Консультация «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»
консультация

Консультация «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kons_formir_pdd_cherez_igru.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 22"
городского округа город Салават Республики Башкортостан

Консультация

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

                                                                   Подготовила:

                                                                                       воспитатель Жонина О.К.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, потому что элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части могут привести к беде. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому необходимо как можно раньше учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения, правильнее это сделать посредством игры, в силу возрастных особенностей дошкольников.

Игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении ведётся через понятные детям конкретного возраста игровые взаимодействия.

Раскрытие темы ПДД посредством игры позволяет реализовывать следующие задачи:

  • освоение понятий, связанных с ПДД 

(в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);

  • формирование навыка пересекать проезжую часть, опираясь на знания о значении сигналов светофора 

(в младших группах дети знакомятся с принципом работы светофора, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по сигналу светофора);

  • получение и систематизация знаний об основных видах транспорта;
  • развитие внимания, памяти 

(игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД);

  • расширение кругозора 

(например, тема светофор представлена в играх для каждой возрастной категории, но год от года эта тема «обрастает» деталями, дополнениями);

  • развитие речи 

(если в младшем дошкольном возрасте ребята отвечают на вопросы в игровых ситуациях отдельными словами, словосочетаниями, то в средней группе дети учатся составлять полные предложения, а в старшей и подготовительной — сочинять целые монологические высказывания, раскрывающие тот или иной аспект темы);

  • воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначены требования к их организации.

  1. Поощрение инициативы.

В реализации этого требования как раз и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели проявить интеллектуальную и физическую активность.

  1. Доступность. 

Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. 

  1. Динамичность.

Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту детей.

  1. Наглядность.

Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, презентации, просмотр видео — основа любого вида деятельности, в том числе и игр.

  1. Положительный эмоциональный настрой.

Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.

  1. Общая цель.

Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре, усваивают правила дорожного движения.

  1. Самостоятельность.

На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.

  1. Индивидуализация игровой деятельности.

Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.

  1. Положительная оценка. 

Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу.

  1. Повторение — мать учения.

Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.

Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры.

Каждый вид игры соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.

Дидактические игры используются:

  • при ознакомлении с новым материалом 

(к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп дорожных знаков — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);

  • при практическом применении знаний, умений и навыков 

(например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазлы, в которых одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).

Перечислим несколько дидактических игр разных видов по теме ПДД.

Это игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток» и т.д.

Сенсорная игра «Почини машинку» (первая младшая группа). Детям предлагаются картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера. Дети собирают машинки, подбирая колёса по размеру и цвету.

Логическая игра «Четвёртый лишний» (вторая младшая группа)

Например:

-Кто не является участником дорожного движения: грузовик, дом, «Скорая помощь», снегоуборочная машина?

-Какой «глаз» светофора лишний: зелёный, синий, красный, жёлтый?

Словесная игра «Закончи предложение» (средняя группа).

Ребёнок ловит брошенный педагогом мяч и заканчивает начатое предложение: «Переходя дорогу на зелёный свет, сначала нужно посмотреть налево, а потом- направо».

Игра «Это дорожный знак…»

В этой игре мы учим соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. Перед детьми лежат изображения дорожных знаков. Педагог читает загадки о дорожных знаках, тот ребёнок у кого есть этот знак, называет его и ставит фишку на соответствующую карточку.

Например:

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Игра «Что будет, если…» 

Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

Существует большой выбор настольно-печатных игр, например:

Игра «Собери знак». Дети делятся на команды. Каждая команда получает конверт с пазлами дорожных знаков, которые надо собрать. За каждый собранный знак команда получает по фишке. Дополнительные очки приносит рассказ о значении знака.

Игры «Домино со знаками дорожного движения», «Лото по ПДД».

Игра-ходилка по ПДД «Дорога безопасности».

Для этой игры необходимо игровое поле со знаками дорожного движения, фишки. Дети по очереди бросают кубик, шагают вперед на выпавшее количество шагов. Попав на знак дорожного движения, игрок должен рассказать, что означает данный знак.

Дидактические игры по формированию знаний по ПДД можно не только находить в специальной литературе, но и также придумывать самим.

