить младших ребят, родителе, друзей на экскурсию в наш «Контактный зоопарк».
Роли:
Строители, водитель, грузчики, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, экскурсовод, посетители.
Игровые действия:
Строители строят контактный зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Предварительная работа:
Чтение литературных иллюстрированных произведений о животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи. Рассказы детей «Как мы ходили в контактный зоопарк» Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в контактном зоопарке. Рисование «Что я видел в контактном зоопарке». Коллективная лепка «Наши меньшие друзья» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал:
Крупный строительный материал, дикие животные (игрушки). Посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки). Халаты, шапки, санитарная сумка. Фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, таблетки, касса, билеты, деньги.
«Кукла Катя в овощном магазине»
Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.
Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Теремок»
Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.
Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.
Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!
Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают обыгрывать сказку.
«Строим дом»
Цель: Пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: Крупный строительный материал, машины, подъемный кран, зверушки для обыгрывания постройки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться зверушки.
В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
«Зоопарк»
Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.
Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
«Игрушки у врача»
Цель: Расширять знания о профессии доктор. Учить детей ухаживать за больными. Воспитывать в детях внимательность, чуткость. Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
Оборудование: Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра (сначала доктор – это воспитатель), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.
К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания.
Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру.
Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
«Поможем Зайчику ухаживать за цветком»
Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.
Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения
Ход игры:
Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?
Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.
Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.
«Волшебный колокольчик»
Цель: Формировать интерес и творческие способности детей. Развивать ролевой диалог. Предоставить детям возможность «превращаться» в животных при помощи «волшебного» колокольчика. Вызывать интерес к сказкам.
Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски.
Ход игры:
Воспитатель интересуется у детей их отношением к сказкам и предлагает пройти в сказочный лес. Педагог обращает внимание детей на панно с изображением леса и предлагает вспомнить сказочных героев. Которые живут в лесу («Колобок», «Теремок», « Заюшкина избушка»).
Затем воспитатель делает вид, что находит «волшебный» колокольчик с его помощью можно превратить детей в зайчиков. Колокольчик позвени! Детей в зайчишек преврати! Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления «зайчишек». Любуется их длинными ушками и хвостиками.
Предлагает «зайчатам» поиграть. Аналогичным образом дети превращаются в мишек. Дети показывают движения медведя. Воспитатель предлагает детям по желанию показать еще какое-нибудь животное.
Затем спрашивает: «Дети, а как одним словом называются все эти животные?» (Дикие животные) Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.
«На птичьем дворе»
Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.
Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников
Выступление по самообразованию...
Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников Автореферат
Автореферат...
Статья "Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников"
Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников...
Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. ...
Статья "Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников"
Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников...
Картотека сюжетно-ролевых игр по экологическому воспитанию
Картотека сюжетно-ролевых игр по экологическому воспитанию для подготовительной группыИгра «Экологическая служба спасения». Вариант-1Спасаем лес от мусораЦели: Создавать условия и поощрять...