Педагогическое наблюдение – как ключ к индивидуальному развитию дошкольника
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое наблюдение? Наблюдение –это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксированное восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем специально созданных условий. Наблюдение - это метод сбора данных с целью последующего анализа. Наблюдение - это ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.
Действия педагога при наблюдении
Для чего же мы наблюдаем за детьми? 1.Для получения информации. 2.Лучше понять, что происходит с ребенком. 3.Определить моменты, вызывающие озабоченность. 4.Выбрать правильные педагогические стратегии. 5.Найти способы решения проблемных ситуаций. 6.Внести изменения в развивающую среду 7.Внести изменения в план работы. 8.Увидеть изменения в развитии детей. 9.Получить обратную связь .
Преимущества метода наблюдения Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества каждого ребенка Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т.д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Оперативность получения информации. Относительная дешевизна метода.
Недостатки метода наблюдения На результаты наблюдений могут повлиять: Настроение наблюдателя ; Его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу ); Его усталость(в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях ); Адаптивность наблюдателя к происходящему .
Формы записи педагогических наблюдений Регистрация эпизодов. Повествовательные или дневниковые заметки Карта наблюдений
Средства ведения наблюдения
При проведении наблюдения за детьми не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения.
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна: - Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития. - Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии. - Быть постоянным компонентом процесса развития, являться источником информации, подсказкой, что и как развивать. - Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической). - Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми. - Быть абсолютно понятной родителям. - Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь .
Дневник наблюдений
Дневник наблюдений
Дневник принесет пользу лишь в том случае, если намеченная в нем (в выводах) индивидуальная работа, направленная на решение определенных воспитательных задач, вносится затем в общий план работы. В плане же воспитатель намечает, когда именно он будет проводить эту индивидуальную работу. В дневнике должны найти отражение и результаты наблюдений за детьми в повседневной жизни. Хотя при наблюдениях воспитатель обычно ставит перед собой какую-нибудь одну основную задачу, записи же всегда будут отражать самые разнообразные проявления ребенка и встающие в связи с этим другие воспитательные задачи.
Вывод: Практика дошкольного воспитания убеждает нас в том, что дневник наблюдений не только помогает установлению причин того или иного поведения ребенка, но и является своеобразным обобщением опыта работы каждого воспитателя. В руках исследователя дневник вдумчивого мастера-воспитателя — прекрасный материал для анализа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Эта статья о педагогическом наблюдении, как методе изучения индивидуальных особенностей ребёнка.Наблюдение – это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-667120-1603971662.jpg)
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-290046-1567530122.jpg)
Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/27/picture-49575-1661594881.jpg)
Педагогическая диагностика.Оценка индивидуального развития дошкольника. Средняя группа.
Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в каждый возрастной период...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-402018-1392566389.jpg)
Организация и анализ педагогических наблюдений как основа реализации индивидуально - личностного подхода при планировании образовательной деятельности с дошкольниками.
Из опыта организации и анализа педагогических наблюдений в ДОО, являющихся основой реализации индивидуально - личностного подхода при планировании образовательной деятельноясти с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-203090-1642678103.jpg)
Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088835-1543808969.jpg)
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками ...