Опыт работы по теме: «Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».
материал ( группа) на тему
Опыт работы по теме: "Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие экологических представлений дошкольников через дидактическую игру».
«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека,
и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью неприятной искусственностью. К.Д. Ушинский.
- Актуальность выбранной темы.
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы всесторонне развитие личности ребенка, его способностей. Беря за основу в работе нашего учреждения программу нового поколения «Развитие» Л. А. Венгера, коллектив решает задачи развития у детей интеллектуальных и творческих способностей на протяжении последних лет.
Работая в детском саду. Я обратила внимание на то, что развивая интеллект ребенка, педагоги и родители используют новейшие достижения науки и техники, компьютерные игры становятся любимыми уже и для дошколят. Это побудило меня обратиться к тому, что неразрывно связано с человеком – к природе. Учитывая приоритетное направление работы ДОУ, тему по самообразованию я сформулировала следующим образом: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания».
- Теоретическое обоснование.
Первым на пути осмысления данной темы стало изучение научно-методической литературы. Об огромной роли природы в воспитании и обучении детей говорили такие классики педагогики как: Я.А. Коменский, Ж. Ж. руссо, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская и многие другие.
В научных трудах вышеперечисленных исследователей указывается, что для развития интеллекта ребенка необходим богатый и чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира, природы, общественной жизни.
Я.А. Коменский писал: «Нужно учить так, что бы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубрав и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Ж. Ж. Руссо отмечал в своих трудах: «У ребенка есть особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подметить у него это умение нашим».
Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоции отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу вести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно, подлинный фундамент человеческого познания созерцание природы».
Н. К. крупская отмечала: «Право ребенка дошкольника на образование – право познать окружающую действительность».
Таким образом, разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной самостоятельности мышления. Природа предоставляет возможность для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию знаний.
- Цели и задачи работы.
Мною были изучены специализированные программы развития дошкольников, в частности: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжковой, а так же опыт работы по экологическому воспитанию других детских садов, новые методы, приемы, технологии развивающего обучения (опыты, эксперименты, модели и моделирование, проекты). Так же решая задачи развития по разделу «Экология» программы «развития», накопив определенный опыт, я пришла к выводу о необходимости углубленной работы по данному разделу, ее систематизация на основе включения в образовательный процесс методов, приемов развивающего обучения, форм организации направленных на решение задач интеллектуального развития детей.
На основе этого была поставлена главная цель моей работы по экологическому воспитанию дошкольников – создать условия, обеспечивающие интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования экологической культуры через организацию учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, с применение методов и приемов развивающего обучения.
Под экологической культурой понимается совокупность экосознания, экочувств, эко деятельности. Отсюда вытекают следующие задачи:
- Формирование экологического сознания;
- Воспитание экологических чувств;
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
Одновременно с этими задачами были определены задачи умственного воспитания:
- Формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
- Развитие познавательных интересов;
- Развитие познавательной действительности, познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственных действий.
- Основополагающие принципы.
В основу моей работы положены принципы, которые берутся за основу в образовательной политике нашего детского сада:
- Краеведенья,
- Природосообразности.
- Научности и доступности,
- Спирали.
- Междисциплинированности и интеграции содержания,
- Деятельностного подхода.
Принцип краеведенья (изучение природы родного края) позволяет:
- Формировать понятие на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- Использовать имеющуюся у детей информацию для того, что бы они применили свои знания в разнообразных видах деятельности,
- Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в которой каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Соблюдение принципа природосообразности, т.е. соответствие экологического образования законам развития детского организма, позволяет сделать педагогический процесс более эффективным и успешным.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания.
Принцип «спирали» заключается в том, что изучая те или иные объекты природы, дети идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Организация обучения по принципу «от общего к частному» , при котором всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, способствует развитию их познавательной сферы.
Принцип культуросообразности , знаковой опосредованности. Вхождение в человеческую культуру начинается через освоение им знаковых форм культуры. Освоение данных знаков – это «клеточка» развития, вокруг которой движется развитие. Овладение детьми знаковыми формами (эталон, схема, символ, модель и т.д.) не только изменяет отношения человека с миром, но и прежде всего, служат средством воздействия субъекта на самого себя, психика ребенка становится осознанной и произвольной.
Реализация деятельностного подхода в образовании дошкольников заключается в организации «специфических видов детской деятельности» (А. В. Запорожец) – игра, конструирование, рисование и т.д. Основная задача при этом не научить ребенка делать что-то конкретное, а сформировать обобщенные способы деятельности, которые позволяют ему быть самостоятельным, оригинальным, успешным.
Следовательно, обращение в своей работе к данным принципам помогает строить образовательный процесс с учетом современных требований и рекомендаций государственной политики в образовании.
- Методы и приемы.
Базовая программа Л. А. Венгера «Развитие» имеет достаточно полный раздел по экологическому воспитанию для решения задач интеллектуального развития мною отобраны наиболее эффективные методы обучения.
