Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников
материал на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования САО города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила учитель-логопед
Рахманова Е.С.
Москва, 2016 г.
Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, которую называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). Это эмоциональная деятельность, т.к. играющий ребенок активен, инициативен, доброжелателен. А эффективность ознакомления детей с природой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Считая, что экологическое воспитание – есть познание живого, которое рядом с ребенком, Николаева С.Н. рассматривает проблему в двух направлениях:
- воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработку первоначальных практических навыков;
- развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Целью экологического образования является формирование экологичес-кой личности, экологического сознания, которое подразумевает: а) формирование адекватных экологических представлений; б) формирование отношения к природе; в) формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.
Актуальность. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
По определению Сорокиной А.И., ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста: организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях, в т.ч. и вне игры. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире природы. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности:
1) игра и ознакомление с природой – два аспекта, где игра погружает детей в любимую деятельность и создаёт благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания;
2) выработка отношения детей к природе через игру – ключевой результат экологического образования дошкольников.
Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспи-тательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. По мнению доктора педагогических наук Н.Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы. Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования С.Н.Николаевой, представленные в книге «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М.,1996) определяют, что данная тема важ-на по целому ряду причин:
1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны.
3. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
4. Игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает вся-кую практическую деятельность.
Таким образом, главная задача педагогов - формирование у дошколь-ников ответственного отношения к природе или понимания законов природы, определяющих жизнь человека, которое проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Требования экологического образования дошкольников.
Отдельные направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в «Аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»), где закреплены такие требования:
- создавать условия для развития у детей биологических представлений для их самостоятельной деятельности по сохранению и улучшения окружающей среды;
- знакомить дошкольников с развитием жизни на Земле, предоставлять им возможность осваивать информацию в доступной форме (привлекать художественную литературу, иллюстрации, наглядные пособия, организовывать экскурсии в лес, парк);
- обеспечивать условия для развития экологического сознания;
- знакомить с различиями живого и неживого;
- взаимодействие, взаимосвязь живых организмов в природе;
- проблемы загрязнения окружающей среды;
- формирование понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы.
Показателями экологической культуры дошкольников Николаева С.Н. называет экологическую образованность, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности. Субъективное отношение ребенка к природе - это:
- широта отношения к природе: отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одними животными и растениями (небольшая широта) или со многими (значительная широта субъективного отношения);
- доминантность отношения к природе: показывает отношение ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребенка, тем более оно доминантно;
- устойчивость отношения к природе: характеризует стабиль-ность субъективного отношения ребенка к объектам природы во времени (отношение к природе остается доминантным на протяжении длительного времени – высокая устойчивость);
- осознанность отношения к природе: выражает степень осознанности ребенком своей привязанности к объектам природы;
- интенсивность отношения к природе: характеризует различную силу появления отношения ребенка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком (низкий уровень интенсивности), другой старается собрать о нем информацию, третий старается его вырастить (высокий уровень интенсивности).
Так как основным понятием экологического образования дошкольников являются первоосновы экологических знаний, диагностику экологической воспитанности необходимо проводить не только в направлении форми-рования экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и в направлении формирования экологических знаний в качестве критериев (по Соломенниковой О.):
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания о временах года.
Требования отбора игр для экологического образования дошкольников.
Далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содер-жанию. Следует знать требования, предъявляемые к отбору игр для экологического образования дошкольников:
1.Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2.Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
3.Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
4.Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
5.Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это поз-волит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Особенности экологической игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспита-ния экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Основные задачи педагога при использовании им экологической игры состоят в следующем:
- формирование системы знаний о природе;
- формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесо-образного поведения и деятельности в природе;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Педагог выбирает образовательную область программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранной образовательной области и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3. Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформи-рованности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка.
Классификация игр.
Для классификации экологических игр используются различные прин-ципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Творческие игры (приложение № 1):
- сюжетно-ролевые (приложение № 2);
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами (приложение № 3):
- дидактические (приложение № 4);
- подвижные (приложение № 5).
По тематическому распределению содержания:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий игры делятся на:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Уровень экологического развития дошкольников во многом опреде-ляется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью целесообразно:
- помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья», др.),
- организовывать конкурсы поделок из овощей («Осенние фантазии», «Что нам осень подарила» и др.),
- проводить консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, - проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме экологии,
- организовывать родительские собрания в нетрадиционной форме на экологические тем: викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Экскурсия в выходной день всей семьей» и т.д.).
Заключение
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Рыжова Н.А. отметила необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода, в том числе игры.
Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Таким образом, игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Список использованной литературы
1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Москва, 2009 г.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва, 2010 г.
3. Шорыгина Т.А. Путешествие в мир природы. Москва, 2015 г.
Требования экологического образования дошкольников.
Отдельные направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в «Аттестации и аккредита-ции дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологи-ческой культуры детей»), где закреплены такие требования:
- создавать условия для развития у детей биологических представлений для их самостоятельной деятельности по сохранению и улучшения окружающей среды;
- знакомить дошкольников с развитием жизни на Земле, предоставлять им возможность осваивать информацию в доступной форме (привлекать художественную литературу, иллюстрации, наглядные пособия, организовывать экскурсии в лес, парк);
- обеспечивать условия для развития экологического сознания;
- знакомить с различиями живого и неживого;
- взаимодействие, взаимосвязь живых организмов в природе;
- проблемы загрязнения окружающей среды;
- формирование понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы.
Показатели субъективного отношения ребенка к природе.
Показателями экологической культуры дошкольников Николаева С.Н. называет экологическую образованность, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности. Субъективное отношение ребенка к природе - это:
- широта отношения к природе: отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одними животными и растениями (небольшая широта) или со многими (значительная широта субъективного отношения);
- доминантность отношения к природе: показывает отношение ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребенка, тем более оно доминантно;
- устойчивость отношения к природе: характеризует стабиль-ность субъективного отношения ребенка к объектам природы во времени (отношение к природе остается доминантным на протяжении длительного времени –высокая устойчивость);
- осознанность отношения к природе: выражает степень осознанности ребенком своей привязанности к объектам природы;
- интенсивность отношения к природе: характеризует различную силу появления отношения ребенка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком (низкий уровень интенсивности), другой старается собрать о нем информацию, третий старается его вырастить (высокий уровень интенсивности).
Так как основным понятием экологического образования дошкольников являются первоосновы экологических знаний, диагностику экологической воспитанности необходимо проводить не только в направлении форми-рования экологически правильного отношения к природным явлениям и объ-ектам, но и в направлении формирования экологических знаний в качестве критериев (по Соломенниковой О.):
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания о временах года.
Требования отбора игр для экологического образования дошкольников.
Далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содер-жанию. Следует знать требования, предъявляемые к отбору игр для экологи-ческого образования дошкольников:
1.Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2.Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
3.Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
4.Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
5.Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологи-ческого образования дошкольников, необходимо прослеживать внутрен-нюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это поз-волит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Особенности экологической игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспита-ния экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Основные задачи педагога при использовании им экологической игры состоят в следующем:
- формирование системы знаний о природе;
- формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесо-образного поведения и деятельности в природе;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Педагог выбирает образовательную область программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранной образовательной области и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3. Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологичес-ких знаний по выбранной теме.
5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформи-рованности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности исполь-зования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка.
Классификация игр.
Для классификации экологических игр используются различные прин-ципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Творческие игры (приложение № 1):
- сюжетно-ролевые (приложение № 2);
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами (приложение № 3):
- дидактические (приложение № 4);
- подвижные (приложение № 5).
По тематическому распределению содержания:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий игры делятся на:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности.
Сведения о природе имеют большое значение в формировании начина-ний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологичес-кое направление, устремление, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание, воспроизведение экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает разви-тие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изме-нений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят дошкольников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего его мира.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Уровень экологического развития дошкольников во многом опреде-ляется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немало-важное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружаю-щей среды. С этой целью целесообразно:
- помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья», др.),
- организовывать конкурсы поделок из овощей («Осенние фантазии», «Что нам осень подарила» и др.),
- проводить консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, - проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме экологии.
- организовывать родительские собрания в нетрадиционной форме на экологические тем: викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Экскурсия в выходной день всей семьей» и т.д.).
Заключение.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологи-ческих представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Рыжова Н.А. отметила необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода, в том числе игры.
Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Таким образом, игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Список использованной литературы.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, 2-е издание, – М.: Просвещение, 1991.
2. Бобылёва Л. К природе с добротой // Дошкольное воспитание. –2010. –№2
3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение,1982.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – 14 с.
5. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск, 1979. - 250 с.
6. Гидрович С.Г., Сыроежкина И.М. Деловые игры. – М.: Педагогика, 1976.
7. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Сервис-школа, 2002.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, В.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб., 2000.
9. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
10. Молодцова Л.П. Нравственное экологическое воспитание старших дош-кольников. – Минск, 2001.
11. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: методический матери-ал для работы с родителями в дошкольном учреждении – М.: Новая школа. 1993.
12. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1999.
13. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Педагогика, 1992.
14. Усова Л.Т. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"
Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников Задачи: - Раскрыть связь понятий ...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...