Консультация: "Первые шаги в мир профессий".
консультация
Эта консультация знакомит воспитателей с последовательностью ознакомления детей с трудом взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_ranney_proforientatsii.docx | 279.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
Консультация
"Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации. Первые шаги в мир профессий".
Подготовила
старший воспитатель:
А.И. Лядова
г. Саров
2022 г.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.
Профориентация дошкольников – это одно из направлений в педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
Профориентация воспитанников одна из направлений работы детского сада.
На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
Для работы с дошкольниками по ранней профориентации необходимо эффективно развивать у детей представления о разнообразии существующих профессий и их ценности.
Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Для реализации цели решаем задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в детском саду:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственная образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная деятельность детей.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно - игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов), «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие.
В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно использовать такие традиционные методы обучения и воспитания, как:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.
Направления.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
1.Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
В ранней профориентации дошкольников используются современные образовательные технологии.
1. Игровые технологии.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.).
Сюжетно-ролевые игры.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:
-имитируются производственные сюжеты, ситуации,
-профессиональная социальная среда,
-модели профессионального поведения,
-модели межличностных профессиональных отношений.
Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».
Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.
Дети играя в настольно-печатные игры такие, как:
Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.
«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр идет закрепление знаний детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Словесные игры.
«Кто больше знает профессий».
С помощью данной игры мы учим детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
«Кто что делает?», целью игры является: научить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
«Угадай профессию по описанию», цель игры: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу лекарство, белый халат, градусник).
«Кто какой, какая?», цель игры: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
«Назови, что лишние», цель игры: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет и другие.
Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».
2. Проектная деятельность.
Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в старшей группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?».
3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.
В ходе организациидежурства по столовой, в уголке в природы, ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.
Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.
В педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий широко используются презентации. Их условно можно разделить на две группы:
- виртуальные экскурсии: например, такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;
-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.
В старшей и подготовительной группах можно проводить с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».
Можно показать детям короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.
Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Литература:
- Антипенская К.А. «Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с разными профессиями».
- Голова Н.М. «Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5- 6 лет с разными профессиями».
- Дятлова Т.В., Волобуева Е.В. «Ознакомление с трудом взрослых как одна из ступеней социализации дошкольников на современном этапе реализации ФГОС ДО».
- Ключникова Е.В., Проскурина Н.Е. «Мы в профессии играем».
- Кунашкова Е.А., Агаркова И.Н. «Формирование представлений о мире труда и профессий у детей дошкольного возраста».
- Свежинцева И.А., Коноваленко Ю.В. «Виртуальные экскурсии как метод ранней профориентации дошкольников».
- Хожайнова Е.И., Овод С.Ф. «Все профессии нужны! Все профессии важны!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Первые шаги к творчеству"
Консультация для родителей с целью повышения компетентности по вопросам развития изобразительного творчества дошкольников...
Консультация. "Первые шаги в рисовании".
"Первые шаги в рисовании"....
Консультация "Первые шаги детей в изобразительной деятельности"
Помощь родителям в воспитании у детей навыков изобразительной деятельности....
Консультация "Первые шаги в ТРИЗ"
Консультация для родителей...
Консультация "Первые шаги в математику"
Актуальность :Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрас...
консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...