Следующий вид игр, это -сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, как в дидактической или подвижной играх.

Известно, что отличительным признаком такого вида игр является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». При проведении этой игры в старшей группе дети-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, готовятся заранее к своим остановкам и т.д.

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы». Перед игрой воспитатель рассказывает детям об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков. Готовятся соответствующие атрибуты, как и для любой сюжетно-ролевой игры. Детям предлагается игровая ситуация: надо отправиться на экскурсию по городу. Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры». До игры воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле. Создаёт проблемную ситуацию: детей пригласили в музей. Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения». До игры воспитатель рассказывает детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах. Знакомит со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы). Создаёт проблемную ситуацию: на вызов едет пожарная машина. Задача детей: организовать движение других транспортных средств

Следующий вид игр -подвижные игры.

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

Этот вид деятельности используется при проведении НОД, на прогулках, при организации развлекательных мероприятий.

Подвижная игра "Цветные автомобили" (младший дошкольный возраст)

По краям площадки располагаются дети с цветными кружками-рулями в руках. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие руль такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая руль в разные стороны. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно несколько флажков.

Подвижная игра "Машины" (младший дошкольный возраст)

Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль" (младший дошкольный возраст). Целью которой является научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Подвижная игра "Трамвай" (младший дошкольный возраст)

Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих;

Подвижная игра «Весёлые светофорчики» (средняя группа).

Цель: повторить значение и порядок сигналов светофора; отрабатывать умение оперативно реагировать на ситуацию. Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку воспитанники начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный — красный

Подвижная игра «Бегущий светофор».

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться.

Игра-эстафета «Автобусы».

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Подвижная игра «Повороты»

Дети строятся лицом к воспитателю. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Правила игры: если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Значение театрализованных игр в воспитании и обучении дошкольников очень велико, поэтому использовать их в работе по ознакомлению детей с ПДД очень целесообразно.

Для этого можно использовать различные виды театра, воспитательные возможности которых широки. Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения, а также способствует:

- сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка,

- помогает решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на дороге.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Для осуществления театрализованной деятельности по данной теме в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками.

Виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.

Для организации и осуществления театрализованной деятельности необходимы атрибуты, материалы, пособия: полумаски, костюмы, макеты улиц, дидактические игры, настольные обучающие игры, напольные дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения, начиная со старшей группы, можно и нужно использовать следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. При формировании представлений о ПДД можно использовать импровизации – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.

Пример театрализованных игр:

 «Сказка на дорожный лад», «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола», «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено» и др

 

Следующий вид игр- пальчиковые игры по ПДД.

Цель проведения пальчиковых игр состоит:

  • в отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших — для подготовки руки к письму);
  • в развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей
  • в расширении и обогащении словарного запаса детей по теме.

Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.

«Машины». 
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Би-би-би - гудит машина.

Тук-тук-тук - мотор стучит. (Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.)

Едем, едем, едем, едем,- (Хлопать в ладошки.)

Шины трутся о дорогу, (Топать ногами.)

Шу-шу-шу - они шуршат. (Потирать ладошками.)

Быстро крутятся колёса. (Выполнять «моталочку».)

 Та-та-та, - они спешат.

Постовой».
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Игры, формирующие представления о ПДД, занимают особое место в образовательном процессе детского сада. С помощью игры, дети получают важные знания, умения и навыки, связанные с безопасным поведением на дороге. Ведь воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Игровые ситуации позволяют обеспечить максимальное усвоение информации, необходимой детям, как полноправным участникам дорожного движения, и подготавливают их к самостоятельному передвижению по улицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа светофорных наук или Новые приключения Буратино" Сценарий театрализованного представления по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ

Я предлагаю Вашему вниманию сценарий театрализованного действия по изучению основных правил дорожного движения. Дети через персонажей сказки "Приключения Буратино" закрепляют знания правил перехода че...

Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста. ДатаМероприятиеПрограммное...

Сценарий- представление по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Зеленый огонек»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК...

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле о...

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций»

laquo;Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использованияигровых обучающих ситуаций»...

Консультация для педагогов «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей посредством игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это, огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, по...