Опыт работы по теме: «Профессиональное самоопределение старших дошкольников через элементы технического творчества»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Опыт работы по теме: «Профессиональное самоопределение старших дошкольников через элементы технического творчества»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на формирование положительного отношения к труду)
Новизна опыта
В основе опыта – комбинированное сочетание традиционных и активных приёмов, форм и методов обучения, направленных на развитие ранней профориентации каждого воспитанника. Новизна опыта заключается в практическом применении нетрадиционных и инновационных форм, методов и приёмов ознакомления дошкольников с профессиями родителей, профессиями на селе, специальностями направленными на формирование основ технического и инженерно – конструкторского мышления, и создают необходимые условия для развития творческого потенциала личности.
Техническое творчество, конструирование, робототехника – одно из инновационных направлений, внедряемых в образовательный процесс детского сада, позволяющее плавно адаптировать детей к выбору будущей профессии и к изучению технических наук в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_lichnyy_sayt_zgibarzy_1.docx | 142.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок»
Опыт работы по теме: «Профессиональное самоопределение старших дошкольников через элементы технического творчества»
Воспитатель подготовительной группы Згибарзы Н.Ф.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые они знают (с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира.
До начала работы по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок» Троицкого района Челябинской области, выявлен начальный уровень сформированности представлений о мире профессий и труде взрослых по методике Урунтаевой Г.А. В процессе беседы большинство детей проявляли заинтересованность к теме разговора и с удовольствием общались. Воспитанники не в полной мере ориентируются в профессиях, многие не понимают их назначений. Дошкольники с затруднением называли профессии своих родителей. У большинства детей большое затруднение вызвал вопрос, связанный с понятием «профессия». 40% детей показали низкий уровень представления о труде взрослых, они не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций. Некоторые дети отвечали неуверенно, скованно, как правило, неполными предложениями или «не знаю», 37 % детей имеют средний уровень представления о труде взрослых, дети не имеют полных знаний , не всегда характеризуют труд взрослых, не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы. 23% детей имеют достаточно полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Прослеживаются положительные эмоции в мимике, жестах, интонации.
Таким образом, дети недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.
Опрос родителей показал, что, 94% взрослых беседуют с ребенком о своей профессии, приводя личный пример и объясняя сущность своей работы,6 % родителей не знакомят детей со своей профессией. 87 % родителей не знают, какую профессию хотят выбрать их дети, когда вырастут, 31% респондентов затрудняются ответить на вопрос. Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по стопам родителей». Анализ результатов анкетирования родителей выявил следующее противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и отсутствием понимания у родителей важности такой работы с детьми с дошкольного возраста. Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, самодостаточными и креативными.
В связи с этим особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей».
Очевидна и потребность в совершенствовании и обновлении практики воспитания и обучения с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и техническими способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс возникают новые отрасли и совсем новые профессии
Исходя из этих данных, результатов опроса старших дошкольников, анкетирования родителей, была разработана тема опыта: «Профессиональное самоопределение старших дошкольников через элементы технического творчества»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направлен на формирование положительного отношения к труду.
Новизна опыта
В основе опыта – комбинированное сочетание традиционных и активных приёмов, форм и методов обучения, направленных на развитие ранней профориентации каждого воспитанника. Новизна опыта заключается в практическом применении нетрадиционных и инновационных форм, методов и приёмов ознакомления дошкольников с профессиями родителей, профессиями на селе, специальностями направленными на формирование основ технического и инженерно – конструкторского мышления, и создают необходимые условия для развития творческого потенциала личности.
Техническое творчество, конструирование, робототехника – одно из инновационных направлений, внедряемых в образовательный процесс детского сада, позволяющее плавно адаптировать детей к выбору будущей профессии и к изучению технических наук в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема состоит в том, что возникло противоречие между тем, что в дошкольном учреждении должна проводиться работа по ранней профориентации и осуществляться знакомство с многообразием профессий, в том числе с инженерными специальностями. Но существует проблема недостаточной разработки методических материалов и оснащения РППС в данном направлении. В связи с этим, в настоящее время стоит необходимость в разработке и внедрении новых форм и методов работы, оснащение и РППС по ранней профориентации.
