консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кыкина Елена Николаевна

«Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

     

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

     

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является социальной проблемой общества, неотделимой от ребёнка с ранних лет жизни. Современный ребенок рано включаются в экономическую жизнь семьи, участвует в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем

   Не секрет, что финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а это большое упущение, человек, умеющий управлять своими финансами уверен в своем будущем, поэтому наши дети должны быть в курсе, того как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» (для дошкольников), разработчик Крючкова Н.А. в помощь для воспитанников на пороге школьной жизни. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия денежных средств, использование сбережений. Оттого, что желание детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Необходимо подвести детей к пониманию ограниченности денежных средств, что всегда приходится выбирать. На что их потратить, как правильно осуществить свой выбор. В целях глубокого изучения вопроса обучения старших дошкольников финансово – экономической грамотности в нашей группе реализуется педагогический проект «Финансовая грамотность уже в детском саду».

 В качестве средства формирования основ экономической культуры можно использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

  Чтение и совместный с детьми анализ художественной литературы, обучающей детей основам экономики-

  • русские народные сказки и потешки: «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Сорока-белобока», -авторские сказки и стихи: К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», В.Катаев «Цветик-семицветик» А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ш.Перро «Кот в сапогах».  
  •  Использование раскраски, рисование денежных купюр и монет; фантазии на тему «деньги из прошлого», «деньги в будущем»
  •  Игры сюжетно-ролевые «Магазин», «Супермаркет» и т.д.
  •   Посмотр разнообразных видео и презентаций, используя мультимедийное устройство: «В гостях у сказок» ,«Деньги прошлого, настоящего и будущего»  Дети узнают историю денег, как правильно планировать свои расходы, как копить деньги, что такое кредитная карта, что такое валюта и т.д.
  • Экскурсия в бухгалтерию детского сада, где бухгалтера могут рассказать о происхождении денег, где хранятся деньги и зачем нужны бухгалтера.

Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентировании на совместную деятельность всех участников образовательного процесса. Экономическое воспитание дошкольников невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Можно определить некоторые направленности совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

- организация семейных игры, «круглых столов», в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Как вариант такой совместной деятельности, можно создать музей денег; поиграть с детьми в «Брейн-ринг»

      Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

 Можно продолжить  поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности. Результатом послужит расширение кругозора ребенка. Поможет его нравственному становлению, дети приобретут навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, это не только расширит экономический кругозор дошкольника, но и даст представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономить: поможем ребенку осознать, что достичь экономических благ можно лишь трудом.

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

  • Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

  • Деньги любят счет. 

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

  • Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

  • Не все покупается. 

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

  • Финансы – это интересно и увлекательно
  • Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

  • Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

  • Игра « Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

  • Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

  • Игра Услуги и товары

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

  • Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

  • Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

  • Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

  • Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...