Консультация: "Первые шаги в мир профессий".
консультация

Эта консультация знакомит воспитателей с последовательностью ознакомления детей с трудом взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ranney_proforientatsii.docx279.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 

 

 

 

 

 

 

 Консультация

"Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации. Первые шаги в мир профессий".

https://u15.edu35.ru/images/2021/4.jpg

Подготовила

старший воспитатель:

А.И. Лядова 

 

  

 

 

 

г. Саров

 2022 г.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.

Профориентация дошкольников – это одно из направлений в педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

Профориентация воспитанников одна из направлений работы детского сада.

На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Для работы с дошкольниками по ранней профориентации  необходимо эффективно развивать у детей представления о разнообразии существующих профессий и их ценности.

Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Для реализации цели решаем задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в детском саду:

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственная образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная деятельность детей.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно - игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов), «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие.

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно использовать такие традиционные методы обучения и воспитания, как:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.

Направления.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

1.Приближение детей к труду взрослых  – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

2Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

В ранней профориентации дошкольников используются современные образовательные технологии.

1. Игровые технологии.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:

-имитируются производственные сюжеты, ситуации,

-профессиональная социальная среда,

-модели профессионального поведения,

-модели межличностных профессиональных отношений.

Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.

Дети играя в настольно-печатные игры такие, как:

Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.

«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр идет закрепление знаний детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Словесные игры.

«Кто больше знает профессий».

С помощью данной игры мы учим детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

«Кто что делает?», целью игры является: научить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

«Угадай профессию по описанию», цель игры: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу лекарство, белый халат, градусник).

«Кто какой, какая?», цель игры: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

«Назови, что лишние», цель игры: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет и другие.

 Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии"«Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».

2. Проектная деятельность.

Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в старшей группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?».

3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.

В ходе организациидежурства по столовой, в уголке в природы,  ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.

Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.

В педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий широко используются презентации. Их условно можно разделить на две группы:

виртуальные экскурсии: например, такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;

-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.

В старшей и подготовительной группах можно проводить с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».

Можно показать детям короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.

Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Литература:

  1. Антипенская К.А. «Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с разными профессиями».
  2. Голова Н.М. «Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5- 6 лет с разными профессиями».
  3.  Дятлова Т.В., Волобуева Е.В. «Ознакомление с трудом взрослых как одна из ступеней социализации дошкольников на современном этапе реализации ФГОС ДО».
  4. Ключникова Е.В., Проскурина Н.Е. «Мы в профессии играем».
  5.  Кунашкова Е.А., Агаркова И.Н. «Формирование представлений о мире труда и профессий у детей дошкольного возраста».
  6. Свежинцева И.А., Коноваленко Ю.В. «Виртуальные экскурсии как метод ранней профориентации дошкольников».
  7.  Хожайнова Е.И., Овод С.Ф. «Все профессии нужны! Все профессии важны!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Первые шаги к творчеству"

Консультация для родителей с целью повышения компетентности по  вопросам развития изобразительного творчества дошкольников...

Консультация. "Первые шаги в рисовании".

"Первые шаги в рисовании"....

Консультация "Первые шаги детей в изобразительной деятельности"

Помощь родителям в воспитании у детей навыков изобразительной деятельности....

Консультация "Первые шаги в ТРИЗ"

Консультация для родителей...

Консультация "Первые шаги в математику"

Актуальность :Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрас...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...