Инновационные методы работы с родителями дошкольников
консультация (средняя группа)

Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Какзаинтересовать родителей в совместной работе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 Автор: Голубятникова Е.В.

 

     

 

 

 

2020

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

        Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение  в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

       Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

 На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с  воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ. 

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи.   Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

         Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.  

         Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.  

Наглядно-информационное направление включает в себя: 

 Родительские  уголки,  папки – передвижки;  семейный и групповые альбомы;  библиотека – передвижка, фотомонтаж;  фотовыставки;  семейный вернисаж.

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

  Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей  любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде». 

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.   

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.  

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в  детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество. 

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ

Методическая работа. Передовой педагогический опыт в детском саду с родителями....

Итоговое родительское собрание в средней группе . Инновационные методы работы с родителями.

В конце учебного года и педагогам, и родителям наступает время подвести итоги. С другой стороны, всем хочется получить заряд позитива и бодрости перед наступающим летом. Это родительское собрание не я...

Инновационные методы работы с родителями.

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том , что за воспитание детей несут ответственность родители, а все социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

инновационные методы работы с родителями.

в данной работе опираясь на собственный опыт описаны  инновационные формы работы психолога с родителями, которые дают положительную динамику!...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

Мультипликация как инновационный метод работы со старшими дошкольниками.

Развитие интереса родителей к теме видеофильма, желания вместе с детьми больше об этом узнать, отразить свои впечатления в совместной с детьми поделке, рисунке, коллаже....