Наблюдение. Моя задача как педагога, заключается в том, что бы развить органы чувств детей, расширять кругозор представлений, воспитывать внимание и все виды памяти. Во время наблюдений я предлагаю детям лупу, что не только поднимает интерес, улучшает процесс восприятия, но и позволяет ребенку практически действовать. С помощью наблюдения ребенок еще приобретает различные навыки (труд по уходу за растениями, животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Следующий метод – детское экспериментирование. Знания, полученные в ходе деятельности прочные и осознанные. Экспериментирование – это типичная для дошкольника деятельность, включающая в себя действия с объектами позволяющими раскрыть их свойства , включить свой опыт.
Программа Л. А. Венгера «Развитие, по которой мы работаем, предусматривает обязательное включение метода экспериментирования в деятельность детей. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулки. Для развития интереса и познавательной активности в группе создана мини-лаборатория. Материалы, расположенные в ней находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Таким образом, наблюдения, опыт и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего осознания, обобщения, раскрытия причин и взаимосвязей в природе.
Важный метод экологического воспитания – словесный, который возможно использовать в разных формах работы с детьми. Беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В беседе развивается умение выделять главную мысль и факты подтверждающие ее.
Словесные методы и приемы обучения применяются как средство регуляции практической, предметной, и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Макетирование помогает осознать явления окружающего мира, проследить за изменениями в природе и окружающей среде.
Макет отражает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макет – это результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным, настенным.
Эффективным методом интеллектуального развития дошкольников является использование моделей и моделирования.
Модель – это «устройство», воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого- либо другого («моделируемого») устройства, любой образ (схема, чертеж, график и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемого в качестве «заместителя, представителя».
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей для определения и уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.
Основой программы Л. А. Венгера «Развитие» является использование моделей и моделирования в различных видах деятельности: конструктивной, изобразительной, речевой, в процессе ознакомления с природой.
Работа с моделями дает возможность обобщенно познать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации (ИОС), элементы сюжетно-ролевой игры.
Все обучающие типы ИОС требуют от воспитателя подготовки, продумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклой, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации эмоционального вхождения в роль.
Игры ТРИЗ способствуют воспитанию у детей материального мировоззрения, осознанию ими объективности существования мира, иллюстрируют некоторые законы диалектики, формируют основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности. Имеют большое значение для усвоения знаний и представлений о мире, его закономерностях, связей и отношений.
Игры ТРИЗ вырабатывают умение критически оценивать окружающую действительность, дети получают новые знания о природе, на практике овладевают моделью правильного поведения в природе.
В своей работе я использовала метод проектов, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Он актуален и эффективен, поскольку дает возможность развивать у детей способности, формирует такие качества как творчество, инициативность, любознательность, активность.
- Формы организации детей.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- В специально организованных условиях;
- В повседневном общении,
- В самостоятельной деятельности;
- В сотрудничестве и взаимодействии с родителями;
- Природо-сберегающие праздники и развлечения.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений отводится занятиям. Оно будет успешным и эффективным, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе. Моя главная цель на занятии – приобщение к систематической и творческой деятельности.
Наиболее эффективным по-моему мнению следующие формы занятия:
- Интегрированные НОД;
- Прогулка по экологической тропе;
- Целевые прогулки;
- Экскурсии в природу;
- Поисковая деятельность;
- Труд в природе;
- Час экологического чтения;
- Выставки рисунков экологического содержания.
Таким образом, решая задачи экологической, творческой направленности, стараюсь использовать разнообразные формы организации, которые позволяют интересно и увлекательно строить учебно-воспитательный процесс.
- Работа с родителями.
Экологическое воспитание дошкольника невозможно без помощи и поддержки семьи. Начальный этап – знакомство родителей с задачами и содержанием экологического воспитания. Групповое родительское собрание позволило обсудить этот вопрос, выработать единые подходы в воспитании детей.
Далее было проведено анкетирование родителей. В результате были выявлены увлечения детей и взрослых, обозначились проблемы, требующие педагогической помощи, и намечен план сотрудничества.
В нашей группе был проведен День открытых дверей, где дети показали своим родителям свои знания, умения и игры по экологическому воспитанию.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными, и вместе с детьми готовят поделки из природного и бросового материала, собирают рисунки.
Одной из формы работы «Час экологического чтения». Для его организации один раз в неделю 2-3 ребенка получают задание вместе с родителями отыскать в домашней библиотеке интересную сказку, книгу, рассказ, стихотворение о природе.
- Итоги работы.
Таким образом, можно отметить, что уровень достижений детей по экологическому воспитанию, значительно повысился в результате планомерной, эффективной системы учебно-воспитательной работы в группе. Результативность работы обеспечивается правильным выбором эффективных методов, и приемов воспитания детей.
Я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить использование метода проектов с целью интеллектуального развития дошкольников в процессе экологического воспитания.
Литература
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Венгер Л. А. «Развитие». – М.: 2000 г.
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1987 г.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Рыжова Н. Т. Путешествие на речку. Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7.
- Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999г.
- Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: новая школа, 1996.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование экологических представлений через ознакомление с многообразием растений"
Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка- дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, непо...
Опыт работы по теме "Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста через познание растительного мира"
Описание опыта работы по экологии за три года....
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
На сегодняшний день —Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жи...
Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...