Артикуляционная гимнастика «Веселый зоопарк»
материал (средняя группа)

Киреева Екатерина Викторовна

Упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика «Веселый зоопарк»

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов :

Пассивная-взрослый выполняет за ребенка упражнения;

Активная- ребенок самостоятельно выполняет упражнения.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи. Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день

Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое. Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений. Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое). Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом. В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения. При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот.

1.«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

2. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Упражнения на развитие подвижности мышц губ и щек

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

6. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

8. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

9. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

10. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).

5. Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении упражнения, раздавался звук

"поцелуя".

6. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут

вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7. Мартышка

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

8. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

9. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

10. Хлопушка. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего

воздух выходит с силой и шумом.

11. Жадная рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее

выдернуть.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат).Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть

опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в

гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы. (Делать упражнение под сч т -рот раскрыт-, осторожно, избегая резких

движений.)

На счет "один" -челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо,

на счет "три" - челюсть вернуть на место, на "четыре" - челюсть влево,

на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - выдвигается вперед,

на "семь" – сомкнуть челюсти в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

3. Имитация жевания с закрытыми губами

4. Обезьяна – дразнилка. Рот широко открыть, максимально вытягивать язык к

подбородку.

5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка

к подбородку и мысленным произнесением звуков Э на

твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих

звуков.

6. Силач.

Рот открыт. Надавит на подбородок пальцем вниз – это «повешен груз", который

надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.

Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Весы. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться

подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся

ладони. Расслабиться.

8. Рыбка Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления

(взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Топорик. Широко, часто открывать рот и произносить: да- да-да-…./ «рубить»/.

10. Беззвучно и протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооо (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии ыыыыыыыыы (рот слегка открыт).

11. Гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо

ииииииииии

12. Пикирование истребителя

Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя

аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо

*Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно

полным.

13. Произнесите пословицы, которые насыщены гласными звуками, требующими

широкого раскрытия рта: следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно

вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Мал, да удал. Два сапога - пара. Знай край, да не падай. У ужа ужата, у ежа

ежата.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом,с шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с высунутым языком с силой сжимая

кулаки.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать капли воды, сока. (20 - 30 глотков)

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Подражать: - стону, - мычанию, - свисту.

7. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления.

Взрослый держит руку на затылке ребенка. Запрокидывать голову, преодолевая

давление.

Взрослый держит руку на лбу ребенка. Опускать голову, преодолевая давление.

8. Сплетник. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением

сопротивления собственных пальцев (следите за гигиеной). пытается удержать язык

ребенка вне рта.

9. Произносить серии гласных, удерживая кончик высунутого языка пальцами, иа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика "Весёлый зоопарк"

Презентация к основным артикуляционным упражнениям...

Презентация "Артикуляционная гимнастика: веселый язычок в зоопарке""

Презентация предназначена для работы педагогов  дошкольной образовательной организации для проведения артикуляционной гимнастики с детьми...

Артикуляционная гимнастика "Веселый зоопарк"

Как зевает бегемот? Очень увлекательная гимнастика для ваших малышей поможет речевому развитию...

Корригирующая гимнастика "Веселый зоопарк"

Основная цель гимнастики после дневного сна-поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений....

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКА «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

laquo;РЫБКА»Рыбка ротик открывает,Говорить она желает./ Ребенок широко открывает и закрывает рот./«ДОБРЫЙ ТИГРЁНОК»Наш тигренок не кусается,Наш тигренок улыбается./ Ребенок растягив...

Занятие по познавательному развитию с элементами артикуляционной гимнастики «В зоопарке»

 Включение артикуляционных упражнений в ходе познавательных занятий помогает закладывать фундамент правильного звукопроизношения у малышей. Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнас...