Важность артикуляционной гимнастики в развитии произносительной стороны речи детей 3 – 4 лет.
консультация (средняя группа)

Пугачёва Лариса Анатольевна

Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_art.gimnastiki.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация в рамках ГМО воспитателей групп детей 3 – 4 лет.

 Важность артикуляционной гимнастики в развитии произносительной стороны речи детей 3 – 4 лет.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

С другой стороны, практика показывает неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Исследования в массовых садах показывают, что в старших и подготовительных к школе группах от 50 до 70% детей имеют отклонения в речевом развитии. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети со стертой дизартрией нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. К признакам дизартрии относятся:

  • при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или замедленный, но в обоих случаях непонятный.

        При стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной.

– Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.;

– Психолого-педагогический аспект, осуществляется дефектологами, психологами, воспитателями, родителями.

– Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Как инновационную технологию для работы с детьми с нарушениями речи советую воспитателям использовать рекомендации замечательного автора Ольги Игоревны Крупенчук (учитель-логопед речевого центра Санкт-Петербурга, победитель многих конкурсов, автор книг по логопедии). Преимущества работы с ложками: 

  • Ложки есть у всех
  • С ложкой связаны приятные ассоциации
  • Дети умеют обращаться с ложкой.
  • Ложки можно просто помыть
  • Массаж ложками можно проводить в подгруппах
  • Движения массажа достаточно просты, ребенок легко с ними справляется
  • Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и не сделает себе больно

Кроме этого:

  • Ребёнок легко усваивает названия частей лица
  • Массаж  помогает в практическом усвоении предлогов
  • Можно использовать разную температуру для расслабляющего и стимулирующего эффекта 
  • Массаж ложками будет служить хорошей подготовкой к зондовому массажу

Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которых является артикуляционная гимнастика.

Елена Филипповна Архипова (д-р пед. наук, профессор МПГУниверситета), предлагает авторскую методику проведения артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой и биоэнергопластикой.

Функциональная нагрузка - стандартная нагрузка (дозированная или с максимальным напряжением) на орган, систему или организм в целом, предназначенная для оценки их состояния и функциональных возможностей, а также для выявления скрытых изменений.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия - это энергия, которая находится внутри человека.

Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это человек, сила и пластичные движения.

 Дети с огромным удовольствием включаются в процесс обучения, сами придумывают движения при показе упражнения. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губа. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.

Итог:

  • Логопедический массаж является одним из наиболее  действенных способов коррекции речевых расстройств, так как механическое воздействие изменяет состояние мышц.
  • Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы речевого аппарата, способствует развитию силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка, способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук, развитию памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи, формированию умения действовать по словесной инструкции.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.

Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.

Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика».

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика». Цель: развитие произносительной стороны речи у дошкольников. Интеграция образовательных...

"УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ" СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР и РАС (часть I)

Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

"УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ" СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР и РАС (часть II)

Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...