Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»
материал (младшая группа)
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty2021_guzel.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Буратино» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики
Башкортостан
детский сад «Дюймовочка» с. Старобалтачево – филиал Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» с. Старобалтачево
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Принято Утверждаю
На педагогическо совете Заведующий МАДОУ
Протокол №__ детский сад «Буратино»
От «___»_____ 2021г ________Ахунова З.Ф.
Приказ №___от «__»____2021г
Программа
Дополнительного образования
По развитию мелкой моторики детей 3-4 лет
«Умелые ручки»
Разработала: Шакирзянова Г.М.
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание кружковой работы
Разделы | Содержание разделов | страница |
Целевой | Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты освоения | 5 | |
Возрастные особенности детей 3-4 лет | 5 | |
Содержательный | Описание образовательной деятельности с детьми с 3 до 4 лет | 7 |
Описание форм, способов, методов и средств реализации кружковой работы | 7 | |
Взаимодействие с родителями | 8 | |
Организационный | Перспективно-тематическое планирование | 9 |
Приложения | Список используемой литературы | 16 |
Целевой раздел
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством ознакомления с нетрадиционными техниками ручного труда (рисование, лепка, аппликация). Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления композиции.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От то- 4 го, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими нетрадиционными художественными техниками:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой и гречкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (гречку) по рисунку.
-Пластиллинография: ребенок закрепляет кусочки пластилина на картон способом сплющивания.
-Тестопластика: ребенок, работая с тестом использует различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д.
Практическая ценность программы заключается в следующем:
- Представлена работа с разнообразными материалами.
- Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.
- Разработаны циклы деятельностей и разнообразные формы их организации.
Планируемые результаты освоения
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2.Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется 6 ребенок в играх. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер.
Только в общении малыши могут получить необходимую информацию об окружающем мире. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Переходной период заключается в появлении самостоятельности.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Задачи развития
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Основные задачи развития малышей:
- воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
- развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
- обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
- развитие способности к сопереживанию.
Содержательный
Описание образовательной деятельности с детьми с 3 до 4 лет
Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность деятельности 15 минут.
Цель программы:
Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
- Формировать речевую деятельность.
- Развивать творческие способности ребенка.
- Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
- Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, пластилин).
Структура деятельности:
Первая часть деятельности – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.
Вторая часть деятельности – продуктивная деятельность.
Описание форм, способов, методов и средств реализации кружковой работы
Формы обучения:
- Специально-организованная деятельность;
- Совместная работа воспитателя с детьми вне деятельности;
Методы работы:
- словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Используемые средства:
- акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;
- клеенки, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань.
Взаимодействие с родителями
Для более эффективного результата организована работа с родителями. Сюда входит:
1. Ознакомление родителей с целями и задачами кружка, с перспективным планом работы на 2021-2022 учебный год;
2. Организация и приглашение родителей на выставки детских работ.
Организационный раздел
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение правил по технике безопасности. | |
2.«Осень наступила…» | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Формировать умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изоб. капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования |
Октябрь
1.«Весёлый мухомор» (рисование ватными палочками) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы, гуашь, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
2. «Ветка рябины» (рисование пальчиками) | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобраз. техникой рисования пальчиками. Учить различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятоят., воображение, эстетический вкус. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе. | Лист бумаги формата А 4, нарисована ветка рябины без ягод, гуашь, тряпочка, стакан. |
3. «Фрукты на тарелочке» (рисование по спирали) | Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положит. эмоции от работы. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой бумага для рисования |
4. «Весёлые рыбки» (отпечаток ладошкой) | Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошкой. Учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определенного образа. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость. | Картинка с рыбками, эскиз аквариума, широкие мисочки с разведенной водой гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой |
Ноябрь
1.«Поиск клада» (рисование манкой) | Познакомить детей с манкой как материал для рисования. Учить детей пальчиками выводить рисунки. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально | Подносы с манкой на каждого ребенка (индивидуально для каждого, сито общее на всех, таз с манкой и мелкими игрушками. |
2. «Тили-тили, тесто …» (лепкаэкспериментирование, рисование на тесте). | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек | Пласт солёного теста, гуашь, баночки с водой. |
3.«Конфеты для мамы» К дню матери (скатывание бумаги) | Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. Учить детей скатывать из салфеток шарики. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к своим близким маме, бабушке, сестре. | Ваза для «конфет», салфетки для скатывания. |
4. «Покормим птичек» (скатывание бумаги) | Закрепить у детей умение работать с бумагой, отрывать кусочки и скатывать вкомочки. Учить отрывать небольшой кусочек от салфетки. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | Иллюстрации с птицами, салфетки. |
Декабрь
1.«Выпал первый снег» (аппликация с использ. ваты) | Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогощать представления детей о времени годазима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно распологать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе. | Иллюстрации с пейзажем зимы,лист бумаги А 4, эскиз дерева на каждого ребенка, кисточки, клей ПВА, комочки ваты,тряпочки, игрушка зайчик. |
