Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки" (авторская разработка)
рабочая программа (младшая группа)
Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки"
Возраст воспитанников: дети 3 - 4 лет
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи. Ожидаемый результат
3. Методическое обеспечение
4. Перспективно-тематический план работы кружка
5. Список используемой литературы
Пояснительная записка
"Сказка ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок!"
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, уникален и неповторим. Сказки для детей младшего возраста просты по своему содержанию, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад № 61»
Рабочая программа кружка
второй младшей группы
Театральная студия
«В гостях у сказки»
Возраст воспитанников: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год
Воспитатель:
Матушевская Эльвира Геннадьевна
Находка, 2022
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы
Руководитель кружка: Матушевская Эльвира Геннадьевна
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи. Ожидаемый результат.
3. Методическое обеспечение.
4. Перспективно-тематический план работы кружка.
5. Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, уникален и неповторим. Сказки для детей младшего дошкольного возраста просты по своему содержанию, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Сказка служит наилучшим материалом для игр-инсценировок. Играя, ребёнок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие – ребёнок всегда хочет взять на себя роль положительного героя.
Первыми игрушками, с которыми ребёнок говорит о радостных и грустных событиях, являются куклы и мягкие игрушки. Сказочная история опосредованно, без явного морализма намекает ребёнку, как правильно вести себя в социуме. Театральные куклы волшебным образом помогают строить доверительные и открытые отношения ребёнка и взрослого, способны оказывать коррекционное воздействие (в педагогике и психологии называется технологией куклотерапия), что так актуально в адаптационный период в детском саду для младших дошкольников, соответствует этапам развития эмоциональной сферы младших дошкольников, а именно формирование и развитие эстетических (эмоциональное отношение к героическому, комическому, безобразному и прекрасному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества) и интеллектуальных (любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора) чувств.
Театр, театрализованное действие – это, прежде всего, важное психотерапевтическое средство, средство эмоционально-эстетического воспитания. Театральная деятельность в младшем дошкольном возрасте представлена в виде театральных игр и инсценировок, направлена на формирование у детей способности с интересом слушать и понимать смысл сказок, что тесно и неразрывно связано с социально-эмоциональным развитием детей. Ведь для того, чтобы понять, осознать смысл сказки, сыграть какую-либо роль в сценке надо понять и передать чувства и эмоции героев театрализованного представления. Поэтому первой ступенью театрального кружка является блок по формированию и развитию социально-эмоционального и коммуникативного развития «Школа этикета», включающий в себя не только развитие эмоционального этикета, но и освоение детьми правилами общей культуры и правилами поведения в обществе. В основе заложены разделы «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «»Социальные навыки», так необходимые для воспитания гармонично развитой творческой личности с социально активной жизненной позицией в обществе, обладающей актёрскими способностями. Второй блок программы посвящён непосредственно раскрытию актёрских способностей и театральному искусству, где знакомство со сказкой происходит в три этапа: слушание сказки, совместное с воспитателем рассказывание сказки, показ сказки. Каждое мероприятие по театрализованной деятельности имеет свои задачи: воспитательные, развивающие, обучающие. При знакомстве со сказкой и её осмыслении происходит развитие слухового восприятия, зрительного внимания, мышления, мелкой моторики, двигательной и тактильной памяти, воображения. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, упражняются в мимических гимнастиках, активно развивается речь при рассказывании и показе сказок. Кроме того в программе учтён раздел «Театральная мастерская», где дети знакомятся с разнообразием театральных кукол и способами их изготовления, развивают игровой опыт и актерский талант в искусстве «оживления» театральных игрушек.
Ребёнок уже способен переносить полученные знания в повседневную жизнь, что помогает ему регулировать своё поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления, что хорошо, а что плохо.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и просвещение в области театрально-эстетического искусства. С развитием речи происходит развитие мышления. Слова для ребёнка уже носят обобщающий характер. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.
Театральная деятельность тесно переплетается со всеми со всеми видами деятельности ребёнка в детском саду: утренней гимнастикой, приёмом пищи, игровой деятельностью в разных режимных моментах, занятиями, прогулками, подготовками ко сну, гимнастикой пробуждения, утренниками и развлечениями.
Идея программы по активизации театрализованной деятельности детей в детском саду достигается через приобщение детей к разнообразным видам театрализованной деятельности. В программе подчёркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребёнка, учитывая его интересы, желания и способности.
Программа придерживается различных форм организации театрализованной деятельности: специально организованная, в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельно игровая деятельность при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребёнок активно включался в театральную деятельность, эмоционально откликался на поступки и облик героев театральных постановок, развивал желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных персонажей.
Важным является процесс переживания, воплощения и как итог – артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт хорошее настроение, однако театральная деятельность не рассматривается как развлекательное развлечение. Его воспитательное значение намного шире.
Дошкольный возраст – это период у ребёнка формирования характера, эстетического вкуса, определение интересов и отношения к окружающему миру. Очень важно показать ребёнку пример и ценность дружбы, формировать такие личностные качества человека, как справедливость, отзывчивость, храбрость и т. д.
Театр располагает большими возможностями, воздействуя комплексно на личностное развитие детей. Театральная деятельность расширяет кругозор детей, яркие впечатления надолго оставляют след в памяти детей надолго. Они делятся впечатлениями друг с другом, рассказывают о театральной деятельности родителям и такие разговоры способствуют развитию речи детей и учатся эмоционально выражать свои чувства.
Цели и задачи. Ожидаемый результат.
Цели: воспитание любви к театру, эстетического вкуса, развитие творческой самостоятельности при передаче творческого образа, обогащение жизни детей яркими впечатлениями.
Программа составлена на младший дошкольный возраст.
В программе выделены следующие задачи:
- воспитательные: способствование развитию эмоциональности и эмоционального отклика, чувства эмпатии, коммуникативных способностей, активно задействованных в театральном искусстве;
- развивающие: развитие словотворчества и выразительности речи;
- образовательные: знакомство с театрально-эстетическим искусством, развитие артистизма, навыков сценических воплощений в играх-инсценировках и драматизациях, формирование и развитие навыков кукловождения.
Организация театральной деятельности
Театральные занятия проводятся 2 раза в неделю во 2 половине дня в культурных практиках, из них 1 занятие из «Школы этикета».
Задачи театральной деятельности:
- развивать творческий потенциал ребёнка, знакомить его с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;
- последовательно знакомить детей с театральным искусством через эстетическое восприятие;
- приобщать детей к театрально-эстетической культуре, знакомить с принципом работы театра и его внутренним содержанием;
- развивать выразительность речи, используя все вербальные (интонация, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, позы) средства выразительности;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельность с другими видами в едином педагогическом пространстве;
- формировать умение передавать характер, особенность образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, согласовывать речь с движениями;
- формировать умение работать с куклами, знакомить с правилами кукловождения;
- формировать умение с выражением декламировать текст;
- развивать у детей чувство эмпатии (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях);
- создавать условия для преодоления робости, неуверенности ребёнка в себе;
- развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность, активизировать поисково-исследовательский интерес для моделирования, экспериментирования с различными материалами в зоне театральной деятельности;
- воспитывать нравственную направленность (дружба, взаимовыручка, верность, доброта, честность);
- привлекать родителей к активному участию развития театральной деятельности детей, дать возможность проявить себя в роли актёров, сценаристов, декораторов, костюмеров и т. д.
В процессе обучения театральному искусству ребёнок овладевает актёрскими умениями и навыками при восприятии театрального представления, в игровой и сценической деятельности.
Восприятие театрального искусства:
- понимать и эмоционально положительно реагировать на содержание драматизации по смыслу знакомых сказок;
- сопереживать положительным героям и осуждать «плохие» поступки театральных персонажей;
- формировать умение говорить внятно, чётко, выразительно.
В игровой деятельности:
- выполнять действия согласно тексту, имитировать действия героев сказок;
- повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
- выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
- инсценировать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
- инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
Ребёнок узнаёт и усваивает:
- о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
- разновидности театров (театр игрушек, кукольный, пальчиковый и т. д);
- смысл театральной постановки.
Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым:
- игры-импровизации;
- игры-забавы;
- показ драматизации;
- показ настольного театра;
- показ театра игрушек;
- показ пальчикового театра.
Инициатива детей проявляется в ряженье, инсценировке стихов и сказок, проговаривании стихотворений и запоминающихся сказок, пении песенок, колыбельных во время сюжетно-ролевых игр с игрушками.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы: методическая литература, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театры и т. д.
