Статья из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»
статья (младшая группа)
Опыт работы
"Формирование элементраных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру с цветными палочками Кюизенера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
«Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»
Подготовила: Баймуратова Язиля Минибаевна, воспитатель МАДОУ «Буратино».
Введение.
Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений в этой области является формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного и школьного возраста.
Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений актуально применение игровой технологии «Палочки Кюизенера».
Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Исходя из целей, сформулированы основные задачи исследования:
- осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера»;
- реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера»;
- проводить педагогическую диагностику по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и осуществлять коррекционную деятельность посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера».
Основная часть.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты;
- воссоздание и преобразование;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).
Игровая технология "Палочки Кюизенера" – эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.
«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. «Палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать множество задач.
Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с переходом как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Цвет и величина палочек, специально подобранная, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий. Они возникают в сознании ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. С помощью палочек дети легко осваивают понятие больше-меньше, делят целое на части, измеряют объекты и т.п.
Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.
Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Были изготовлены пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Составлены серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы. Математическое содержание работы я направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого я вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.
В работе с родителями я использую различные формы работы:
- информационные стенды для родителей;
- консультации;
- выставка литературы по формированию элементарных математических представлений;
- проектная деятельность.
Таким образом, данная система работы оказывает системное и
комплексное воздействие на формирование элементарных математических
представлений у детей младшего дошкольного возраста, а также будет
полезна педагогам, работающим с детьми.
Заключение.
При помощи палочек Кюизенера создаю эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка, которая соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде
Палочки Кюизенера имеют высокий образовательный и развивающий потенциал.
В ходе проведения занятий я убедилась, что палочки Кюизенера помогает детям воплощать все свои задумки, фантазировать, они с интересом работают, радуются конечному результату не только в свободной игре, но и на организованных педагогом занятиях.
Применение палочек Кюизенера на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.
Литература:
- Кадырова А. Ф. Психолого-педагогическое обоснование развития математических способностей дошкольников.;
- Федаева Н. К. «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы»;
- Петрова В. Ф. «Методика математического образования детей дошкольного возраста»;
- Бим-Бад, Б.М. Моделирование Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия;
- Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...
Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе с палочками Кюизенера.
Формировать умение составлять простейшую геометрическую фигуру из палочек Кюизенера на плоскости стола....
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...