2.«Снежок порхает, кружится». (рисование ватными палочками) | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. | Снежинки вырезанные из бумаги по количеству детей, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы тонированной синей бумаги (или синий картон, на которыхсхематично изображены снежинки, стаканчики с водой, салфетки |
3. «Снеговик» (воскография) | Познакомить с новой техникой нетрад. рисования, воспитывать самост. В художественно-творческой деятельности детей, развивать мелкую моторику. | Альбомные листы с заранее нарисованными снеговиками восковыми мелками, акварель, кисти с широким ворсом, баночки с водой |
4. «Ёлочные шары» (рисование кистью с элементами аппликации из салфетных шаров) | Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Формировать умение раскрашивать комочки салфетные. Развивать мелкую моторику, цветное восприятие, тактильное восприятие, воображение. Воспитывать, эстетический вкус | Картинка с елочкой украшенная шарами, вырезанная из картона елочка, бумажные салфетки разных цветов |
Январь
Ёлочка» (рисование зубной щёткой) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчиво | Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зу |
2. «Волшебный лес» (рисование жесткой кистью, ватными палочками) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «тычок», рисование полусухой жесткой кистью. Учить держать кисточку вертикально. Делать тычки внутри контура. Закрепить украшать рисунок, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать чувства радости к результату своего труда. | Картинки с изображением зимнего пейзажа, ватман на котором на голубом фоне нарисованы деревья, ели, гуашь белая, жесткая кисть. |
3.«Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования) | Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности. | Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь. |
4.«Подсолнух» (пластиллинография) | Продолжать знакомство детей с техникой пластиллинография. Учить закреплять кусочки пластилина на картон способом сплющивания, закреплять семена подсолнуха на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и образное восприятие. Воспитывать интерес к новым методам лепки | Эскиз подсолнуха на картоне, пластилин черного цвета, доска |
Февраль
1.«Овечка» (аппликация из ваты» | Закрепить умение рисовать в технике " объемная аппликация из ваты ". Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать интерес к изобразительному исскуству | Игрушка овечка, эскиз овечки на картоне, вата, клей, подставки под кисточки, салфетки |
2. «Снежинка» (рисование манкой) | Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую морторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при выполнение работы. | Иллюстрации с зимним пейзажем, синий тонированный лист бумаги или синий цветной картон с эскизом снежинки, манная крупа, клей, кисточка, салфетка. |
3. «Праздничный салют для пап» (отпечатки ладошкой и рисование ватными палочками) | Формировать сочетать две технике в рисунке. Развивать речь, обогащая активный словарь ребенка прилагательными - красный, синий, желтый, зеленый, разноцветный, яркий, сверкающий, красивый. Воспитывать аккуратность. | Мольберт, бумага, гуашь: красная в тарелке, желтая в чашечке; влажные салфетки, бумажные салфетки, кисточка(для перемешивания красок), ватные палочки. |
4. «Улитка-длинные ушки» (тестопластика) | Продолжать знакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Учить детей раскатывать длинный столбик, скручивать его. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Соленое тесто, игрушка улитка, доски для лепки, влажные салфетки. |
Март
1. «Светофор» (рисование оттисков печатками из картофеля) | Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Учить правильно называть цвет. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям, вспомнить, что такое светофор. Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту. Воспитывать культуру поведения детей на дорогах. | Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью зеленого, желтого и красного цвета. |
2. «Мимоза» (скатывание бумаги) | Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Развивать мелкую моторику, восприятия цвета. Воспитывать любовь к маме, порадовать ее. | Картон с нарисованным контуром мимозы, салфетки желтого цвета, доска. |
3.«Постираем полотенца» (рисование) | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке). | Бумага для рисования, цветные карандаши. |
4.«Ёжик» (рисование гречкой) | Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования. | Картинка с ежиком, лист бумаги А 4 с нарисованным контуром ежика, клей ПВА, гречка, подносики под гречку. |
Апрель
1. «Праздничный торт». (лепка пластиллинография) | Формировать умение выполнять работу в технике пластилинографии. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику. Воспитывать желание творить | Фотографии детей на празднике, тортики нарисованные на картоне разного цвета, пластилин. |
2. «Веточка вербы» (аппликация из ваты) | Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края. | картинка с изображением вербы, картонный лист на каждого ребенка с эскизом ветки вербы, ватные шарики. |
3. «Весенние цветы» (отпечаток дном бутылки пласт.) | Познакомить с новой техникой рисования. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы и цвета. Воспитывать гуманное отношение к природе | Пластиковые бутылки небольшие, гуашь, баночки, тряпочки. |
4.«Почки и листочки» (рисование и аппликация). | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. | Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея. |
Май
1.«Дождик» (Рисование ватными палочками ) | Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ватные палочки,.Учить детей при помощи ватных палочек наносить ритмические маски. Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию. | Картинки с дождем, альбомный лист, гуашь синяя, стаканчик, кисточки. |
2.«Поляна весенних цветов». (рисование жесткой, полусухой кистью) | Закрепить умением пользоваться методом «тычка». Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,пространственное воображение. Воспитывать внимание аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Гуашь красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего фиолетового цвета, лист А-4 бумажные салфетки; картинки с изображением солнца, тучи с дождём, радуги, салфетки для рук; магнитная доска |
3.«Гусеница на листе». (тестопластика) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их на листе из картона. Развивать глазомер, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца | Иллюстрации гусениц. Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто, картон зеленого цвета. |
4. «Солнышко» (отпечатки ладошек) | Учить детей творить, фантазировать, видеть образ солнышка. .Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству. | Изображение солнышка,лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом. |
Приложение
Список используемой литературы:
1.«Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия);
2.«Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г;
3.«Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г;
4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир»;
5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2012г.; 6.Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду». Ярославль «Академия развития» 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...