Материал, рекомендованный для использования в театральной деятельности:
- книжки-игрушки;
- книжки-раскладушки;
- книги с яркими и понятными иллюстрациями к сказке;
- настольный театр;
- пальчиковый театр;
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- различные театральные куклы;
- маски и сценические костюмы для детей и взрослых:
- театральная ширма, декорации.
Показатели успехов и достижений:
- активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе показа театрализованной игры;
- имитируют движения согласно тексту песен, стихотворений, сказок;
- имитируют голоса и повадки животных, птиц, сказочных героев во время драматизации сказок;
- проявляют интерес к театральным постановкам, эмоционально проявляют свои чувства.
Позиция взрослого заключается в том, что он является организатором театральных действий и исходит из возрастных особенностей детей младшей группы. Она проявляется в том, что он является инициатором общения, показа театральных постановок с целью накопления у детей практического опыта в актёрском искусстве. Ребёнку отводится роль активного слушателя, манипулятора с игрушками, инициатора ряженья в театральных играх.
Перспективно-тематический план работы кружка
Сентябрь 1 неделя | ||||
название | содержание | |||
Школа этикета. «Буду «Здрасте» говорить!» Знакомство с куклой Машей. | Формирование коммуникативных навыков с помощью ритуалов приветствия и прощания, обучение навыкам визуального контакта. подъём эмоционального тонуса, формирование чувств единства в коллективе, развитие памяти и речи через речевую пальчиковую игру | |||
Театральное искусство. «Петушок и Солнышко» (РОСИНКА, с. 146 – 147) | Развивать художественное восприятие, эстетические чувства, эмоциональный отклик, развивать умение понимать чувства героев, выделять в изображениях настроение и эмоциональное состояние образа, умение сопереживать | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Уборка игрушек» («Труд. 3-7. Куцакова. ФГОС, с. 77) «Научим Неумейку мыть руки» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 106) | Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и атрибутам, развивать волевое усилие трудиться, помогать взрослым, формировать привычку наводить порядок после игры, убирать игрушки на свои места, обращать внимание на свой внешний вид, способствовать стремлению быть опрятными чистоплотными. | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Репка» | Формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого, отвечать на вопросы по существу, не перебивать друг друга, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать словарь звукоподражаниями, указательными словами, местоимениями, предлогами, правильно употреблять в речи существительные в именительном падеже в единственном и множественном числах; развитие слухового и зрительного внимания, умение вслушиваться в речь взрослого. | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Ребёнок и кукла». «Совместное дело. Солнышко» («Я – ты – мы», с. 40, с. 111) | Воспитание уверенности в себе. Умение выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. Воспитывать взаимовыручку, дать понятие, что вместе легче справиться с любым делом | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Репка» | Вырабатывать привычку отвечать на вопросы по существу, не перебивать говорящего, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать и активизировать словарь прилагательными, существительными в предложном падеже, предлогами, наречиями; развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать силуэты и изображения) и слуховое (вслушиваться в речь взрослого) внимание, мышление (отгадывать загадки), зрительную память. | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Отражение в зеркале. Кто ты?» («Я – ты – мы», с. 40, 1 в.) | Воспитание уверенности в себе. Знакомить с отражением в зеркале, развивать наблюдательность, зрительное внимание | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Репка» | Формировать и развивать умение внимательно слушать, выслушивать сказку до конца, держать правильную позу за столом, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с содержанием сказки; развивать слуховое и зрительное внимание | |||
Октябрь 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Отражение в зеркале. Степашка и кукла Алина в гостях у ребят» («Я – ты – мы», с. 41, 2 в.) | Воспитание уверенности в себе. Знакомить с отражением в зеркале, развивать речь, зрительное внимание, наблюдательность | |||
Театральное искусство. «Корзинка подарков от бабушки» (РОСИНКА, с. 284) | Упражнять в умении самостоятельно определять характер музыки, формировать первоначальные импровизационные навыки в передаче игрового образа, упражнять в спокойной и бодрой ходьбе, лёгком беге, умении повторять знакомые плясовые движения. | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «А кто у нас пригожий?» («Я – ты – мы», с. 42, 3 в.) Театральная мастерская. «Зверушки и птички в лесу» (РОСИНКА, с. 118) | Воспитывать уверенность в себе, аккуратность, усидчивость, развивать фантазию, моторику рук, творческую активность и сенсорный опыт, знакомить со свойствами бумаги | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Курочка Ряба» | Формировать и развивать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивая говорящего, вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы по существу; совершенствовать общую моторику, дыхательный аппарат, расширять и обогащать словарный запас; развивать зрительное внимание, способность вслушиваться в речь другого человека | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Грусть и радость. Сказка «Курочка Ряба». Разговоры у зеркала» («Я – ты – мы», с. 77) | Воспитать уверенность в себе, отзывчивость, умение сопереживать, помочь понять причины возникновения эмоциональных состояний – грусть и радость, определять их по внешним признакам | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» | Воспитывать выдержку, вырабатывать умение внимательно слушать говорящего, не перебивая, дослушивать сказку до конца; расширять словарь детей, умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, правильно употреблять в речи существительные в родительном и творительном падежах, развивать физиологическое дыхание, формировать продолжительный и целенаправленный выдох; развивать зрительную память, зрительное сосредоточение. | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Я нравлюсь себе! Какой ты? Какого цвета твои глаза и волосы?» Игра «Солнышко и дождик» («Я – ты – мы», с. 42, 1 в., с. 77) | Воспитать уверенность в себе, умение сопереживать, формировать умение определять и понимать эмоциональные состояния – грусть и радость, понимать причины их появления | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Курочка Ряба» (Показ спектакля. Что чувствовала курочка? («Я – ты – мы», с. 78) | Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других людей; совершенствовать общую и мелкую моторику, обогащать и активизировать словарь детей глаголами и прилагательными, формировать и развивать умение пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; развивать зрительное и слуховое восприятие, классифицировать и обобщать по признакам предметы. | |||
Ноябрь 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Если добрый ты». Знакомство с медвежонком Бука. | Обучать навыкам правильного поведения через ролевую игру, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать высвобождению агрессии через экспрессивную игру, формировать навыки различения и выражения эмоциональных состояний | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «У страха глаза велики» | Формировать и развивать умение внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы взрослого по существу, не перебивать друг друга, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, сопереживание героям; обогащать и активизировать словарь звукоподражаниями, существительными, предлогами и служебными частями речи; развивать слуховое и зрительное внимание. | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Догадайся о ком я расскажу» («Я – ты – мы», с. 43, 2 в.) | Воспитание уверенности в себе, развивать наблюдательность, зрительное внимание, обучать подмечать отличительные детали во внешности человека | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «У страха глаза велики» | Развивать умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – умение сопереживать героям, уверенность в себе, смелость; расширять активный словарь детей прилагательными математического значения, существительными в родительном падеже, предлогами; развивать зрительное и слуховое внимание, память. | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Все мы разные» («Я – ты – мы», с. 44, 1 в.) | Воспитать уверенность в себе, наблюдательность, развивать зрительное внимание, умение подмечать отличительные особенности во внешнем виде другого человека | |||
Театральное искусство. Показ сказки «У страха глаза велики» | Воспитывать умение дослушивать сказку до конца, не перебивать говорящего, умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей при проведении инсценировки; совершенствовать мелкую моторику, развивать речь, умение участвовать в инсценировке; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление – умение сравнивать и анализировать. | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Степашка в гостях у ребят. Узнай по голосу» («Я – ты – мы», с. 44) Театральная мастерская. «Игрушки из цветной бумаги» (РОСИНКА, с. 120/ цилиндры, с. 148 по аналогии- «Осенний ковёр») | Воспитывать уверенность в себе, отзывчивость, дружелюбие, умение подмечать и запоминать отличительные признаки во внешнем виде другого человека, определять по памяти по словесному описанию. Воспитывать аккуратность, инициативность, самостоятельность, развивать моторику рук, творческую активность, образное мышление | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Колобок» | Формировать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; совершенствовать общую моторику, обогащать словарь детей звукоподражаниями, существительными, местоимениями, указательными и служебными частями речи; развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать по контуру персонажа сказка, уметь вслушиваться в речь взрослого. | |||
Декабрь 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Всё мы делим пополам!» Знакомство с мышонком Жадина. Театральная мастерская. «Весёлые зверюшки» (РОСИНКА, с. 118) | Воспитывать дружелюбие, расширять представления о чувстве доброжелательности по отношению к окружающим, воспитывать положительные качества личности – умение делиться с друзьями игрушками, бережное отношение к чужим вещам, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку, формирование коммуникативных навыков, формирование привычки выражать благодарность, развивать память и речь в ходе разучивания строк пальчиковой игры. Воспитывать аккуратность, развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, моторику рук, речь, игровой опыт. | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Колобок» | Формировать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать и активизировать активный словарь детей прилагательными, способствовать правильному употреблению существительных в винительном и родительном падежах, предлогов; развивать зрительное внимание – внимательно рассматривать иллюстрации, узнавать героев, развивать слуховое внимание. | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Совместное дело. Новогодняя гирлянда». (Я – ты – мы, с. 111) Театральная мастерская «Гирлянда на ёлку» (РОСИНКА, с. 120) | Воспитывать дружелюбие, чувство сотоварищества, дать представление о том, что вместе легче выполнить любое дело, развивать моторику рук, творческую активность, мышление | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Колобок» | Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивая, сохранять правильную позу за столом, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с ходом инсценировки; совершенствовать мелкую моторику рук, активизировать в речи правильное употребление предлогов, обучать рассказыванию сказки, и помогать участвовать в инсценировке; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Оденем куклу на прогулку» (по временам года) «Что такое варежки и зачем они нужны?» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 27, 29) | Воспитывать навыки самообслуживания и КГН, самостоятельность, мышление, умение определять причинно-следственные связи | |||
Театральное искусство. Сказка «Рукавичка» | Знакомство с новой сказкой, воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, внимательно следить за ходом сказки, помогать участвовать в инсценировке, имитировать повадки и передавать отличительные особенности героев сказки. | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Мы такие разные. Угадай, где я» («Я – ты – мы», с. 45, 3 в.) | Воспитывать уверенность в себе, дружелюбие, наблюдательность, умение подражать, развивать слуховое и зрительное внимание, помогать понимать эмоциональные состояния героев и передавать их в образе | |||
Театральное искусство. Инсценировка «Лучшая шубка» | Воспитывать дружелюбие, умение подражать, наблюдательность, способствовать умению эмоционально откликаться, передавать в образе эмоциональное состояние героев, развивать память, внимание, согласовывать свои действия с действиями других детей, внимательно следить за ходом событий в тексте, участвовать в сценке | |||
Январь 2 неделя | ||||
Школа этикета. «К нам пришли гости» («Труд. 3-7. Куцакова. ФГОС, с. 106 (сервировка); РОСИНКА, с. 149) | Воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость, дать представление и сервировке, правилах поведения за столом, гостеприимства, развивать игровой опыт | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Снегурушка и лиса» | Формировать умение внимательно слушать сказку, вовлекать в совместные виды деятельности, отвечать на вопросы, слушать ответ другого ребёнка, не перебивать говорящего; совершенствовать общую моторику, расширять словарный запас детей прилагательными, глаголами, антонимами, способствовать употреблению в речи существительных в родит. падеже, подбирать по смыслу слово, заканчивать начатую фразу; развивать зрительное и слуховое внимание – вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Сервировка стола. Наблюдение за трудом няни» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 67 – 68) | Воспитывать аккуратность, чистоплотность, уважение к труду взрослого, самостоятельность, дать представление о трудовых действиях, правилах поведения за столом, правилах сервировки стола | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» | Формировать и развивать умение внимательно слушать, не перебивая говорящего, отвечать на вопросы по существу, воспитывать уверенность в себе, смелость, сопереживание; учить согласовывать существительные с глаголами в настоящем времени, употреблять в речи существительные в родительном падеже; развивать зрительное внимание (рассматривать иллюстрации, сравнивать, узнавать изображения и силуэты), слуховое внимание (вслушиваться в речь взрослого), зрительную память, сенсорный опыт. | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Что тебе нравится? Выбор игры. Любимая игрушка» («Я – ты – мы», с. 45 -46) | Уверенность в себе, помочь детям понять, что предпочтения на вкус и другие потребности могут быть разными, воспитывать уважение к сверстникам, выбору другого ребёнка, принимать чужой выбор. | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Снегурушка и лиса» | Формировать умение слушать сказку до конца, е перебивать говорящего, держать правильную позу, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия при проведении инсценировки; совершенствовать мелкую моторику рук, активизировать употребление в речи предлогов, наречий, учить правильно составлять предложения с однородными определениями, вовлекать в участие при проведении инсценировки; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление. | |||
