Инновационный проект
проект (младшая группа)
Инновационный проект "Использование сказки в процессе развития нравственых качеств детей младшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_novyy-d.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Использование сказки в процессе развития
нравственных качеств
детей младшего дошкольного возраста
Срок реализации проекта:
сентябрь 2021 года - март 2022 года.
Разработчики проекта
воспитатель Болвачева А.А.
воспитатель Зайцева К.А.
г. Корсаков
2021
Оглавление
1. Обоснование актуальности инновационного проекта 3
2. Цель, задачи инновационного проекта, сроки реализации инновационного проекта. 3
3. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта 4
4. Механизм реализации проекта 4
5. Краткий анализ теоретических источников по проблематике инновационного проекта с указанием источников 5
6. Формы внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций 6
7. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки 7
8. Описание возможных рисков реализации проекта и мер по их устранению 7
9. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта 8
В.А. Сухомлинский
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения» - такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.
- Обоснование актуальности инновационного проекта
В настоящее время в современном обществе происходит размытие норм морали, духовности, реальных ценностей, которыми люди руководствуются в реальной жизни. В таких условиях всестороннее формирование у ребенка личностных ориентиров, взглядов на жизнь и нравственных ценностей очень затруднительно. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым.
Именно в дошкольном возрасте происходит возникновение и образование морального облика ребенка, у детей закладываются нормы нравственности, происходит становление социальных и общественных отношений, формируются первоначальные эстетические представления.
В ФГОС ДО отмечается, что сегодня процесс обучения и воспитания строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Для решения проблемы нравственного воспитания можно использовать сказки для работы с детьми, чтобы развивать в них нравственные качества, так как сказка по своей сущности вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Считается, что существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями. Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные.
Таким образом, данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание нравственных качеств на основе русских народных сказок.
- Цель, задачи инновационного проекта, сроки реализации инновационного проекта.
Цель - Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Задачи исследования:
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- познакомить с произведениями русского народного творчества (сказками);
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;
- приобщить родителей к активному участию в реализации проекта;
-помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;
- разработать комплекс занятий на основе сказки, способствующий развитию нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Сроки проведения: сентябрь 2021 года - март 2022 года.
- Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
- развить устойчивый интерес детей к сказкам;
- приобщить детей к художественному слову сказки;
- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
- развить устную речь;
- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.
- Механизм реализации проекта
Проект реализуется в три этапа. В целях обеспечения непрерывности формирования основных задач проекта, мероприятия каждого последующего этапа плавно интегрируются в предыдущий этап и строятся на ранее изученном(подготовленном) материале в предыдущем этапе.
1этап-подготовительный (вхождение в тему) | 2 этап-основной (продуктивный). Совместная деятельность с детьми и родителями | 3этап-заключительный (результативный) |
Период реализации-сентябрь-октябрь Цель: довести до участников проекта важность данной темы; создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности, спроектировать пути решения, составить план мероприятий. Подобрать художественную литературу, картотеку сказок, иллюстрированный и игровой-дидактический материал для детей, создать предметно-развивающую среду. | Период реализации-ноябрь-февраль. Цель: формировать интерес детей к сказкам. Формировать нравственные качества детей посредством прослушивания и анализа сказки. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми. | Период реализации-февраль - март. Цель: анализ результативности проекта-презентация результатов работы над проектом «Использование сказки в процессе развития нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста» -Оформление альбома «Мы любим сказки». -сюжетно-ролевые игры на тему «Наши любимые сказки» |
Формы реализации проекта:
Работа с детьми | Работа с родителями |
-организованная образовательная деятельность (чтение русских народных сказок, обсуждение характера героев русских сказок, их черты характера); -рассматривание рисунков, иллюстраций к сказкам; -дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, пальчиковые игры; - проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольный, пальчикового театра, и кукол бибабо; -просмотр мультиков, слушание сказок в аудиозаписи; -заучивание стихов и песен; -художественное творчество. | -донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда «Для вас, родители» -организация консультаций для родителей «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»; - выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»; -анкетирование родителей; - родительское собрание: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»; - памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения; -организация выставки детско-родительских художественных работ «Мой любимый сказочный герой». |
- Краткий анализ теоретических источников по проблематике инновационного проекта с указанием источников
Проблеме нравственного воспитания посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский.
