Методическая разработка по теме: Рабочая программа кружка "Родничок"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Уколова Наталья Владимировна

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnichok.docx441.29 КБ

Предварительный просмотр:

                         Программа

по приобщению детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры.

«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания. Без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности».

Г. Н. Волков

Пояснительная записка.

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определяет меру его общего развития.

Исследователи народного искусства Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Значимость народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, позволяет прийти к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Цель: 

Приобщение к общечеловеческим ценностям и развитие художественно-творческих способностей ребенка в процессе ознакомления с истоками русской народной культуры.

Задачи:

– раскрыть богатый мир народной культуры, ее значение в жизни общества;

– познакомить с характерными особенностями русского народного творчества и народной культуры, с семейными традициями.

–воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства, явлениям художественной и народной культуры;

– развивать художественно-творческие способности, образное мышление, воображение;

– формировать технические навыки работы с различными изобразительными материалами,русскими народными инструментами (бубен, ложки, и т.д)

Данная программа составлена на основе содержания программ: О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников.

Программа рассчитана на интеграцию ознакомления с окружающим, художественно-творческой деятельности (художественно-ручного труда) дошкольников и элементов фольклора. Кроме теоретических знаний, предполагается также практическое закрепление полученной информации. Создание игрушек, коллективных панно, аппликация, лепка и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях способствует созданию ярких художественных образов, «как люди на Руси жили».

Данная программа адаптирована под реальную материально-техническую базу, учитывает психологические и возрастные особенности детей, пожелавших заниматься в кружке.        

Занятия кружка с использованием композиции «Семья» проходят в «избе», в оформленной  «зоне народной культуры». В «избе» есть вышитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца и др.

Программа рассчитана на один год обучения детей:

 1 группа дети  3-4 лет (вторая младшая группа)  и 4-5лет (средняя группа)

2 группа дети 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Занятия проводятся два раза в месяц в группах по 8-10 человек.

Программа «Родничок» реализуется в рамках кружка дополнительного образования. Воспитательно-образовательный процесс строится в форме общения детей с членами «Семьи» и реализуется  в празднично-игровой, учебной, продуктивной и других видах детской деятельности.

Весь процесс является  творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры позволяет занятиям проходить живо и эмоционально. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки, загадки, книги.        

Показателями освоения программы являются: высокий уровень сформированности социально-нравственных качеств (доброжелательность, уважение другого человека, проявление бережного отношения к окружающему миру) и развития творческих способностей детей (работы отличаются оригинальностью, ребенок самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность).

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны приобрести:

Знания:

–основ русской народной культуры (традиции, обряды, праздники, ремёсла, устное народное творчество);

 – предметов русского быта;

 – предметов русской стариной одежды, обуви, одежды, головных уборов.

 – народных художественных промыслов.

Умения:

 – использовать полученные знания в различных видах детской деятельности (празднично–игровой, художественно–эстетической, трудовой и т.д.).

Навыки:

 – работы с различными изобразительными материалами.

                                                                 

Методические рекомендации

по проведению занятий по программе «Родничок» с детьми дошкольного возраста

                                                                                                    

                                                                                               Приложение №1

Особенности организации образовательного процесса

Занятия по программе «Родничок» рекомендуется проводить в форме кружковой работы в ДОУ.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут (в зависимости от возраста детей). Проводить занятия целесообразно с подгруппой 8-10 детей.

Вся работа по приобщению детей к народной культуре обязательно должна быть связана с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности в образовательном учреждении. Это является одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

В любой художественной деятельности на основе народного искусства у детей появляется потребность в общении, определяемая характером этого искусства. Детская деятельность должна быть организована так, чтобы дети могли свободно общаться с другими, со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. В процессе следует создавать атмосферу, которая позволяла бы детям чувствовать себя непринуждённо, естественно. Это будет стимулировать детей к общению, к независимости и самостоятельности в проявлениях творческой инициативы.

Художественный материал по различным видам народного искусства (музыка, художественно-речевой, декоративно-прикладной) должен быть тщательно отобран и тесно взаимосвязан между собой. Наиболее эффективна взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, народной музыки и декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. Использование фольклора во всех его проявлениях: песни, потешки, сказки, поговорки, хороводы, игры поможет приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Но весь фольклорный материал должен соответствовать возрасту детей.