Февраль 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Изменение настроения. История про девочку Таню» («Я – ты – мы», с. 80) Театральная мастерская. «Игрушки из бумаги» (РОСИНКА, с. 121) | Дать представление о разных чувствах, желаниях, взглядах, помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. Развивать моторику рук, мышление, игровой опыт | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Заюшкина избушка» | Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, не перебивать говорящего, слушать ответ другого ребёнка, вовлекать в совместную деятельность; совершенствовать общую моторику, расширять словарный запас прилагательными и глаголами, вводить в активный словарь антонимы, учить правильно употреблять существительные с глаголами в родительном падеже, подбирать нужное по смыслу слово, заканчивать начатую взрослым фразу; развивать зрительное и слуховое внимание | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Изменение настроения. Сказка Т, Козловой «Почему плакал котёнок?» («Я – ты – мы», с. 81) | Дать представление о разных чувствах, желаниях и взглядах, помочь осознать разные эмоции и чувства, понять причины изменения настроения, определять их по внешним признакам. | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» | Вырабатывать умение отвечать на вопросы по существу, не перебивать говорящего, воспитывать смелость, уверенность в себе, умение сопереживать; дать представление о способах сравнивания предметов по размеру, способствовать активизации словаря усвоенными словами, учить употреблять в речи существительные в предложном и родительном падежах; развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Изменение настроения. Инсценировка «Заюшкина избушка» («Я – ты – мы», с. 82) | Воспитывать уважение к сверстникам, умение сопереживать, взаимовыручку, дать представление о причинах изменения настроения и его внешнем проявлении, уметь понимать и определять разные чувства и эмоции | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Заюшкина избушка» | Формировать умение внимательно слушать, не перебивая говорящего, держать правильную позу, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия при проведении инсценировки, совершенствовать мелкую моторику, учить составлять предложения с однородными определениями, вовлекать в участие в инсценировке; развивать слуховое и зрительное внимание | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Страшно. Инсценировка «Снегурушка и лиса»» («Я – ты – мы», с. 84) | Воспитывать уверенность в себе, смелость, знакомить с разными чувствами и их внешними проявлениями, помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей, развивать коммуникативные навыки | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Волк и козлята» | Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивая, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас, понимать и употреблять в речи антонимы, заканчивать начатую фразу; развивать зрительное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память, устанавливать причинно-следственный связи | |||
Март 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Вкусный – невкусный. С. Маршак «Воробей в зоопарке»» («Я – ты –мы», с. 46 – 47) Театральная мастерская. «Декорации и персонажи для театра» (из пластилина и подручного материала, подложек для клеток) | Воспитывать уверенность в себе, дать понятие, что у всех могут быть разные предпочтения в выборе чего-либо, воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать выбор другого. Развивать моторику рук, творческую активность, мышление, игровой опыт | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Волк и козлята» | Внимательно слушать и отвечать на вопросы, слушать ответы своих детей, сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарь детей прилагательными-антонимами; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, память, устанавливать причинно-следственные связи. | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Вкусный – невкусный. Кто что любит есть» («Я – ты – мы», с. 47) | Воспитывать уверенность в себе, дать понятие, что у всех могут быть разные предпочтения в выборе чего-либо, воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать выбор другого. | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Волк и козлята» | Вырабатывать умение слушать до конца, подражать, согласовывать свои действия с действиями др. детей; выполнять правила игры, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику, закреплять навыки счёта, активизировать в речи предлоги, глаголы и прилагательные; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Страшно. Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» Игра в масках» (Я – ты – мы», с. 83) | Воспитывать умение сопереживать героям, понимать и определять чувства и эмоции, понять помочь причины возникновения страха, способствовать профилактике страха у детей | |||
Театральное искусство. Сценка «Опасный огонёк» (пожарная безопасность) | Воспитывать умение внимательно слушать и понимать смысл текста, сопереживать героям сценки, понимать их чувства, развивать двигательную и тактильную память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, речь, актёрские способности | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Обычный – странный. К. Чуковский «Путаница»» («Я – ты – мы», с. 48) Театральная мастерская. «Игрушки из коробочек» (РОСИНКА, с. 122) | Воспитывать уверенность в себе, умение подражать, развивать произвольное внимание, мышление, дать представление, что такое «Обычное – необычное» Развивать моторику рук, фантазию, внимание, творческую активность | |||