В России многие педагоги указывали на важность использования в воспитательной работе с детьми народных сказок. Так, В. Г. Белинский утверждал, что дети стремятся к фантастике и вымыслу, поэтому в воспитательном процессе сказки играют огромную роль: ведь за внешней фантастичностью в них скрыт реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений.
Н. А. Добролюбов, другой известный русский литературный критик, имеющий собственный взгляд на проблемы педагогического воспитания, считал, что в сказках народ выражает свое отношение к жизни, к окружающему миру. Этот человек был уверен в том, что через сказки можно глубже понять психологию простого народа. Он хотел, чтобы «по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [1].
К. Д. Ушинский, по праву считающийся одним из величайших педагогов в истории России, включил сказки в разработанную им педагогическую систему. Он считал, что непосредственность и простота, свойственные фольклору, свойственны также и детям. Он писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Еще И. А. Ильин – известный русский педагог и философ – говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [7].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство с такой сферой народного творчества, как сказки, крайне необходимо вводить в каждый курс педагогического воспитания.
Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании.
- Формы внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций
Распространение и внедрение результатов инновационного проекта в массовую практику образовательных организаций будет осуществляться посредством следующих форм и способов:
- обобщение передовой педагогической практики в рамках методических объединений, работы региональных инновационных площадок Сахалинской области;
- проведение открытых мероприятий, мастер-классов, консультаций;
- размещение материалов на собственной странице педагогов-разработчиков проекта в сети Интернет, на сайте ДОУ в разделе «Методическая копилка»;
Эффективному внедрению данного проекта в практику образовательных организаций будет способствовать наличие разработанного методического «продукта», содержащего:
- пакет методического материала для организации работы по проекту, включающего методические рекомендации, тематический план работы с детьми и родителями, перспективный календарный план;
- сборник сказок, сборник сюжетно-ролевых игр, пословиц и поговорок, сценариев развлечений, физкультразминок, загадок и стихотворений;
- подборку ссылок на электронные издания сборников лучших практик педагогических работников в воспитании нравственных ценностей посредством сказки.
- Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта на момент подачи заявки
На начальном этапе в сентябре-октябре 2021 года был произведен поиск литературных произведений для детей, соответствующий их возрасту и теме исследования. До участников проекта была доведена важность темы проекта, проведено разъяснительное родительское собрание, затрагивающее принципиально важные аспекты проекта, предложены в помощь дидактические пособия, разработаны консультации для родителей для наилучшего внедрения инновационного проекта в деятельность детей в саду и дома. Разработана картотека сказок (см. Приложение 1) для детей и родителей, иллюстрированный игровой дидактический материал, создана предметно-развивающая среда, а также тематический план (см. Приложение 2) занятий на материале сказки для детей для младшего дошкольного возраста.
- Описание возможных рисков реализации проекта и мер по их устранению
Риски | Меры по минимизации рисков |
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта. |
|
Недостаточная готовность родителей, отсутствие системности подхода, не выполнение в домашних условиях рекомендаций педагогов |
|
Недостаточная развитость материальной базы и технического обеспечения ОУ |
|
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект имеет свое продолжение на всех ступенях обучения в ДОУ.Это значит, что постепенно объем информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения детей. Благодаря внедрению такого проекта дети учатся разбираться что такое хорошо и что такое плохо, в том,где добро и зло в сказке и жизни Сказка учит хорошим поступкам, дружбе, взаимопомощи, состраданию, любви и искренности, то есть является неотъемлемой частью жизни ребенка, обогащает духовно.
- Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Для реализации инновационного проекта в условиях современного образовательного учреждения, оснащенного средствами технического обеспечения, укомплектованного необходимыми элементами развивающей предметно-развивающей среды, игровым и дидактическим материалом, а также канцелярскими принадлежностями и предметами для декорирования и творчества, специальные финансовые затраты не требуются.
Смета расходов: на реализацию инновационного проекта.