Теоретическая база педагогического опыта
Ранняя профориентация - это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
В.П. Кондашов отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Автором была составлена парциальная игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации "Мир профессий", включающая в себя формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Е.А.Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.
Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять
Разработанный опыт работы направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и представления о профессиях с использованием проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель ранней профориентации – сформировать у воспитанников знания о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, я считаю, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Игра является основным видом деятельности детей, поэтому появилась идея для реализации данной темы использовать конструктивную деятельность детей, так как именно такая форма работы раскрывает для детей дошкольного возраста мир творчества и знаний о труде взрослых, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников в мире инженерных профессий.
Наше Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Бобровский детский сад «Колосок» реализует общесадовый проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий». В подготовительной группе реализуется групповой проект по этому направлению.
Технология опыта
Цель опыта: создание условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире разнообразия профессий через элементы технического творчества.
Даная цель достигается через решение следующих задач:
Задачи:
- Системное просвещение дошкольников в части новых профессий и специальностей, путём обновления, существующих практик форм и методов работы;
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
- Формировать основы технической грамотности воспитанников посредством конструирования;
- Формирование эффективных механизмов взаимодействия с
социальными партнёрами: МБОУ «Бобровская СОШ», МБУК «Бобровская ЦКС», МКУ «Бобровская ЦБС», ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» через заключение договоров;
- Профессиональное информирование родителей воспитанников по вопросам ранней профориентации;
- Распространение практики ранней профориентации дошкольников среди педагогов ДОУ, Троицкого МР;
Целевая аудитория: Дети подготовительной группы «Абвгдейка», родители (законные представители) воспитанников;
Длительность работы над опытом
Система работы описанная в опыте проводилась в течение полутора лет, 2021 - 2022 учебный года, 2022-2023 учебный год (сентябрь-январь)
1 этап. Аналитико-диагностический
Выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме (август - сентябрь 2021 года.).
2 этап. Практический
Работа по разработке и внедрению системы ранней профориентации дошкольников в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации, средствами конструирования (октябрь 2021 – декабрь 2022г.).
3 этап. Аналитико - обобщающий
Подведение итогов работы с детьми по данной проблеме, обобщение опыта (январь-февраль 2023г.)
1 этап. Аналитико-диагностический
В результате опроса детей старшего дошкольного возраста стало видно – что 40 % воспитанников не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда, не проявляют положительных эмоций;
37 % детей не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда;
Правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между разными видами труда только - 21 % детей. Дети знают названия некоторых отдельных профессий, но не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Представление о профессии «инженер» у детей практически отсутствует. Исходя из этих данных, была начата работа над опытом.
2 этап. Практический
Организация учебно-воспитательного процесса
Выстраивая систему работы по данной теме, определены направления деятельности:
1.Создание развивающей предметно - пространственной среды;
2.Профессиональное воспитание дошкольников: формирование у детей интереса к труду, воспитание трудолюбия;
3.Профессиональное информирование: обеспечение детей информацией о мире профессий;
4.Внедрение в образовательный процесс элементов технического творчества средствами конструкторов;
5.Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение;
6.Взаимодействие с родителями;
7.Сотрудничество с педагогами ДОУ
8.Социальное партнерство;
Практическая значимость работы:
- В ходе реализации целей и задач по профессиональному самоопределению воспитанников ярко проявилась такая форма работы, как совместная партнерская деятельность: воспитателей, детей и родителей;
- Расширились представления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу, принося обществу);
- Обновлена РППС, способствующая решению поставленных задач;
- Дошкольники готовятся к взрослой жизни через игру;
- В процессе реализации проекта заключены договора с социальными партнерами;
- Представленные материалы могут быть востребованы педагогами для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
Принципы, направленные на раннюю профориентацию дошкольников:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний - доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей;
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность: (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип научности - все знания, которые сообщаются детям, имеют научное подкрепление и обоснование.
- Принцип преемственности – знакомство с инженерными профессиями и развитие первоначальных знаний в области химии, физики, информатики продолжается в школе.
- Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Особое значение в работе профессионального самоопределения детей уделяется социальному партнерству. Заключены договора по совместной работе с МБОУ «Бобровская СОШ», МБУК «Централизованная клубная система», МКУ «Бобровская ЦБС», ГБПОУ «Троицкий технологический техникум». С учреждениями – партнерами составлен совместный план работы, проводим совместные мероприятия профессиональной направленности, экскурсии, развлечения.
Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение Развивающей предметно-пространственной среды РППС
- В группе оформлены зоны, удобные для развертывания различных игровых сюжетов «Больница», «Кухня», «Ателье», которые дают детям возможности проигрывания определенных трудовых действий.
- Появились мобильные детские центры «Автосервис», «Ювелирный салон», «Салон сотовой связи», «Салон красоты»;
- Подобраны и изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал по теме профессии. Многие игры сделаны своими руками.
- Подготовлена картотека игр по финансовой грамотности воспитанников;
- Для успешной работы в группе был создан центр детского конструирования «Самоделкин», который включил в себя различные виды конструкторов:
-блочные конструкторы (геометрические фигуры разного размера);
-металлические с креплениями на гайках и винтах;
-конструкторы LEGO, LEGO DUPLO;
-тематические конструкторы серии «Самоделкин»;
- Созданы наглядно-дидактические пособия по изучению профессий Лэпбуки,
- Оформлены альбомы:
-по следам исчезнувших профессий;
-новые профессии в современном мире;
-профессии будущего;
Альбомы используются как эффективная наглядная форма для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
Работу, по ранней профориентации осуществляем через самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную, игровую и трудовую деятельность.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому мы с детьми совершаем виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о профессиях, которые мы не можем увидеть в детском саду, местах недоступных для реального посещения.
Деятельность по реализации задач ранней профориентации основывалась на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивалась системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применялись традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации);
- конструктивный;
Инновационные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология;
- технологии проблемного обучения;
- технология конструирования с применением различных конструкторов;
Формы работы с детьми:
- беседы;
- сюжетно - ролевые, дидактические игры;
- проектная деятельность;
- экскурсии;
- интерактивные презентации и игры, видеоролики;
- встречи с интересными людьми;
- просмотр развивающих мультфильмов;
- игры - викторины о профессиях;
- наблюдения и трудовые поручения;
- экспериментирование;
Фундамент профориентационной работы закладывается в элементарных трудовых поручениях в ходе режимных моментов.
Дежурство по столовой - это одна из форм организации труда детей направленной на обслуживание коллектива.
Труд в уголке природы доставляет детям много радости и содействует всестороннему развитию. Дети узнают название растений, приобретают элементарные трудовые навыки.
Дети заботиться о растениях на участке детского сада, на огороде детского сада, развивают наблюдательность, при этом воспитывается желание трудиться в коллективе, подготавливать место и инвентарь для работы.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно - ролевые игры. В играх дети начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Широко используются игры, отражающие новые профессии. К таким играм как «Магазин», «Больница», добавляются игры «Банк», «Кафе», «Спасатели», «Мастер ногтевого сервиса», «Телевидение», которые способствуют формированию знаний о профессиях.
Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих техническим складом мышления и высокими интеллектуальными возможностями. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Игры можно рассматривать как один из инструментов для развития детей.
В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:
-постановка технической задачи;
-сбор и изучение нужной информации;
-поиск конкретного решения задачи;
-материальное осуществление творческого замысла.
Для успешной организации конструирования стараюсь соблюдать следующие условия:
-оптимальное количество 6-8 человек;
-детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты;
-доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
-подробное знакомство детей с образцом, схемой, макетом;
-обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы;
-сохранность постройки на некоторое время.
Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.
Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия.
Большее внимание при этом уделяем сельскохозяйственному труду и рабочим профессиям. На экскурсиях, дети знакомятся с сельскохозяйственной техникой. Побывали в ГБПОУ «Троицкий технологический техникум», где познакомились с профессиями: механизатор, строитель, сварщик, повар.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий, одна из них технология проектная деятельность.
Наш детский сад принимает участие в муниципальном этапе регионального конкурса «День профессии »
В рамках конкурса были проведены мероприятия к профессиональным праздникам «День автомобилиста», «День дошкольного работника», «День таможенника», «День сельского хозяйства», и другие праздники. По итогам проведенных мероприятий составлены фото и видеоотчёты, выставки рисунков и творческих работ.
Работу по проекту в детском саду осуществляют не только воспитатели группы, этим также занимаются все специалисты.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий:
-Тематические недели
- Интерактивные игры
- Виртуальные экскурсии
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками
Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без поддержки родителей. Разработан план работы с семьями воспитанников. Организованны консультации для родителей: через официальный сайт МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок», страничку в одноклассниках, и в ВК. В родительских уголках помещаем рекомендации в виде буклетов, памяток.
В совместной деятельности детей и родителей были выполнены проекты «Профессии моих родителей», в группе был проведен фотоконкурс «Помогаю маме».
Родители оказывают неоценимую помощь в пополнении развивающей среды группы, с помощью родителей приобретены костюмы для сюжетно-ролевых игр. Организуются творческие выставки рисунков и поделок, совместные субботники.
Благодаря родителям была оформлена выставка в музее «Все профессии важны, все профессии нужны». Работа с детьми строилась на основе тематического планирования и интеграции пяти образовательных областей.
3 этап. Аналитико – обобщающий
Результативность опыта
Сравнительные результаты вводной и промежуточной диагностики представлений дошкольников о труде взрослых показывают положительную динамику.
В подготовительной группе МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок» была проведена сравнительная диагностика сформированности представлений дошкольников о труде взрослых. По результатам мониторинга видно, что в начале работы 40 % воспитанников имели низкий уровень представлений о труде взрослых. К концу первого года обучения
46 % воспитанников имеют высокий уровень. Промежуточный мониторинг, который был проведен в декабре 2022г, показал, что 73% воспитанников имеют высокий уровень представлений о труде взрослых. Дети различают профессии по существенным признакам; называют профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);понимают роль труда в благополучии человека; моделируют в игре отношения между людьми разных профессий; эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности и труду в целом)
Практическая значимость опыта работы состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному овладению детьми профессиями средствами технического творчества. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий технической направленности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Результаты работы:
1.Воспитанники подготовительной группы приняли участие во всероссийских конкурсах, в мире профессий, в международном конкурсе «Кем быть, каким быть», где заняли призовые места.
2.В конкурсе муниципального профориентационного проекта «День профессий», среди дошкольных образовательных учреждений «Бобровский детский сад «Колосок» занял 1 место.
Перспективы работы:
1.Возможность инновационного обмена опытом в Троицком муниципальном районе;
2. Расширение возможности сетевого взаимодействия за счёт внедрения подготовленных электронных образовательных ресурсов;
3. Возможность преемственности между организациями - социальными партнерами, внедрение новых форм работы с воспитанниками, педагогами и родителями по вопросам ранней профориентации дошкольников;
4. Ранняя профессиональная ориентация детей посредством вовлечения их в техническое творчество;
Выводы:
1.Формирование представлений дошкольников о труде взрослых (ранняя профориентация)- необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации;
2.Благодаря системной, целенаправленной работе воспитанники подготовительной группы имеют высокий уровень представлений о труде взрослых. Дети различают профессии по существенным признакам, называют профессионально важные качества представителей разных профессий, выделяют структуру трудовых процессов.
Надеемся, что в дальнейшем наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем не ошибиться в выборе профессии.
Список используемой литературы
- Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
- Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С.93-96.
- Гаврилова, Н. Б., Кулебина, Н. А., Рыбенко, Н. А., Макаренко, Л. В., Мосина, М. В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. – № 1 (1). – С. 13-15.
- Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов : СГУ, 2001. – 173 с.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых через LEGO-конструирование // Портал образования
URL: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=7031 (дата обращения: 2018). - Пономарева, Л. И., Ган, Н. Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования – 2016. – № 53-7. – С. 175-181.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Приказ от 14 августа 2020 года N 01/1739 Министерства образования и науки Челябинской области «Концепция организационно-педагогического-сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области».
- Раннее профессиональное самоопределение // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/06/08/rannee-professionalnoe-samoopredelenie-detey (дата обращения: 2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»
Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».
Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру"....
Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...
Опыт работы на тему: ««Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Описание опыта работы...
Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...
Опыт работы на тему «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
Описание опыта работы по формированию пространственных отношений...