Театральное искусство. Инсценировка С. Маршак «Кошкин дом» | Воспитывать уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям, согласовывать свои действия с действиями других детей, поощрять желание помочь, развивать внимание, память, речь, игровой опыт, актёрские способности, способствовать эмоциональному отклику детей на содержание сценки | |||
Апрель 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Мы не в ссоре никогда!» Знакомство с Завистливым мышонком. | Расширять представления о доброжелательности по отношению к окружающим, противопоставление таких понятий, как дружба – ссора, формирование умения различать и выражать эмоции: злость, доброта, отслеживать чувство зависти, отрегенирование агрессивности через подвижную игру, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку, формирование коммуникативных навыков, развитие речи в ходе речевых игр | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Кот, Петух и Лиса» | Формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого, дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, учить согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, наблюдательность и воображение | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Такой разный зайчик» («Я – ты – мы», с. 79) Театральная мастерская. «Игрушки-оригами» (РОСИНКА, с. 122, 148) | Воспитывать умение сопереживать, наблюдательность, помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость и грусть), учить определять их по внешним признакам. Развивать моторику рук, мышление, творческую активность, игровой опыт | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Кот, Петух и Лиса» | Воспитывать уважение к окружающим, сдержанность, умение внимательно слушать, не перебивая говорящего; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас прилагательными, глаголами, развивать умение отвечать на вопросы по тексту сказки; развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать способность к замещению и умение читать символы по мнемокарте | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Социальные навыки. Друзья. Гном «Весельчак»» («Я – ты – мы», с. 105) | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать представление о том, что такое дружба | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Кот, Петух и Лиса» | Воспитывать уважение к действиям сверстников, дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей, сопереживать героям сказки, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, активизировать словарь глаголами, прилагательными, наречиями, закреплять счётные навыки, помогать проводить инсценировку; развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, двигательную память | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Чтение С. Маршака «Перчатки» («Я – ты – мы», с. 79) | Воспитывать наблюдательность, умение сопереживать героям, развивать эмоциональный отклик при чтении текста, помочь понять причины возникновения эмоциональных состояний грусть и радость, уметь их определять по внешним признакам | |||
Театральное искусство. Инсценировка «Перчатки» | Воспитывать умение внимательно слушать, уверенность в себе, понимать эмоциональные состояния героев, подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей и действовать последовательно сюжету, развивать актёрские способности, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание | |||
Май 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Удивляющийся гость» Театральная мастерская. «Плавающие игрушки» (РОСИНКА, с. 124) | Формирование представлений об эмоциях интереса и удивления через беседу, развивать зрительное восприятие через рассматривание интересных картинок, книжек, выполнение пантомических упражнений, развитие слухового восприятия и воспитание эстетического вкуса через прослушивание детских песен | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Три медведя» | Формировать и развивать умение слушать рассказ взрослого, не перебивать говорящего, воспитывать умение сопереживать; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас прилагательными, глаголами; развивать слуховое внимание, воображение, мышление | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Ссора. Два мальчика» («Я – ты – мы», с. 107) | Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Три медведя» | Воспитывать уважение к сверстникам, сдержанность, умение слушать рассказ сверстников, не перебивая, отвечать на вопросы по тексту сказки; совершенствовать общую и мелкую моторику, обучать элементарному пересказу; развивать внимание, мышление, наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Ссора. Два жадных медвежонка. Чтение «Подружки»» («Я – ты – мы», с. 108) | Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Три медведя» | Развивать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей, умение сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, активизировать словарь прилагательными и глаголами, помогать участвовать в инсценировке; развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Ссора. Два ёжика» («Я – ты – мы», с. 106) | Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры | |||
