проект "Карусель профессий"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина
Проект
по ранней профориентации дошкольников
в старшей группе комбинированной направленности №5
«Карусель профессий»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2022 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....8
6. План мероприятий ………………………………………………………..……9
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу»
Уильям Федер
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьез изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному. Развитие сферы банковских услуг и кредитования населения так же способствовало появлению новых профессий: финансовые аналитики, ипотечные брокеры и биржевые маклеры есть теперь не только в Лондоне или Нью-Йорке, но и во многих городах России.
Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же детям не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для их понимания обьяснить кто такой менеджер, программист, визажист, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем дети смогли стать мастерами своего дела?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место та или иная профессия занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен заниматься своим любимым делом.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Современная действительность диктует нам новые требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. В программе "От рождения до школы" трудовое воспитание рассматривается в разделах "Самообслуживание, самостоятельность. Трудовое воспитание" и "Приобщение к культурным ценностям". Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дается довольно ограниченное представление о мире профессий, о профессиональной деятельности взрослых. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Выбор будущей профессии требует систематически-деятельно и осмысленного подхода. Для этого дошкольнику необходимо знать и понимать кем работают его родители и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна не с навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть, кем он хочет стать, а в том, чтобы дать личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это можно осуществить, если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей, развития веры в свои силы. Детям необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка основам профессий в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор, парикмахер, врач и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию знаний и представлений о мире профессий.
Актуальность программы по ранней профориентации дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе, необходимостью преемственности по профориентации дошкольный возраст является начальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ профессий возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Ранняя профориентация дошкольников». Предварительный мониторинг уровня знаний о ранней профориентации дошкольников показал, что 85% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о труде взрослых, нет четкого представления о разнообразии мира профессий, не сформированы знания о профессиях, не сформированы четкие знания и представления об особенностях многих профессий; не могут назвать предметы труда, необходимые для той или иной профессии.
Многие родители (80%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о профессиях и уметь применять их на практике. Всего лишь 9% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 12% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по ранней профориентации дошкольников.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 16% родителей, низкий уровень - 84%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о труде взрослых у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределения дошкольников через различные виды деятельности, помочь детям войти в социальную сферу жизни.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «человек – труд – продукт » и соотношение понятий «продукт – материал» через различные виды деятельности.
2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у дошкольников представлений о многообразии профессий, орудиях труда, трудовых действиях;
2. Расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
3. Научить устанавливать связи между разными видами труда;
4. Сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
5. Заинтересовать родителей совместными мероприятиями.
6. Воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
7. Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой (профессией).
Ожидаемые результаты
- У детей сформированы представления о профессиях и труде взрослых.
- Знают и называют некоторые профессии, в том числе профессии своих родителей.
- Имеют представления о материалах и инструментах, необходимых для разных профессий.
- Сформированы представления о взаимосвязи «человек-труд-продукт», «продукт – материал».
- Сформированы первоначальные представления и профориентация на будущую профессию.
- Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Театрализованное представление по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с 31.10.2022г. по 23.12.2022г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о мире профессий. Подбор литературы о профессиях, фотографий, плакатов, рисунков. | 31.10 -04.11 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «труд», «продукт», «товар», «заработная плата», «деньги», «цена», «товар», «доход», «расход». | 07.11 - 20.12 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников в целом. | 21.12 - 22.12 |
4. | Презентация проекта | Театрализованное представление по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого. | 23.12 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Подвижные игры | |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Кто работает в детском саду», «Профессия моих родителей», «В мире современных профессий » «Что такое профессия?»; Цикл бесед «Все профессии важны»; «Профессии настоящих мужчин»; «Профессии будущего»; «Кем ты мечтаешь стать?» Цель: совершенствовать знания о разных профессиях и орудиях труда. Расширить знания и представления о труде взрослых. Формировать представление о труде взрослых. Рассматривание: фотоальбомов, репродукций, иллюстраций, альбомов с изображением разных профессий и орудий труда. | Беседы |
«Кто работает в детском саду», «Профессия моих родителей», «В мире современных профессий », «Военные профессии», «Профессии и инструменты» | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
Дидактические игры, работа с родителями | |||
Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | |||
НОД | |||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП | НОД |
Экспериментальная деятельность | НОД | ||
Конструирование | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» |
| НОД |
Чтение художественной литературы | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка | НОД
|
Аппликация | НОД | ||
Рисование | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет
- https://clck.ru/32wD7n - журнал "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
- https://kollegiotradny.ru/images/downloads/Sbornik-statey-okruzhnogo-konkursa-po-ranney-proforientacii-doshkol_nikov.pdf - сборник статей по профориентации дошкольников
- https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9482 - журнал "Педагог"
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о профессиях. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.
- Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69
- Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 36-39.
- Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...