При знакомстве дошкольников с декоративно-прикладным искусством России следует использовать художественные промыслы, которые близки и доступны ребёнку для воспитания и воспроизведения (дымковские, филимоновские глиняные игрушки, хохломская, городецкая, гжельская росписи, резьба по дереву, игрушки из соломы, гобелены и т.д.).

Занятия по знакомству детей с предметами крестьянского быта лучше всего проводить в «избе». Хозяйка «дома-избы» встречает детей в будни в традиционном домашнем одеянии русских крестьянок, а в праздники – в расшитом сарафане и кокошнике. На таких занятиях особое внимание следует уделять расширению активного словаря детей с учётом того, что зачастую внешне схожие предметы быта имеют разные названия (кринка, горшок, кувшин).

Работа с детьми строится на основе принципа индивидуального подхода к детям, с учётом их интересов, предпочтений, наклонностей, уровня художественной деятельности. Во всех видах детской деятельности учитывается возрастные особенности детей, а объём знаний, умений и навыков, которым овладевают дети, даётся с постепенным увеличением и усложнением.

В целях уточнения и систематизации знаний дошкольников по декоративно-прикладному искусству используются картины, иллюстрации, предметы, игрушки, макет русской избы. На занятиях по ознакомлению с фольклором используются игровые персонажи: игрушечные животные, встречающиеся в фольклорных произведениях (петушок, курочка, котик, коза, собачка, коровушка, бычок.

Знакомя детей с различными изобразительными материалами, педагог обязательно рассказывает и показывает технические навыки работы с ними.

Важное место в методике выполнения практических работ занимает прием совместных действий: ребенка с ребенком, группы детей, ребенка и взрослого, то есть сотворчество. Организовать практическую детскую деятельность необходимо так, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умел преодолевать свои неудачи, мог добиваться общего результата, получал удовольствие, чувствуя свое причастие к общему делу.

К произведениям детского творчества следует относиться бережно и уважительно: включать их в оформление окружающей среды, использовать для оформления выставок, досугов, праздников, развлечений, театральных представлений.

Праздники, развлечения, способствующие приобщению дошкольников к истокам народной культуры, можно использовать не только с целью радостного торжества, а как средство повышения педагогической культуры родителей. Пусть праздник будет местом встречи и общения детей и родителей. Родители смогут увидеть своего ребенка на фоне других детей, увидеть, чему он научился, познакомиться с практическими приемами работы и научиться использовать их в работе с ребенком дома. Доставит детям удовольствие и взаимодействие с родителями  в совместных играх и хороводах. Познакомившись с играми, родители смогут использовать их в домашней обстановке, во время совместных прогулок с детьми. Пополнятся знания родителей о значении фольклора и произведений народного декоративно-прикладного искусства для социально-личностного и эстетического развития дошкольников.

Народная педагогика огромное значение придает играм детей. Русские народные игры воспитывают активность, сноровку, сообразительность, развивают ловкость, быстроту, способствуют развитию речи. Они учат следовать общепринятым правилам, соблюдать этические нормы. Поэтому заинтересованное участие родителей в обучении детей русским народным играм имеет особый смысл. Большинство родителей приобрели игровой опыт в детстве, общаясь с другими детьми, с детьми своего возраста, со старшими детьми, а затем втягивали в игру и младших, не умеющих играть.

Благодаря такому взаимодействию дети перенимали игровой опыт. Можно использовать этот прием и в наше время, а родители помогут научить детей народным играм своего детства.

Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.  Нам без прошлого нельзя, с «Родничком» – в будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Формирование плавательных навыков через внедрение программы "Незабудка"

Формирование плавательных навыков дошкольников будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:............................

Методическая разработка на тему использования программы Мимио-студио для обучения дошкольников

Данный методический материал рекомендуется для использования в ДОУ...

Методическая разработка по написанию рабочих программ педагогов

Презентация поможет воспитателям  выстроить и структурировать материал при написании рабочей программы...

Методическая разработка плана одного рабочего дня на тему:" Зимние забавы".

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

Методическая разработка на тему " Рабочая программа"

Этот материал разработан для работы воспитателей с детьми ....