Картотека словесных игр по экологическому воспитанию в подготовительной группе
картотека (подготовительная группа)

Филипенко Елена Петровна

Картотека словестных  игр по экологии для детей                       дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx960.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8» Сказка» Карасукского района Новосибирской области

   Картотека словестных  игр по экологии для детей                       дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель:

Филипенко Елена  Петровна

«Живая природа»

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но

 есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете

ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем

в игру «Четвёртый лишний»

1.        заяц, ёж, лиса, шмель;

2.        трясогузка, паук, скворец, сорока;

3.        бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4.        кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5.        пчела, стрекоза, енот, пчела;

6.        кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7.        таракан, муха, пчела, майский жук;

8.        стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9.        лягушка, комар, жук, бабочка;

10.        стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке

называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное,

рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д

Съедобное – не съедобное»

 Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

     Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

«Неживая природа»

«Почтальон принес посылку»

    Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

Магазин «Семена»

 Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели  подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.  

«Собери грибы в лукошко»

  Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.        

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

"Природный мир бывает разный"

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

"Рыбы - птицы - звери"

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

"

"Летает, плавает, бегает"

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

«Вершки – корешки»

Дидактическая задача:

- учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры.

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

«Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача:

-закреплять знания детей об объектах природы.

-развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Природа и человек»

Дидактическая задача:

-закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Выбери нужное»

Дидактическая задача:

-закреплять знания о природе.

-развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по экологическому воспитанию в средней группе

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут содержать только задания....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старшей группы

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе...

25.09.2023г. "Картотека словесных игр по речевому развитию в подготовительной группе"

Картотека словесных игр по речевому развитию в подготовительной группе...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....