Театральное искусство. Театрализованное представление «Путешествие в лесную сказку» (РОСИНКА, с. 217) | Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности, побуждать детей включаться в беседу, отвечая на вопросы педагога; дать детям представление о приёмах кукловождения; поддерживать стремление участвовать в кукольном спектакле; поощрять желание детей участвовать в игровых и танцевальных импровизациях. | |||
Июнь 1 неделя | ||||
Школа этикета. «Как помириться? Сказка «Крылатый, Мохнатый и Масляный» («Я – ты- мы», с. 109) Театральная мастерская. «Игрушки из природных материалов» (РОСИНКА, с. 124) | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, учить простым способам выхода из конфликтных ситуаций, дать представление о правилах дружбы, развивать слуховое внимание, мышление, речь. Развивать моторику рук, воображение, творческую активность | |||
Театральное искусство. Слушание сказки «Теремок» | Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивать, отвечать на вопросы по существу, воспитывать смелость, уверенность в себе, умение сопереживать героям сказки; развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей звукоподражаниями, прилагательными, развивать слуховое и зрительное внимание | |||
2 неделя | ||||
Школа этикета. «Как помириться? Чтение и инсценировка сказки «Невоспитанный мышонок» Совместные игры» («Я – ты – мы», с. 110) | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, командный дух, дать представление о некоторых способах выхода из конфликтных ситуаций | |||
Театральное искусство. Рассказывание сказки «Теремок» | Воспитывать дружелюбие, умение слушать сказку до конца, не перебивая; обогащать и активизировать словарь детей; развивать слуховое и зрительное внимание, память | |||
3 неделя | ||||
Школа этикета. «Как помириться? Чтение и беседа по сказке «Тыквёнок». Совместные игры» («Я – ты – мы», с. 110) | Воспитывать дружелюбие, помочь понять, что вместе интересней, развивать игровой опыт, коммуникативные навыки | |||
Театральное искусство. Показ сказки «Теремок» | Развивать умение слушать сказку до конца, не перебивая, умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с ходом сказки с действиями других детей; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление | |||
4 неделя | ||||
Школа этикета. «Наша Маша громко плачет!» Театр зверей «Маша, не грусти!» Игровая ситуация «К нам пришли гости» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 30) | Закрепление представлений о таких эмоциях, как грусть, печаль через куклотерапию, умение выражать чувства жалости, сострадания к тем, кто грустит, плачет; закрепление навыков различения эмоциональных состояний через прослушивание музыкальных произведений; формирование способности выражать эмоции в ходе пантомических упражнений; развитие речи в ходе выполнения речевых игр; зарядка положительными эмоциями в ходе танца-игры. | |||
Театральное искусство. Инсценировка сказки «Под кустиком» Музыкально-тематическое занятие «В стране разновысотных звуков» (РОСИНКА, с. 277) | Воспитывать сдержанность, умение подражать, формировать умение внимательно слушать и вступать в инсценировку по ходу сюжета, выражать эмоции через движения и мимику, побуждать к активному и выразительному участию в сказке, способствовать развитию речи Развивать у детей звуковысотный и тембровый слух, уметь сравнивать звучание крайних регистров инструмента, развивать ассоциативное мышление у детей, подбирать отдельные звукоподражания голосам птиц и зверей, дать возможность самостоятельно обследовать инструмент, что является предпосылкой обучения на детских музыкальных инструментах. |
Список используемой литературы
1. «Учимся этикету вместе с Машей и Мишей»: пособие по дошкольному этикету на основе игротерапии/ С. В. Ихсанова – Ростовн/Д: Феникс, 2014 – 107 – Школа развития.
2. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О. Л. Князева – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168
3. «Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного»: программ.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 368 с.: ил. – («РОСИНКА»)
4. «Дошкольник и рукотворный мир». – СПб.: «Детство-Пресс, 2002 – 160 с.: ил. (Библиотека программы «Детство»)
5. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет»/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина - СПб.: Паритет, 2006 – 80 с.
6. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет»/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб; Паритет, 2006 – 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)
Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников на материале сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-222456-1370154855.jpg)
Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330139-1383067818.jpg)
Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".
Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/19/picture-458540-1437306939.png)
Методическая разработка по теме: Рабочая программа кружка "Родничок"
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям на...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Рабочая программа кружка сказкотерапия "В гостях у сказки"
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1019874-1520769222.jpg)
Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки"
Разработана программа кружка по театрализации для детей подготовительной группы на 2018-2019 уч. год....