Наименование | Количество, шт | Цена, руб | Стоимость |
Проектор мультимедийный | 1 | 25000 | 25000 |
Доска интерактивная | 1 | 47000 | 47000 |
МФУ С цветной печатью | 1 | 25700 | 25700 |
Стенд информационный | 1 | 8500 | 8500 |
Демонстрационный стеллаж | 1 | 8400 | 8400 |
ИТОГО: | 114600 |
Библиографический список
1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2018. – 479 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – Екатеринбург: Энциклопедические основы педагога, 2000. – 937 с.
4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1974. – 185 с
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2010. – 508 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / под ред. А.С. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
7. Колокольцева В.А. Технология социально-нравственного воспитания дошкольников: учебное пособие. – М.: Издательство Перо, 2019. – 128 с.
8. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Педагогика, 1971. – 280с.
Приложение 1
Картотека сказок с нравственным содержанием, соответствующая особенностям воспитания нравственных качеств для детей младшего дошкольного возраста
Название сказки | Нравственные качества |
«Зимовье зверей» | Дружба, ответственность |
«Бобовое зернышко» | Забота о близком, послушание |
«У страха глаза велики» | Не нужно быть трусливым, а нужно быть храбрым; высмеивание трусости |
«Крылатый, мохнатый да масляный» | Дружба, товарищество, справедливость, ценность труда, трудолюбие, как труд помогает решать сложные жизненные ситуации |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Наказ слушаться родителей и старших |
«Заяц-хвастун» | Воспитание у детей положительного и отрицательного эмоционального отношения. Формирование представлений о скромности, о том, как лучше вести себя в обществе |
«Маша и медведь» | Послушание |
«Гуси-лебеди» | Уважение и слушание старших, любовь, храбрость |
«Лисичка–сестричка и серый волк» | Простота, дружба, забота |
«Снегурочка» | Доброжелательность, сочувствие |
«Репка» | Воспитание у детей желания помогать ближним, доброты |
«Три поросенка» | Воспитывать уважение к трудолюбию и отрицательные чувства к праздности, лени |
«Теремок» | Дружба, взаимопомощь, доверие |
«Кот и петух» | Воспитание взаимовыручки, дружественных отношений, доброты |
«Поросенок Чуня» | Воспитание дружественных отношений, доброты, скромности |
«Колобок» | Воспитание недоверия к чужим |
«Курочка Ряба» | Воспитание доброты, уважения к старшим |
«Усатый-полосатый» | Воспитание послушания, доброты, бережного отношения |
«Кошкин дом» | Воспитание доброты, уважения к старшим, сопереживания |
«Сказка о глупом мышонке» | Воспитание послушания, доброты |
Приложение 2
Тематический план занятий на материале сказки для детей
для младшего дошкольного возраста
Октябрь | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Лепка «Пирожки для Машеньки» Рисование «Домик трех медведей» Аппликация «Репка» | |||
Беседы | «Что такая сказка, для чего детям сказки?», «Какие сказки мне рассказывают дома?», «Рядом с кем я живу?» | |||
Чтение художественной литературы | Русские народные сказки: «Три Медведя», «Репка», "Маша и медведь" | |||
Художественное творчество | Самостоятельная художественная деятельность: рисование ватными палочками «Зернышки для курочки Рябы» | |||
Игровая деятельность | С.Р. игра: «Семья», «Доктор Айболит», «Мама варит завтрак» Театрализованная игра по сказке «Теремок», Пальчиковая игра «Семья» Игры со строительным материалом «Гаражи для машин», Подвижные игры: «У медведя во бору», «Пауки и мухи», «Мы -листочки» | |||
Наблюдения | За транспортом, прохожими людьми, работой дворника, природными явлениями, за животными, птицами | |||
Работа с родителями | Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Что такое хорошо, и что такое плохо» | |||
Ноябрь | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Лепка" Колобок", "Подарок щенку/котенку", Рисование "Осенний ковер из листьев", "Грибочки", Лепка"Яблоки и ягодки на блюдечке" | |||
Беседы | "Что такое хорошо и что такое плохо" | |||
Чтение художественной литературы | "Кот и Петух", "Теремок","У страха глаза велики" | |||
Художественное творчество | Самостоятельное художественное творчество -рисование домик для Поросенка | |||
Игровая деятельность | С/р игра: "Мама идет в гости", "Магазин-продавец продуктов", "Дочки-матери" Д/игры "Чьи вещи", "Расставь человечков по росту" | |||
Музыкальная деятельность | "Новая кукла" П.И. Чайковский | |||
Работа с родителями | Консультация "О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка" | |||
Декабрь | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Лепка "Морковка для Зайчика", Рисование "Красивые снежинки", Аппликация "Цветные фонарики" | |||
Беседы | "Как мама и папа заботятся о тебе", "С кем я живу", "Скоро Новый Год" | |||
Чтение художественной литературы | "Снегурочка", "Заяц-хвастун", "Бобовое зернышко" | |||
Художественное творчество | Аппликация "Украсим елку огоньками" | |||
Игровая деятельность | С/Р игра "Готовим обед для мамы и папы", "Одеваем куклу Машу на прогулку" Игра -драматизация по русской -народной сказке "Репка" Подвижные игры "Сова и птички", "День и ночь" | |||
Музыкальная деятельность | "Новая кукла" П.И. Чайковский | |||
Январь | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Лепка "Елочка", аппликация "Новогодняя игрушка", рисование" Падает снег" | |||
Беседы | "Как я с семьей провел Новый год", "Как помочь птичкам зимой" | |||
Чтение художественной литературы | "Зимовье зверей", "Теремок", "Гуси-лебеди" | |||
Художественное творчество | Рисование с помощью губки "Новогодний салют" | |||
Игровая деятельность | С/р игра «Больничка», «Магазин», «Едем на автобусе», Театрализованная игра «Теремок», Пальчиковая игра «Семья», «Сорока-ворона». Игры со строительным материалом "Мост через реку" Подвижные игры "Зайка серенький сидит", хороводная игра "Колпачок" | |||
Музыкальная деятельность | Прослушивание песни «В лесу родилась елочка» Кудашева, Бекман | |||
Работа с родителями | Консультация "Сказкотерапия в жизни дошкольников" | |||
Февраль | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Лепка «Снеговик», Рисование «Открытка папе», Аппликация «Белый мишка» | |||
Беседы | "Сказки о зиме» | |||
Чтение художественной литературы | «Лиса и волк», «Мороз и заяц», «Госпожа Метелица» | |||
Художественное творчество | «Животные из шишек и пластилина» | |||
Игровая деятельность | С/р «Пришли гости», «Поход в зоопарк». Театрализованная игра «варя-повариха». Пальчиковая игра «Ладушки», «Семья». Настольные игры « Бусы для елочки», «Найди животным их детенышей». Игры со строительным материалом «Кроватка для куклы» | |||
Музыкальная деятельность | Слушание «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина | |||
Работа с родителями | Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка», выставка открыток ко Дню Защитника Отечества для пап. | |||
Март | ||||
Разделы работ | Основное содержание | |||
Образовательная деятельность | Аппликация «Открытка маме», Рисование «Украсим Варе сарафан» Лепка «Пирог любимой бабушке» | |||
Беседы | Беседа по фотографиям «Женщины нашей семьи», Беседа «Не открывать дверь незнакомым на примере «Волк и семеро козлят» | |||
Чтение художественной литературы | «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Горшочек каши» | |||
Художественное творчество | Лепка из соленого теста «Прянички» | |||
Игровая деятельность | С/р игры «Детский сад», «Дочки-матери». Дидактические игры и упражнения » Одень куклу Машу на прогулку», «На чем люди ездят», «Назови ласково»; Театрализованная деятельность « Три медведя» Игры со строительны материалом «Детский парк» | |||
Музыкальная деятельность | «Мамино сердце» Брейтбург, сл.Мельни | |||
Работа с родителями | Утренник «Нашим мамочкам», Консультация для родителей «Нужен ли дневной сон» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.
Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...
Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)
« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...
Инновационный проект: «Инновационные приемы обучения к чтению детей с раннего возраста (по методике Домана – Маниченко)»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096199","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23096201","attributes":{"alt...
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...